Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 424

3 место в рейтинге | Накоплено баллов: 277400

Зарегистрирован: 8 лет 3 месяца 3 дня
Город: Москва | Последний визит: 23.01.2018 09:51
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | «Мать» Марка Донского (наши в Каннах)

16.05.2010 20:07

Сейчас выходит в прокат корейская «Мать», а я вспомнил про нашу. Которая тоже участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля.

Вообще-то, «Матерей» у нас несколько. Во-первых, оригинал: повесть Горького о женщине, сперва не понимавшей сына, а потом подхватившей его знамя и продолжившей его Борьбу – с классом угнетателей и буржуев. Затем – целых четыре экранизации. Первая – 1919-го года – с самого что ни на есть революционного с пылу с жару (реж. Александр Разумный). Вторая – 1926-го, Всеволода Пудовкина с Верой Барановской, немеркнущая классика, не раз фигурировавшая в списках лучших фильмов мирового кино (причем на очень высоких местах. Третья – 55-го года, в постановке Марка Донского с Верой Марецкой. И четвертая – 1990-го, Глеба Панфилова с Инной Чуриковой.

Из них в Каннах (по понятным причинам) были показаны две последние. Панфилов даже получил приз за выдающиеся художественные достижения (тот год был особенно удачным для нашей страны – Лунгину тогда же дали приз за лучшую режиссуру; а победили «Дикие сердцем»). Но так вышло – ужасный мой пробел в образовании! – что из этих четырех фильмов я смотрел только один. Третий. Снятый в 55-м, он прибыл в Канны в 56-м (занятно, что в том году мы тоже получили награду за режиссуру – его взял, забавное совпадение, упоминавшийся в прошлом посте Сергей Юткевич). И хотя ничего там не завоевал, но есть несколько деталей, которые заставляют к этому фильму приглядеться.

Если честно сказать, не лукавя, он совершенно не какой-то там выдающийся. Но! Режиссер Марк Донской (1901-1981) – из числа великих основоположников Славы Русского Кино во всем мире. Он начал снимать с 1926-го, и далеко не все его работы сейчас известны. Но поставленная им в 1938-40 годах трилогия по тому же Горькому - «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты» - как говорится, обессмертила его имя. Потом были фильмы «Как закалялась сталь», «Сельская учительница» с той же Марецкой (вот ее и сейчас показывают), «Алитет уходит в горы», две картины ленинской темы - «Сердце матери и «Верность матери»… Но самый важный вклад Донского в кино, пожалуй, это «Радуга» (1944) – практически напрочь забытый нашим телевизором (хотя однажды мне и удалось его посмотреть) действительно Великий фильм о Великой войне (снятый к тому же непосредственно в разгар событий). Иногда путают, говоря, что он первым из наших получил «Оскара» - это не так, хотя бы потому, что тогда у премии не было соответствующей иноязычной номинации. «Радуга» получила в какой-то мере тогдашний аналог золотого божка - премию Национального совета кинообозревателей США; тоже круто.

Но самый незабываемый факт, о котором всегда говорится при упоминании Донского: итальянцы, после войны покорившие весь мир своим неореализмом – одним из крупнейших течений в истории кинематографа! – называли Донского своим непосредственным предшественником и учителем! В то время как у нас, как водится, не все о такой вот его славе даже ведали… Так что «Мать», даже пусть и не блестящая, чрезвычайно интересна как часть фильмографии по-настоящему крупного Режиссера.

Второй важный момент Вера Петровна Марецкая, великая актриса, легенда русского театра и кино ХХ века. «Закройщик из Торжка», «Дом на Трубной», «Живой труп», «Свадьба», «Она защищает Родину», «Сельская учительница» (того же Донского)… И главное - Александра Соколова в «Члене правительства». Даже если вы фильма (что скорее всего) и не смотрели, но самую крылатую фразу из него наверняка хоть раз в жизни да слышали: «Вот стою я перед вами – простая русская баба…» По большому счету, Марецкая могла бы в кино больше и не играть – этого монолога вполне бы хватило, чтобы золотом ее имя высечь на скрижалях истории.

Третье: ее сына здесь играет великий Алексей Баталов – тогда еще молодой и «зеленый». Но при этом – уже дважды (!) к тому времени появлявшийся на каннском экране: годом ранее в конкурсе участвовала «Большая семья», где у него была первая крупная роль, а в 1946 показывали «Зою», где он дебютировал. А спустя два года после «Матери» здесь покажут «Летят журавли» - ну и… Вы, в общем, знаете. Еще занятно, что у Пудовкина Павла Власова (собственно сына) играл его дядя, тоже крупный актер Николай Баталов.

Ну и четвертое – уже не принципиально важное, но тоже любопытно: одного из подпольщиков в фильме играет Олег Борисов.

А чтобы вы были в курсе, развитие в фильме происходит следующим образом. Сын – пламенный революционер. Мать – глупая забитая женщина, о которой сын может сказать разве что сочувственное: «Когда она смотрит со страхом и недоумением, мне жалко ее». Когда в дом приходят соратники сына по партии, мать, что-то слышавшая, недоуменно спрашивает: «Вот это и есть запрещенные люди?» - «Они самые» - «Может, водочки им купить?» - «Да нет, мать, это лишнее. А за самовар спасибо». Постепенно, волей-неволей вертясь в рабочей среде, мать проникается нужными настроениями. И вскоре удостаивается особенной похвалы: «Ты, мать, хороший человек». Дальше – больше. Желая поддерживать родимую кровинушку не только морально, но и делом, мать принимается раздавать агитационные листовки из корзины с едой. И вот уже сын радуется от всего сердца: «Когда человек может назвать мать свою по духу родной – это редкое счастье. Спасибо, мама, спасибо, родная». Так вот простая русская женщина несколько неожиданно для себя оказывается посреди большого рабочего бунта.

Вот еще несколько сильных – определяющих – фраз, чтобы окончательно добить вас восклицательными знаками. Возглас героя: «Когда же будут матери, которые насмерть пошлют своих детей с радостью!». Восторженное откровение встречного: «Говорят, у него мать есть, тоже в партии. Такая – просто чудеса!» И финальный выкрик-призыв: «Морями крови не угасят правды, душу воскресшую не убьют!»

Все это необязательно, наверное, смотреть - тем более что со дня на день, наверное, должны снять соответствующий нынешнему духу времени перевертыш, в котором Мать окажется не героиней, а напротив, злодейкой, с которой необходимо бороться бравым жандармам и белогвардейцам. Но вы просто знайте, что вот такое кино у нас было.

* ***
Между тем, если вам интересно, продолжаем заявленное в прошлом посте голосование по двум категориям. 1. Какой бы наш фильм за все времена вы бы назвали наиболее достойным «Золотой пальмовой ветви» (вне зависимости от того, участвовал он в конкурсе или нет)? 2. Если предположить, что вручалась бы такая «Пальма пальм» - за лучший фильм, когда-либо побеждавший в Каннах, чтобы это был за фильм? («Летят журавля» не участвуют)

1074

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
4
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×