Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 336

5 место в рейтинге | Накоплено баллов: 164724

Зарегистрирован: 7 лет 1 месяц 14 дней
Город: Москва | Последний визит: 05.12.2016 19:37
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | «Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 11: Тайная вечеря

28.09.2016 10:20, внесены изменения 30.09.2016 12:14

Одиннадцатая глава нашего суперпроекта вполне сенсационна. Мало того, что режиссёр Андрей Звягинцев высказывает здесь свои соображения по поводу Власти в лице персонажа Романа Мадянова, так ещё признаётся в том, что одна из сцен «Левиафана» снималась… в Храме Христа Спасителя!.. Могли ли вы себе такое представить?!.

КАДР №70


- Вы как-то направляли те машины, что отражаются здесь в стекле?
- Нет, машины двигались сами по себе. Поэтому и дублей было много. Краем глаза во время съёмки я видел, что густят они ужасно. Там иногда появлялось подряд много каких-то больших грузовых машин, а это было здесь совершенно неуместно. Ещё почему-то в определённый момент зачастили маршрутки, их было много и все они были такого отвратительного цвета, что сразу было понятно: все эти дубли – в корзину...
Разумеется, главным объектом в этой сцене были наши герои, их состояние, и потому, если бы встал выбор – множество маршруток и лучший дубль в отношении актёрской игры в нём, или наоборот, - я бы выбрал актёрский дубль.
- Бывает так, что эти машины останавливаются с возгласами: «Ой, там кто-то снимает кино, как интересно»?
- Сплошь и рядом. Администрация пытается их разгонять, но бывает, что люди попадают в кадр и смотрят прямо в камеру: «Ух ты!». Такой материал в корзину, ну что сделаешь…
Однажды на фильме «Возвращение» мы снимали проезд на платформе, ту сцену, когда Лавроненко говорит Ивану: «Зови меня отцом, как положено сыну». Под Питером нашли дорогу: очень узкую, в две полосы (одна – туда, другая – обратно), зато идеально ровную, а это - главное, что нам требовалось для хорошего движения. Часть группы стояла на платформе, вокруг милицейское оцепление – и вдруг в какой-то момент услышали грохот: «БАХ-БАХ-БАХ!!!» – столкнулись одновременно пять машин. Пять!.. Только потому, что объезжая нас по встречке, один притормозил посмотреть, второй притормозил, а третий не притормозил – и БАБАХ!.. – в него, а этот в того, тот в другого!.. Не каждый день видишь, как на улице кино снимают!..


Но здесь есть ещё вот какой элемент: видите тёмное пятно в центре кадра? В этом месте едва-едва отражается стоящий в центре площади Ленин. Этого почти никто не видит, но для нас было важно создать такие условия для игры отражений. Мы ведь снимаем на крыльце того самого здания, куда они двинулись от парковки, и теперь в отражении видим контуры городской администрации и памятник.
Для того чтобы разглядеть Ленина, пришлось бы перевести фокус, но для этого нужна причина. Например, когда Вдовиченков с Лядовой оставили Серебрякова наедине с самим собой, мы могли бы – фокусным расстоянием – последовать за ними и таким-то вот образом разглядеть Ильича, но это было бы очень странным решением. Зато именно в этом месте мы ловим отражение Вдовиченкова, когда он выходит наружу. Тёмная основа для отражения его головы даёт нам возможность увидеть некоторые детали его портрета.
Так вот, тёмное пятно в глубине, которое мы для этого используем, - ничто иное как реквизиторская вывеска «Городской суд». Внутри пронизанного тремя рядами стёкол парадного входа Мончегорского Центра культуры, который у нас в фильме служит входом в здание суда, мы повесили вывеску «Городской суд». По обыкновению, реквизиторский цех позаботился о том, чтобы изготовить табличку, но вешать её на стекло не хотелось. А стену возле входа в здание суда мы не увидим в этом эпизоде. Так что она нам пригодилась только для того, чтобы отбить портрет Вдовиченкова от светлого фона, поскольку тёмный служит лучшей опорой для отражений.
Вот уже сейчас мы увидим Вдовиченкова, который, выйдя с вопросом: «Ну что, поехали?», - специально встанет на означенную для него скотчем метку (актёры её боковым зрением ощущают). И благодаря этой табличке мы увидим его отражение значительно лучше, чем если бы её не было.
- Замечательная деталь.

