Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 423

3 место в рейтинге | Накоплено баллов: 276469

Зарегистрирован: 8 лет 3 месяца
Город: Москва | Последний визит: 19.01.2018 21:47
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | Бумажные комиксы. «Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса

06.12.2016 23:15

«Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса

Невозможно описать то ощущение, когда в руках человека, знающего, кто такие «Хранители», оказывается этот увесистый том в 528 страниц размером 30х20см с дважды – для верности – повторённым на суперобложке подтверждением: «Абсолютное издание», «Самое полное издание в мире». Один восторг – да и только.

Не стоит, наверное, описывать сюжет самого романа Алана Мура и Дэйва Гиббонса: поклонники жанра если ещё его и не читали, то точно видели поразительно удачную экранизацию Зака Снайдера. Повторим же просто слова режиссёра, которого уже сейчас спокойно можно назвать великим за его несомненный вклад в освоение новых возможностей кинематографа:
«“Хранители” ведь единственный комикс, где супергерой приведён в полное соответствие с реальным миром. Там прямым текстом сказано то, что в традиционном комиксе приходится вносить за скобки: борьба со злом – это одно дело, но если человек наряжается в узкие штаны, плащ и маску – привет, у него проблемы с головой. Забыл, кто сказал, что «Хранители» - это вселенная, где у Бэтмена не стоит, Супермен ненавидит человечество, а главный злодей желает мира во всём мире».

Кстати, изучая роман, понимаешь, что фильм 2009-го года довольно точен, причём точность порою покадровая. Тем любопытнее искать и находить некоторые отличия – которые, разумеется, есть, иначе ведь и быть не могло. И приходится пожалеть, что даже в наиболее полном издании нашлось место сценарию лишь первой и последней страниц самого комикса: разница между написанным и изображённым тоже имеется. Хотя следует по достоинству оценить максимализм Мура, с необыкновенной дотошностью описывающего Гиббонсу то, что тому в итоге предстоит нарисовать. Он не забывает даже про «редкие пятнышки голубиного помёта» и даже насчёт второстепенного персонажа уточняет: «Я упомянул его неопрятность на случай, если тебе захочется наделить его перхотью, или немытыми ушами, или грязью под ногтями, или ещё чем-нибудь».

Тем не менее даже на первой полосе художник осмеливается «ослушаться» своего соавтора – и вместо «мальчика на посылках в галошах» ставит в кадр вполне себе взрослого мужика. Но его можно всё же понять: сам он в послесловии 1988-го года шутит, что «будучи преданным читателем «Хранителей» при первых прочтениях неизменно «страдал от уникального неудобства – отсутствия иллюстраций».

Попробовать понять, каково ему было, можно по послесловию уже Алана Мура и приведённых следом выжимок из предварительных сценарных заявок. В них мы видим, в частности, описание будущих персонажей, которые поначалу должны были продолжить биографии уже существующих героев комиксов, но потом их пришлось трансформировать в оригинальные образы. Пометки на полях выдают не то чтобы прототипов, но людей, на которых художник ориентировался в ходе работы.

Так, Доктор Манхэттен (кто бы сомневался) отчасти вдохновлён Дэвидом Боуи, а Озимандия – Робертом Редфордом, Джоном Кеннеди и даже (вот это забавно) Хулио Иглесиасом (!); причём в чертах обоих есть нечто и от «Давида» Микеланджело. Первый хранитель, назвавшийся Ночной Совой, похож на Ли Ван Клифа, а второй – на Пола Ньюмена. Шёлковая Тень – это в какой-то мере смесь Мерил Стрип и Фэй Данауэй, а вот образ Комедианта навеян не столько реальными лицами, сколько другими персонажами поп-культуры: одновременно и Грязным Гарри, и Ником Фьюри, и Ганнибалом из «Команды А». Роршаха сыграл бы в кино Чарльз Бронсон, привыкший к героям, жаждущим мести, но отдельно сказано, что «как ни странно, Уолтер Ковач, в большей степени, чем другие герои «Хранителей», напоминает Муру Бэтмена: однажды писатель заметил, что Роршах – это «тип Бэтмена в реальном мире».

Впрочем, киношными ассоциациями роман, называемый в числе сотни лучших книг прошлого века, разумеется, отнюдь не ограничивается. Например, комментарии только к третьей главе указывают отсылки не только к Багзу Банни, «Касабланке» и «Доктору Стрейнджлаву», но и к Александру Македонскому, физикам-ядерщикам, «The Police», «Принцессе Марса» с Джоном Картером и библейским строчкам про Содом и Гоморру. Вообще, следует сказать, что тридцатистраничный раздел комментариев состоит здесь из четырёх разделов: разъяснение историко-культурных отсылок, расшифровка потаённых лейтмотивов и деталей, хронология основных событий и дополнения к тем приложениям, что увидели свет уже после окончания основного труда.

