Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 371

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 202359

Зарегистрирован: 7 лет 6 месяцев 6 дней
Город: Москва | Последний визит: 25.04.2017 22:21
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
запись в блоге

Максим Марков | «Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 13: визит мэра (часть 2)

29.10.2016 16:41

КАДР №107: «Ой-ёй, только не продолжай, я уже обосрался. Очень страшно»

- Мадянов – артист с огромным комическим потенциалом. Обычно он играет твёрдых мужиков, но если рассмешит – то рассмешит. Вот и это его «Я уже обосрался» – вам нужен был здесь смех, чтобы сцена не ограничивалась одним только страхом?
- На этот вопрос я вам хочу ответить поподробнее. Дело в том, что когда в итоге мы развернулись на Мадянова, то сняли с ним шесть дублей. Из которых первые три он немножечко комиковал. Действительно, комические роли ему удаются блестяще, он умеет это делать, он феерически талантливый артист, просто невероятный. Но после третьего дубля я понял, что это совершенно неправильный путь, не туда мы идём. И сказал: «Роман, эта игра уже у нас в кармане. Если я решу, что сцена должна быть такой шутовской, смешной, то этот материал уже есть. А давай сделаем теперь что-то другое, давай сделаем так, чтобы было страшно».
Я хотел добиться такого ощущения, что сейчас может случиться всё что угодно. Что сюда приехал монстр, чудовище. Чтобы когда он говорил: «Вы все – насекомые, не хотите по-хорошему», – возникло ощущение, что сейчас он сделает что-то невозможное. Бояться ведь ему нечего: рядом такой жлоб здоровенный с пушкой. А главное, чего ему смущаться: всевластье как вседозволенность, не знающая границ, – черта, отличающая этих людей… Я хотел, чтобы «прозвучал» весь ужас этой власти, которая, не дай Бог, переведёт свой взгляд на тебя – и ты думаешь: «Господи, зачем я здесь стою?!.»
Мадянов это попробовал и сам говорит: «Это правильное решение, давай так и делать». Ну и я ему: «Смешно, Роман, будет в любом случае – на это сработает сама ситуация и некоторые нюансы вашего диалога. Но когда ты скажешь: «У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!» – надо, чтобы это прозвучало как приговор. Чтобы все в зале обмерли, поняв, что это действительно так: не было прав, нет и никогда во веки веков не будет, вот ты кто для него, простое насекомое».
Смеха, повторю, будет предостаточно – и в кабинете: «Я папочку открыл и чуть не о-х*-ел», - и дальше, там много этих элементов, это действительно так. Поэтому мы избрали направление играть всерьёз, не комиковать. К тому же смешно – это не когда пытаются рассмешить, а когда узнаваемо, когда очень верно что-то подмечено в жизни и сыграно так, что думаешь: «Как же это точно!»
- Фразы у вас и правда абсолютно из жизни.
- Но дело даже не в самих фразах, а в том, как он там оборачивается к охраннику («Я, может, мировую хотел с тобой выпить… Хочешь?..»), как он ловит взглядом пространство, какие у него жесты, мимика – всё это уже само по себе смешно. Фактура – пьяный человек; и если актёр точно всё это играет, это вызывает узнавание и улыбку уже как минимум. Ну, а некоторые фразы, конечно, бьют наповал…

КАДР №108


КАДР №109


КАДР №110: «Послушайте, Вадим Сергеевич, ну зачем вы это делаете?..»


КАДР №111: «У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!»

- Вот эту реплику Вдовиченкова «Да пошёл ты на х*й» мы немножко прикрыли фразой Мадянова – так что она не слышна, но угадывается русским ухом безошибочно. И дело тут вовсе не в цензуре на ненорматив, а просто это очень изящно легло: одна фраза на другую, когда каждая в отдельности ясна, но звучащие вместе, они словно бы редуцируют друг друга, то есть, вроде как прозвучали слова, а вроде как и нет…

