Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 338

5 место в рейтинге | Накоплено баллов: 165608

Зарегистрирован: 7 лет 1 месяц 18 дней
Город: Москва | Последний визит: 08.12.2016 23:46
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | «Мать» Марка Донского (наши в Каннах)

16.05.2010 20:07

Сейчас выходит в прокат корейская «Мать», а я вспомнил про нашу. Которая тоже участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля.

Вообще-то, «Матерей» у нас несколько. Во-первых, оригинал: повесть Горького о женщине, сперва не понимавшей сына, а потом подхватившей его знамя и продолжившей его Борьбу – с классом угнетателей и буржуев. Затем – целых четыре экранизации. Первая – 1919-го года – с самого что ни на есть революционного с пылу с жару (реж. Александр Разумный). Вторая – 1926-го, Всеволода Пудовкина с Верой Барановской, немеркнущая классика, не раз фигурировавшая в списках лучших фильмов мирового кино (причем на очень высоких местах. Третья – 55-го года, в постановке Марка Донского с Верой Марецкой. И четвертая – 1990-го, Глеба Панфилова с Инной Чуриковой.

Из них в Каннах (по понятным причинам) были показаны две последние. Панфилов даже получил приз за выдающиеся художественные достижения (тот год был особенно удачным для нашей страны – Лунгину тогда же дали приз за лучшую режиссуру; а победили «Дикие сердцем»). Но так вышло – ужасный мой пробел в образовании! – что из этих четырех фильмов я смотрел только один. Третий. Снятый в 55-м, он прибыл в Канны в 56-м (занятно, что в том году мы тоже получили награду за режиссуру – его взял, забавное совпадение, упоминавшийся в прошлом посте Сергей Юткевич). И хотя ничего там не завоевал, но есть несколько деталей, которые заставляют к этому фильму приглядеться.

Если честно сказать, не лукавя, он совершенно не какой-то там выдающийся. Но! Режиссер Марк Донской (1901-1981) – из числа великих основоположников Славы Русского Кино во всем мире. Он начал снимать с 1926-го, и далеко не все его работы сейчас известны. Но поставленная им в 1938-40 годах трилогия по тому же Горькому - «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты» - как говорится, обессмертила его имя. Потом были фильмы «Как закалялась сталь», «Сельская учительница» с той же Марецкой (вот ее и сейчас показывают), «Алитет уходит в горы», две картины ленинской темы - «Сердце матери и «Верность матери»… Но самый важный вклад Донского в кино, пожалуй, это «Радуга» (1944) – практически напрочь забытый нашим телевизором (хотя однажды мне и удалось его посмотреть) действительно Великий фильм о Великой войне (снятый к тому же непосредственно в разгар событий). Иногда путают, говоря, что он первым из наших получил «Оскара» - это не так, хотя бы потому, что тогда у премии не было соответствующей иноязычной номинации. «Радуга» получила в какой-то мере тогдашний аналог золотого божка - премию Национального совета кинообозревателей США; тоже круто.

Но самый незабываемый факт, о котором всегда говорится при упоминании Донского: итальянцы, после войны покорившие весь мир своим неореализмом – одним из крупнейших течений в истории кинематографа! – называли Донского своим непосредственным предшественником и учителем! В то время как у нас, как водится, не все о такой вот его славе даже ведали… Так что «Мать», даже пусть и не блестящая, чрезвычайно интересна как часть фильмографии по-настоящему крупного Режиссера.

Второй важный момент Вера Петровна Марецкая, великая актриса, легенда русского театра и кино ХХ века. «Закройщик из Торжка», «Дом на Трубной», «Живой труп», «Свадьба», «Она защищает Родину», «Сельская учительница» (того же Донского)… И главное - Александра Соколова в «Члене правительства». Даже если вы фильма (что скорее всего) и не смотрели, но самую крылатую фразу из него наверняка хоть раз в жизни да слышали: «Вот стою я перед вами – простая русская баба…» По большому счету, Марецкая могла бы в кино больше и не играть – этого монолога вполне бы хватило, чтобы золотом ее имя высечь на скрижалях истории.