Именно подробнейшим, как это водится у издательства «Азбука-Аттикус», анализом, который зачастую открывает истинную суть того или иного пассажа авторов, а также большим количеством дополнительных материалов настоящее издание и отличается от предыдущего, давно уже ставшего библиографической редкостью.

И некоторые подсказки поражают не меньше самого романа. Ладно ещё указание на симметрию начальной и последней страницы первой главы и на полностью совпадающую по структуре главу «Симметричный образ». Но вот разве можно было заподозрить что-то этакое в рисунках, на которых изображены плачущий малыш, от которого улетел шарик, и толстяк, в спешке раздавивший упавшие часы?.. А ведь нашлись такие «правдолюбцы», которые вспомнили, что «Малыш» и «Толстяк» - это «имена» тех бомб, что были сброшены на Хиросиму и Нагасаки!..

Да, надо ли напоминать, что действие «Хранителей» разворачивается в некой параллельной вселенной, где Штаты победили во Вьетнамской войне, а Никсон уверенно приближается к пятому сроку своего президентства? Как признаётся сам Мур, «задуманная мной книга повествует не столько о супергерое или группе мстителей, сколько об их мире, о том, как они живут в нём и к чему это может привести». В этом мире тоже работала Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности и тоже убили Кеннеди, но при этом супергеройские комиксы были вытеснены с рынка историями про пиратов (а человек, весьма похожий на Кларка Кента, ведёт новости по телевидению), над городами летают дирижабли и даже кнопки на кассетном магнитофоне располагаются иначе, нежели на самом деле.

Но при этом здесь есть и та правда, которую не ожидаешь на страницах сугубо американского романа, созданного пусть и на закате холодной войны, но всё же ещё до окончательного её разрешения: «Ни одна из стран-союзниц во время Второй мировой войны не сражалась так яростно и не понесла таких колоссальных потерь, как Россия. Нападение на Советский Союз стало величайшей ошибкой Гитлера и обернулось в результате его полным поражением, которое было оплачено, в первую очередь, жизнями миллионов советских людей. Плоды именно их победы пожинал весь мир. Со временем вклад русских в победу над Германией стал преуменьшаться и замалчиваться – это стало особенно заметно по мере усиления политических разногласий между нашими государствами. Мы прославляли собственный вклад в победу, забывая о заслугах бывших союзников». Стало быть, в далёком 1986-м хоть кто-то в Америке помнил о том, о чём нынче там все, кажется, напрочь забыли…

Что, однако, не помешало построить главный конфликт «Хранителей» именно на противостоянии США – СССР, обострённом сперва невероятным «рождением», а затем не менее внезапным исчезновением Доктора Манхэттена. «Как психологически повлияет на мир появление живого существа, силами подобного Богу?» - спрашивает Мур сам себя в сценарной заявке. «Кто творит мир?» - ставят они с Гиббонсом ключевой вопрос романа.

Кстати, обратите внимание, как время и искусство «догоняют» рассказанную почти тридцать лет назад историю – что даёт возможность перечитывать её, всякий раз открывая для себя что-то новое. Например, вот это упоминание об одном из подвигов Комедианта: «После того как он разрешает ситуацию с заложниками в Иране, замолкают даже самые упорные его критики», - это же те самые события, о которых мы сегодня знаем благодаря «Операции «Арго»! Только если Бен Аффлек спасал убежавших из здания посольства дипломатов, то Комедиант – всех тех, кто там оставался (если вспомнить, что Аффлек изображает сейчас Бэтмена в новом фильме того же Зака Снайдера, то эту неожиданную параллель можно развивать и дальше).

Что ещё следует выделить любопытного? Приятности, радующие сердце преданного фаната: образцы раскадровок и графики, разработка образов, карандашные наброски, отработка каллиграфии и пробные прорисовки тушью на кальке, эскизы, обложки и рекламные плакаты. Цепляющие внимательный глаз особенности именно русского издания: вот как понимать в устах Роршаха слово «погадки» в отношении изучаемого им Нью-Йорка? Это случайная опечатка – или намеренное искажение, характерное для лексикона этого привыкшего к городским мерзостям героя?.. Впрочем, это ещё что – а вот как понимать в послесловии Дэйва Гиббонса его финальное «Улыбайтесь»?.. Как издёвку всё познавшего мудреца – или как искреннее пожелание осознавшего свой успех и тем счастливого художника?..

Поразмышлять над этим предстоит ещё не одному поколению читателей, что однажды откроют и навеки полюбят «Хранителей». В этом их «абсолютном издании».

Первая публикация – 12 сентября 2014 года

Упомянутые фильмы: Хранители, Операция «Арго»
Упомянутые персоны: Зак Снайдер, Бен Аффлек, Дэвид Боуи
718

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×