КАДР №112

- Как я уже сказал, Мадянов играл всю сцену по полной выкладке, просто первые две минуты он был за пределами кадра, за «спиной» у камеры. Слава Богу, сцена была решена так, что в конце плана «на крыльцо» мы выходим вместе со Вдовиченковым сюда, на двоих с Мадяновым. Это было органично: Серебряков ушёл наверх, а Вдовиченков подошёл унимать Мадянова – и мы с камерой его сопровождаем. Тут было постелено полотно, рельсы, на них стояла телега – благодаря чему мы «отъехали» и встали на два профиля. А когда прозвучала фамилия Костров – камера начала приближаться, медленно-медленно, как бы сближая их друг с другом.
Таким образом, финал сцены был решён первыми восьмью дублями, каждый раз мы играли всю сцену целиком, от выхода Серебрякова из дома до отъезда мэра. И потому, когда у нас с площадки «исчез» Вдовиченков, мы бы уже вернуться к финалу не смогли. Тут нам просто повезло.
- Про Мадянова можно говорить часами, потому что он действительно артист колоссальный. Но в данном кадре мне также интересен этот «жлоб» – охранник, который как бы в тени, но всё время рядом с мэром. Это ведь актёр, а не человек из массовки?
- Актёр (Сергей Граб - ММ). Я сказал ему: «Ты будешь в кадре всю сцену – и поэтому нужно, конечно, «держать игру», не стоять столбом, но быть внутри ситуации. А ситуация предельно ясна: это – твой босс. Что бы ни происходило, ты будешь защищать его. И поэтому ты постоянно на стрёме». Вот тут он наверх посмотрел – я попросил его, чтобы он огляделся, контролируя «поляну».

- А звук потом добавили?
- Да, звук добавили, чтобы у него была причина туда глянуть.
- И ещё я обожаю этот жест, когда он Вдовиченкова от Мадянова отстраняет.
- Мне он тоже нравится. Очень точный жест. Тут я ему подсказал: «Поднимая руку, сгибай её обязательно в локте, потому что иначе твой жест останется за пределами кадра, мы его просто не увидим», – он так и делал из дубля в дубль.
- Правда, он даже поздновато спохватился, потому что Вдовиченков Мадянова до этого один раз уже тронул.
- Один раз – это ещё ничего. Но второй раз: «Стоп, всё, хватит!»
- Вот вроде бы – жлоб жлобом, но такую роль тоже надо суметь органично сыграть… Тут у вас ещё появляются интересные детали в декорации: в окне вот лыжи торчат, лыжные палки. Мы ведь даже не попадём туда, но видно, что…
- …Что там жизнь. И знаете, даже вот эти веточки, шуршащие на ветру, – они были высажены как часть декорации! Тут же не было ничего, кроме ягеля и брусники с черникой… Кстати, в этом дубле ещё и ветерок поднялся – и мы потом в звуке тоже добавили чуть-чуть ветерка. Видите, как чёлку у Мадянова ветер треплет. Прохладой даже от реки ночной тянет будто. Все эти детали важны очень, они и ткут атмосферу сцены.
- Этот выход: «С трёх до пяти приём населения по личным вопросам», – это здорово, шикарно.
- Да, бесподобная сцена, она мне тоже очень нравится. Просто невероятная сцена.

КАДР №113

- Эту сцену с ружьём – и как Вдовиченков входит – мы снимали, естественно, в другую ночь, отдельную.
- Это понятно. Но чего Серебряков с ружьём не вышел-то?
- Лиля его остановила, как-то урезонила. Если вы посмотрите не на Вдовиченкова, а на зеркало справа, то увидите там Лядову: она сидит подле Серебрякова, на полу, затем поворачивает голову на входящего в дверь Вдовиченкова, встаёт и отходит ближе к окну. Но фокус в том, что это отражение – не совсем настоящее, оно не из этого кадра.

Тут следует пояснить. Помните «Удалённые эпизоды»? Там есть этот кусок. Вдовиченков входит, останавливается у разделочного стола: «Ну, ты чё, Коль?» Следующий план: плечо Вдовиченкова, профиль мальчика – и между ними Серебряков с ружьём. А возле него сидит Лядова, которая тут же встаёт, обходит стол и садится с той стороны. Меня это смущало: получается, мы демонстрируем зрителю причину, по которой он не вышел. Мы показываем, что это она его остановила, Лядова.
К тому же мы здесь вязли немного. Вдовиченков подходит к столу, Серебряков сидит, Лядова встаёт и от него отходит, а тот говорит: «Видишь, я был прав, он для себя, сука, эту землю отнимает…» Вдовиченков выпрямляется, шагает к нему, опускается на корточки: «Братуха, мы этого гада завтра же прижмём!..» Всё это тормозило действие, чем также меня очень смущало.
В конце концов я пренебрёг необходимостью увидеть Лядову, сидящую у ног Серебрякова, – и склеился на моменте, где она уже перешла на другую сторону стола. Это то, что мы сейчас видим. Ушла в небытие реплика: «Это он для себя землю отнимает», – но в целом такое решение сразу уплотнило сцену, сделало её динамичной и лёгкой. Вдовиченков теперь не зависал у стола, а сразу двигался от двери к Серебрякову с ружьём на коленях.
Но при этом я подумал, что было бы всё-таки хорошо, если бы кто-то хоть краем глаза заметил, что Лядова сидела подле Серебрякова. И что мы сделали: вот в это зеркало компьютерным способом инсталлировали тот удалённый фрагмент – где Лядова у ног Серебрякова. Мы зеркально развернули это изображение, сделали ему лёгкий муар, заляпали «грязью» (у старого зеркала не идеальная поверхность), прорезали вот это зелёное растение и волосы мальчика… Детальная, подробная и очень хорошая работа была проделана компьютерщиками.
- Здорово. К вопросу о том, для чего нужны компьютерные эффекты в авторском кино.

