Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 383

3 место в рейтинге | Накоплено баллов: 224656

Зарегистрирован: 7 лет 9 месяцев 7 дней
Город: Москва | Последний визит: 20.07.2017 17:51
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | Бумажные комиксы. «Супермен – Action Comics» Гранта Моррисона: «Супермен и Люди из Стали»

23.01.2017 11:48

«Супермен – Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали» Гранта Моррисона

Супермен оказался на электрическом стуле: ещё одна история про то, как земляне сперва не любили пришельца, а потом отчаянно просили его о помощи.

Супермен так часто за последнее время прилетал в своей ракете-колыбельке на Землю, так часто с нуля начинал свою бурную «творческую» деятельность, что к новому графическому роману Гранта Моррисона относишься уже если не с подозрением, то с сомнением и определённой усталостью: ну сколько можно уже?.. Почему Суперменов вообще так много – прояснит специальная статья, приложенная к новому изданию; но за объяснением, почему их так много нынче в России, далеко ходить вовсе не надо.


Впервые комикс о Супермене вышел в 1938-м году, 77 лет назад. Вышел, понятное дело, в Америке. Мировая история сложилась так, что по ряду обстоятельств на русском языке рассказы о его приключениях не выходили. Слышать советские люди о нём слышали, но, конечно, заранее не одобряли: было очевидно, что нашему народу от этого парня ничего хорошего ждать не придётся. Постепенно всё стало меняться в 80-е годы благодаря серии кинофильмов с Кристофером Ривом, которые скопом попали сперва в видеосалоны, а затем и на кабельные каналы.

Уже в новом веке подобного рода экранизации вышли на качественно новый уровень, прибавив бумажным оригиналам новых поклонников. Появление и массовое распространение интернета окончательно разрушило границы и помогло интересующимся узнать о мире комиксов всё, что угодно. Но культура их потребления (позволю себе здесь не совсем корректное, но при этом и правильное слово) начала у нас складываться относительно недавно. По сути, окончательно она не сложилась до сих пор: преодолеть такой огромный временной разрыв не так-то просто, если вообще возможно.

И главная заслуга тех, кто принялся издавать сейчас в нашей стране иностранные комиксы, - в том, что они усиленными темпами заполняют бреши в нашем «образовании». Выпуская как классические работы, так и новые серии, которые либо идут параллельно друг другу, либо взаимно дополняются. В связи с этим переживать о том, что мы в очередной раз застаём Супермена в самом начале пути, вроде бы и не обязательно. Пройдёт ещё несколько лет – и каждый желающий сможет, наконец, выбрать Супермена себе по душе. На это работает и то, что комиксы в твёрдой обложке теперь уважительно называют графическими романами – это звучит солиднее и позволяет убедить взрослую аудиторию, что и ей может быть нужно чтиво подобного рода.


Цикл «Супермен – Action Comics» открывается книгой Гранта Моррисона «Супермен и Люди из Стали», которая рассказывает о попытке инопланетного Брейниака через всё тот же интернет сперва полностью подчинить, а потом и уничтожить Землю (что до этого уже было сделано с Криптоном). Ситуация усугубляется тем, что Супермен на чужбине пока что вне закона: на него охотится не только полиция, но и армия, которая, улучив момент, пускает против криптонца танки. А Лекс Лютор и вовсе сажает его на электрический стул. Так стоит ли Супермену спасать тех, кто ещё накануне выходил на улицу с плакатом «Пришелец, убирайся домой»?..

В первую очередь здесь интересна игра как с характером главного героя, так и с его общеизвестной биографией. С самого начала Супермен предстаёт перед ними этаким шалуном, который играючи, ладонью, останавливает пущенную в него пулю и с улыбкой расправляется с целым отрядом. Один из художников романа Рэгс Моралес видит, как в глазах Супермена «горит типично элвисовский огонёк», а его вторую личину – Кларка Кента – наделяет «гаррипоттерными» чертами. Впрочем, лучше всего эту метаморфозу прокомментирует сам автор, Грант Моррисон:

«У него, как у семнадцатилетнего гитариста из дворовой рок-группы, опыта нет и быть не может, приходится набираться по ходу дела. Супермен – супергерой, ему необязательно думать. Это подросток, который вырвался из-под опеки мамы и папы Кент. Их больше нет, они умерли, и тут ему приходит в голову: «Я – самое сильное существо на планете. Сейчас наведу порядок!» (смеётся). Похоже, юноша, который не слишком задумывается над своими поступками, а просто поступает по совести, - отличный источник сюжета».


Далеко не сразу, а урывками осознаёшь и такое новшество, как перемена Кларком Кентом места работы – здесь он работает не в «Дэйли Плэнет», а в конкурирующей «Дэйли Стар», и пишет не столько про подвиги Супермена, сколько разоблачительные статьи о коррупционных сговорах и преступных олигархах. И не ждёт больше выхода из печати очередного номера: теперь у него есть ещё и блог, привлекающий пристальное внимание как полицейского детектива, так и таинственного информатора. А ещё он надевает кислородную маску перед полётом в космос. И позволяет нехарактерную для его светлого образа угрозу: «Док, вы у меня кое-что забрали. Считайте меня сентиментальным, но либо я получу свою вещь назад, либо сломаю вашу тощую шею».

Если же говорить об особенностях не сюжета, а настоящего издания, то их несколько. Во-первых, к повести про Супермена добавлены короткие, но яркие дополнительные истории: про то, чем был занят ещё один герой этой вселенной по прозвищу Сталь, пока Супермен боролся с Брейниаком; про бесплодные попытки Марты и Джона Кентов зачать ребёнка, известно чем увенчавшиеся («Думаешь, это русские его запустили? Лепечет вроде по-русски»); про прощание подросшего Кларка с отчим домом.

Во-вторых, «Альбом набросков» содержит любопытные комментарии Гранта Моррисона и Рэгса Моралеса о том, как создавались первые два выпуска данной серии. Тут можно узнать, какое влияние оказали на них фильмы Дэвида Линча и образ Леди Гаги, и какими мыслями они руководствовались, столь нещадно измордовывая своего героя:


«Когда на него налетает поезд, перед нами оказывается не тот Супермен, к какому мы привыкли за последние 20-30 лет. Это существо из плоти и крови, ему может быть больно. Мне хотелось показать, что и его способности не безграничны.
Очень хорошо, что он снова похож на Геракла. Супермен сороковых годов был ближе к реальной жизни, чем Супермен последних лет, потому что не был неуязвимым. Возникало чувство реальной опасности».

Традиционные примечания – это в-третьих - здесь скорее сдержанные (что мотивировано), но даже в таком виде успевают добавить к основному рассказу немало. Раскрывая, к примеру, «фирменный мотив Моррисона», когда «память персонажа даёт сбой, что отражает переписываемую в реальном мире историю», и сравнивая (вслед за автором) «внешний вид обновлённого Человека из Стали … со стилем популярного американского рок-музыканта Брюса Спрингстина».

«Раньше в нашем городе были законы. К примеру, закон всемирного тяготения», - то ли шутит, то ли сокрушается гоняющийся за Суперменом детектив, который позднее найдёт в комнатушке Кларка Кента книгу «Человек, который упал на Землю». Ему, как и всем прочим, предстоит смириться с тем, что в присутствии сверхчеловека возникновение новых правил неизбежно. Нам же следует привыкнуть к тому, что новые романы – графические – о супергероях уже попросту неизбежны.

Первая публикация – 15 сентября 2015 года

469

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×