Третье: ее сына здесь играет великий Алексей Баталов – тогда еще молодой и «зеленый». Но при этом – уже дважды (!) к тому времени появлявшийся на каннском экране: годом ранее в конкурсе участвовала «Большая семья», где у него была первая крупная роль, а в 1946 показывали «Зою», где он дебютировал. А спустя два года после «Матери» здесь покажут «Летят журавли» - ну и… Вы, в общем, знаете. Еще занятно, что у Пудовкина Павла Власова (собственно сына) играл его дядя, тоже крупный актер Николай Баталов.

Ну и четвертое – уже не принципиально важное, но тоже любопытно: одного из подпольщиков в фильме играет Олег Борисов.

А чтобы вы были в курсе, развитие в фильме происходит следующим образом. Сын – пламенный революционер. Мать – глупая забитая женщина, о которой сын может сказать разве что сочувственное: «Когда она смотрит со страхом и недоумением, мне жалко ее». Когда в дом приходят соратники сына по партии, мать, что-то слышавшая, недоуменно спрашивает: «Вот это и есть запрещенные люди?» - «Они самые» - «Может, водочки им купить?» - «Да нет, мать, это лишнее. А за самовар спасибо». Постепенно, волей-неволей вертясь в рабочей среде, мать проникается нужными настроениями. И вскоре удостаивается особенной похвалы: «Ты, мать, хороший человек». Дальше – больше. Желая поддерживать родимую кровинушку не только морально, но и делом, мать принимается раздавать агитационные листовки из корзины с едой. И вот уже сын радуется от всего сердца: «Когда человек может назвать мать свою по духу родной – это редкое счастье. Спасибо, мама, спасибо, родная». Так вот простая русская женщина несколько неожиданно для себя оказывается посреди большого рабочего бунта.

Вот еще несколько сильных – определяющих – фраз, чтобы окончательно добить вас восклицательными знаками. Возглас героя: «Когда же будут матери, которые насмерть пошлют своих детей с радостью!». Восторженное откровение встречного: «Говорят, у него мать есть, тоже в партии. Такая – просто чудеса!» И финальный выкрик-призыв: «Морями крови не угасят правды, душу воскресшую не убьют!»

Все это необязательно, наверное, смотреть - тем более что со дня на день, наверное, должны снять соответствующий нынешнему духу времени перевертыш, в котором Мать окажется не героиней, а напротив, злодейкой, с которой необходимо бороться бравым жандармам и белогвардейцам. Но вы просто знайте, что вот такое кино у нас было.

* ***
Между тем, если вам интересно, продолжаем заявленное в прошлом посте голосование по двум категориям. 1. Какой бы наш фильм за все времена вы бы назвали наиболее достойным «Золотой пальмовой ветви» (вне зависимости от того, участвовал он в конкурсе или нет)? 2. Если предположить, что вручалась бы такая «Пальма пальм» - за лучший фильм, когда-либо побеждавший в Каннах, чтобы это был за фильм? («Летят журавля» не участвуют)

899

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Мумия
Трейлер
831
Плохой Санта 2
Дублированный трейлер
509
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новое видео: 4-6 декабря 2016
Все новые трейлеры, появившиеся в Сети за последние дни
666
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Смертельная битва возобновляется
Экранизация игры «Mortal Kombat» получает «зеленый» свет с режиссером, пришедшим из рекламы Duracell
19
Рецензия на фильм «Прибытие»
Андрей Писков про, возможно, главный научно-фантастический фильм этого года, новую работу Дени Вильнева "Прибытие"
18
Рецензия на фильм «Фантастические твари и где они обитают»
Андрей Писков познакомился с фантастическими тварями и узнал, где они обитают. Судя по рецензии, обитают они где-то на кладбище нереализованных возможностей
15
Джонни Депп и фантастические твари
Дэвид Йейтс раскрыли тайну, кого сыграл Джонни Депп в предстоящем блокбастере «Фантастические твари и где они обитают»
13
Сценарист для Харли Куинн
Для фильма о героине Марго Робби в «Отряд самоубийц» нашелся автор сценария
13
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×