КАДР №71


- Хочу сказать, что для создания атмосферы тут важна была вот эта тишина, этот покой и одиночество Николая. Это одиночество чувствуется даже в присутствии Лили. После судейского «Тапататата… приговаривается… блаблабла… обжалованию не подлежит!», после этой многословной, суетной речи – состояние паузы, тишины. У двери: «Ну чего, поехали?» – «Сейчас… Сейчас…» – и тут: они просто сидят, каждый в своих мыслях…
Это тишина после бури, когда всё случилось и изменить ход вещей уже нельзя. Окончательный приговор – это выдох такой… Всем уже не до разговоров, все живут случившимся. С этого момента ясно – и Николаю, и Лиле (ну, Дмитрию чуть раньше), – что всё, дома больше не будет.
- Собственно, фильм словно бы с этого момента по-настоящему начинается.
- Да, всё предыдущее можно назвать прологом. Именно поэтому, кстати, мы так долго тянем, не рассказывая сразу, что происходит. «Слушай, Степаныч, тут у нас заседание в двенадцать; ну, ты сам понимаешь, надо же ещё обсудить, что да как; давай, короче, завтра, зуб даю, всё будет в лучшем виде», – про что он говорит, про какое заседание?!? Почему оно в двенадцать, что им нужно ещё обсудить? Какие-то «фаберже», какое-то дело, у кого-то «руки по локоть в крови», о чём они тут говорят?..
Намеренно сделано так, чтобы зритель попал в самую гущу, в самое пекло событий, в котором никто ничего ему не объясняет. Такой драматургический ход.


КАДР №72


- Зачем и куда здесь поехала камера?
- Я решил, что здесь необходимо движение, чтобы выдержать ту паузу, когда машина выезжает за пределы кадра. Мы же не ждём, что она появится снова, для нас её больше нет – но она в скором времени снова окажется в кадре.
Чтобы Серебряков беспрепятственно повернул налево, полиция перекрыла движение: машины ведь с этой «парковки» не могут выезжать, я уже говорил, что здесь прогулочная зона. Как только он выезжал, полиция открывала движение – и остальные машины ехали следом. Эту паузу следовало заполнить каким-то ожиданием.
Так что движение камеры было подсказано интуицией, оно не рациональное. «Давай так сделаем?» – «Ну, а зачем?» – «Давай!..» И мы постелили рельсы длиною в три метра. Постеливши звено и поставивши на него телегу с камерой, ты всегда можешь отказаться от движения. А если не постелил, но вдруг увидел, что надо бы, тогда водружение всего этого хозяйства приведёт к потере времени.


Это был очень длинный план. Машина выезжала из кадра, появлялась вновь – и ехала по улице очень долго, туда, в перспективу. А справа налево проезжали ещё две девочки-велосипедистки лет пятнадцати. Я их случайно заметил среди зевак, глазевших на съёмку, и предложил сняться. Они сперва испугались, но я объяснил, что надо будет просто проехать на велосипедах по площади. Поставил их там и, чтобы не мешать звуку, махнул рукой. Их запустили, они пересекли кадр – и я думал ими закрыть сцену: вот они въедут в кадр вдвоём – и на этом можно будет выйти.
Ещё мы ждали, когда облако закроет собой солнце, и вот в этом-то дубле это и произошло. Туча закрыла солнце, и очень быстро, буквально на глазах, наступил вечер. Солнце кое-где ещё проливалось лучами сквозь тучу, но в целом солнечное состояние сменилось вдруг пасмурным мраком. Это было очень красиво. Это было просто волшебно, но мы, к сожалению, чуть-чуть не рассчитали: надо было рискнуть, дать команду «Начали» чуть позже - и тогда солнце скрылось бы за тучей уже во время отъезда машины. А так получилось, что нам пришлось очень долго ждать этого состояния. Долго для ритма всего фильма.
У меня вплоть до последней версии монтажа этот план стоял во всей своей длине. Мне было жаль с ним расстаться. Но потом стало ясно, что в общем ритме фильма это место совершенно неоправданно вытянуто, избыточно.
- Жаль, что этой сцены нет в «дополнительных материалах»…
- Мне тоже жаль, но я просто забыл про неё. Когда ты собираешь материалы, не вошедшие в фильм, про какие-то вещи просто забываешь.