КАДР №114

- Но тут возникает ещё один важный смысловой момент: вы же заявляете здесь знаменитое «чеховское ружьё» – но с тем, чтобы нарушить незыблемую заповедь! Ружьё есть – а не выстрелит!
- Почему, оно выстрелит – по бутылкам. В пустоту.
- Мы не этого от вас ждали!
- Естественно, все ждут, что раз он взял в руки ружьё, значит, в финале непременно выстрелит. Но мне кажется правильным нарушать законы, опровергать их.
- Создавая тем самым своё правило: не всякое ружьё стреляет по нужной мишени. Тут я не могу не коснуться истории, сложившейся не внутри, а вокруг вашего фильма. Когда вы впервые рассказали про то, что корни этого сюжета растут из американской трагедии, вы рассказали это тем, кто уже посмотрел картину на Каннском кинофестивале – и ясно понимал различия. А разошлись ваши слова среди тех, кто ленты ещё не видел – и потому стал самостоятельно всё додумывать. И многие ждали от «Левиафана» если не боевика, то бойни. И вот это ружьё – это же первая ласточка!..
- Ну да, вы правы... Я сожалею, что вообще рассказал о Марвине Джоне Химейере. Я этим как бы заложил матрицу сюжета в зрительское сознание: люди ждали, что герой сядет на трактор и отомстит обидчикам.
Но это – второе. А первое и главное заключается в том, что меня принялись здесь мутузить – начиная от министра культуры и кончая последним ботом: «На нашу прекрасную землю перенёс американскую историю!.. Ну и ехал бы в свою Америку, и там бы снимал!.. Только в Америке такое возможно, у нас такого быть не может!..» И прочая подобная чепуха, свидетельствующая об узости мысли.
И даже не об узости, а о подлости этой риторики, настоящей подлости, потому что взрослый человек, если он честен, не может сказать о сюжете «Левиафана», что такого не могло бы случиться в России. Только одурманенный пропагандой, незрелый и инфантильный ум может утверждать, что только в Америке такое возможно. А если зрелый, да ещё и неглупый, значит – подлый, потому что лживый! И вот в этом смысле я как раз сожалею, что сам же дал им в руки такие карты, сославшись на Химейера.
Я уже после нашёл аргумент: «На голову Исааку Ньютону упало яблоко – а в уме его родилось открытие: физический закон мироздания. Но яблоки-то падают и в Смоленской губернии!..» Я это в том смысле, что Марвин Химейер явился только поводом к мысли о том, что могло бы быть с подобным сюжетом у нас. Как и яблоко явилось только причиной появления мысли, не имеющей к самому этому плоду ровным счетом никакого отношения.
- По-хорошему, вам эту историю просто следовало бы приберечь для нашей с вами беседы – когда фильм все уже посмотрели и хотят теперь узнать дополнительные подробности о том, как он задумывался и снимался. Но я, кстати, не спросил про само ружьё: вам важно было, каким оно будет?
- Оружейник привёз в Териберку три ружья, отобранные нами ещё в Москве. Я предложил Серебрякову самому выбрать, какое будет его. Он это сделал. Другие два достались Степанычу и Пашке. Для меня было важно, чтобы это был его выбор.

(Продолжение следует)

По просьбе ООО «Нон-Стоп Продакшн» скриншоты из фильма «Левиафан» могут использоваться только в рамках настоящего проекта.

Упомянутые фильмы: Левиафан
568

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Близнец*
Промо-ролик
141
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
494
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
469
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
411
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
12
Требуется зритель для российского кино
Владимир Мединский потребовал от получателей средств от Фонда кино обеспечить посещаемость фильмов зрителями.
11
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
9
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
8
Роли исполняют: Джош Бролин, Дольф Лундгрен, Сильвестр Сталлоне и др.
Джош Бролин противостоит Дэдпулу, Сталлоне готовит новый побег, Харди и Татум отказываются от поездки в джунгли, а Доль
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×