- Один из моих «сумасшедших» вопросов: пролетевшую в кадре птичку запускал специально обученный человек?
- Нет, здесь птица пролетела случайно. Не одна даже, а две.

КАДР №73: Тайная вечеря


- В графинчике что?
- Вода. В этой сцене не было необходимости пить водку по-настоящему.
- А значок «Единой России» вы на мэра повесили настоящий?
- Да, настоящий значок.
- А у кого взяли?
- Нашли. Я даже не знаю, где его раздобыли. Но в любом случае: есть же место, где их производят. Договориться и приобрести значок – один, второй, сколько нужно – не составляет труда. Это задача ассистента режиссёра по реквизиту. Он должен уметь достать, сыскать, заказать (а если нужно, то и изготовить по образцу) всё, что должно быть в кадре, весь «вещный мир» фильма.
- Не было ощущения «а может, не надо»?
- Нет. А почему не надо?.. А как?.. У меня аргумент простой: как может сегодня мэр большого городка не быть членом партии «Единая Россия»?.. Партии-маркера, призванной и придуманной только для того, чтобы отделить «чистых» от «нечистых» или своих от чужих. По-моему, это очевидно для половины страны. И, разумеется, не подлежит никакому сомнению, что наш мэр лоялен в отношении верховной власти.
Но наверняка (или давайте мы это только предположим) перед нами такой человеческий тип, который лишь демонстрирует свою лояльность – что, конечно же, свидетельствует о его лицемерной натуре. Вот смотрите: я либо искренне предан делу своей партии и свято верю в то, что происходящее в стране – во благо её граждан, и тогда я честен, но и глуп одновременно, поскольку не вижу очевидного; либо я только демонстрирую преданность намеченному курсу - а если я демонстрирую то, чего во мне нет, и делаю это из корысти, значит, на самом деле кого-то я вожу за нос. Значит, я – лжец. А ложь с лицемерием всегда были рядом.


Человек, который ставит другого под ствол, угрожая ему смертью, – преступник, какие тут могут быть разночтения? Но почему-то он сидит в кресле градоначальника, а не в тюрьме. И чем же может обернуться власть, если сплошь и рядом она будет состоять из такого вот человеческого материала? Разве такая власть может быть достойным инструментом создания в стране условий для процветания граждан? И вот такие-то люди создадут это процветание?!. Люди, которые ни перед чем не остановятся ради собственной выгоды?..
И почему государство так устроено, что без конца, из века в век ему нужно напоминать о том, что человек – мерило всех вещей?!. Если человек становится для тебя разменной монетой, если ты на костях строишь «благое дело», если используешь человека как средство, то каких других эпитетов ты заслуживаешь?..
Есть ещё одно меткое определение для этого, его можно найти на страницах Книги Иова: «Земля отдана во власть нечестивцев». Попробуйте не согласиться с этим.

КАДР №74


- В этой сцене вы тоже спрашивали, что из еды приготовить?
- Я помню точно, что сказал: «Мадянов будет пить, а вы будете всё это время есть. А просидим мы здесь несколько часов, потому что сперва будем снимать Романа, потом переставимся на вас. У нас есть для стола то, сё, пятое, десятое…». И актёр сам выбрал, что он будет есть. Наелся блинов, как на Масленицу.
Я знал, что сначала надо снимать Романа, потому что у Валерия Гришко здесь значительно больше текста, а он не столь бывалый актёр, как Мадянов. Например, на «Елене» я понимал, что первым надо снимать Смирнова, а потом Маркину. Потому что за то время, пока мы делаем пять-семь дублей на Смирнова, Маркина только «входит» в сцену. Когда мы переставляемся, первый её дубль всегда немножко стрессовый, а вот ко второму-третьему она уже «набирает массу» своего существования в сцене. Есть актёры, которых надо первыми снимать, а есть те, которым надо «нагулять аппетит». Маркина, например, такая.
Мне показалось, что и Гришко нужно время для того, чтобы «войти» в сцену. Это был его первый съёмочный день в фильме, и потому это было важно.

КАДР №75


- Освещение в этой сцене гораздо темнее всех предыдущих сцен, это бросается в глаза. Такая темнота обоснована встречей «злых сил»?
- Нет, в первую очередь она обоснована интерьером. Это Храм Христа Спасителя.
- Да вы что!.. «Левиафан» снимали в Храме Христа Спасителя?!.
- Да, это ещё один эпизод, который был снят в Москве. Там есть огромная трапезная с небольшими окнами, занавешенными тяжёлыми шторами… Вернее, там множество таких пространств для трапезных, мы обошли три-четыре больших зала и выбрали именно этот из-за фрески, которую вы увидите в финале сцены. Именно из-за неё. Мебель и прочие атрибуты – это всё оттуда.
Но мы, естественно, нигде не указываем, что это именно Храм Христа Спасителя, мы нигде не говорим, что наш мэр приехал в Москву, в этом просто нет необходимости. Он пожаловал в трапезную к местному архиерею, так что в пространстве нашего фильма это застолье происходит где-то там, на Севере.
В этой трапезной акустика прекрасная, кстати.
- То есть, звук с площадки?
- У нас весь фильм сложен из живого звука.

КАДР №76


КАДР №77


- Иногда здесь чувствуются мимолётные движения камеры – вот Мадянов, например, потянулся… Они для чего нужны?
- Мы называем это «камера дышит». Она не на плече, она стоит как вкопанная на штативе, но «голова» у неё расслабленная. И Миша поводит ею, как сам чувствует: нужно - правее повернёт, нужно – левее… Ну, если необходимо уследить, как вот мэр выпивает, то он готов немножко поддержать это движение. Такой способ.
- Выходит, сам Кричман стоит за камерой? Не камерамен?
- Не бывает такого, чтобы за камерой стоял кто-то другой, кроме Кричмана. В этом смысле Михаил в высшей степени ответственный человек. Он не может уйти с площадки, сказав кому-то: «Поставьте свет такой-то» или «Ну, ты там сам как-нибудь сними». Это исключено. Когда он это сделает, я первым скажу: «Миша, пора на пенсию».
- Он согласовывает с вами это дыхание камеры?
- Когда бы он успевал это сделать? Нет, конечно, это его процесс.

КАДР №78: «Не волнуйся ты, всякая Власть от Бога. Пока Богу угодно, беспокоиться тебе не о чем»


КАДР №79


КАДР №80


КАДР №81


КАДР №82


- Вот та фреска, из-за которой вы выбрали именно эту трапезную…
- Тайная вечеря. По сути, они сидят за одним общим столом… Мне казалось, это очень сильно сработает, как преемственность: вот они - первые апостолы, - а вот и новые… А кто же ещё священство, как не последователи апостолов?..

(Продолжение следует)



Скриншоты из фильма «Левиафан» производства ООО «Нон-Стоп Продакшн» могут использоваться только в рамках настоящего проекта.

Упомянутые фильмы: Левиафан, Елена
543

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Мумия
Превью трейлера
839
Хижина*
Трейлер
397
Плохой Санта 2
Дублированный трейлер
381
Мумия
Трейлер
331
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Смертельная битва возобновляется
Экранизация игры «Mortal Kombat» получает «зеленый» свет с режиссером, пришедшим из рекламы Duracell
19
Рецензия на фильм «Прибытие»
Андрей Писков про, возможно, главный научно-фантастический фильм этого года, новую работу Дени Вильнева "Прибытие"
18
Рецензия на фильм «Фантастические твари и где они обитают»
Андрей Писков познакомился с фантастическими тварями и узнал, где они обитают. Судя по рецензии, обитают они где-то на кладбище нереализованных возможностей
15
Джонни Депп и фантастические твари
Дэвид Йейтс раскрыли тайну, кого сыграл Джонни Депп в предстоящем блокбастере «Фантастические твари и где они обитают»
13
Сценарист для Харли Куинн
Для фильма о героине Марго Робби в «Отряд самоубийц» нашелся автор сценария
13
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×