Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 371

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 202350

Зарегистрирован: 7 лет 6 месяцев 6 дней
Город: Москва | Последний визит: 25.04.2017 22:21
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
запись в блоге

Максим Марков | Мастер-класс Нанни Моретти: часть 2

16.11.2016 18:58

Часть 1


{В ваших фильмах замечательная музыка, как вы подбираете саундтрек?}
За сорок лет я работал всего с двумя композиторами, это Никола Пьовани и Франко Пьерсанти. Для меня дни, когда мы записываем оригинальную музыку, - это очень счастливые моменты. Я не понимаю режиссёров, которые не обращают внимания на этот процесс, не слушают записи музыки (а есть такие режиссёры).
Когда я работаю с моими композиторами, то иногда даю им почитать сценарий, чтобы они заранее придумали определённую сцену, иногда показываю первый монтаж, потом мы работаем вместе – они дают мне послушать первые идеи, одни мы отклоняем, другие принимаем. Признаюсь, я совсем не разбираюсь в музыке, но очень люблю этот процесс и с интересом наблюдаю за оркестрированием, когда композитор решает, какому инструменту следует дать больше голоса, а какому – меньше.
Говоря же о песнях в моих фильмах, то я выбираю просто те песни, которые слушаю в определённые моменты жизни, которые мне больше нравятся. А иногда иду по контрасту, выбираю те песни, которые совсем не подходят к данной сцене. И сейчас я дам ответ, который частично и о музыке, и о моём методе работы – то, что касается моего отказа от теорий.
Мне долгое время не удавалось включить в мои фильмы водное поло, хотя я много лет играл в водное поло. Я всё время играл других персонажей – священников, педагогов, так что очень сложно было увидеть их при игре в водное поло. Первоначальной идеей фильма «Красная голубка», который целиком снят в бассейне, была идея снять этот фильм в кинозале. Это фильм про кризис личности политика из левой партии, и вот я думал об этой истории внутри кинозала. Но потом я узнал, что в тот же год в Италии снимают сразу четыре фильма, действие которых также происходило в кинозалах. Самые известные из них – «Новый кинотеатр «Парадизо» Торнаторе и «Сплендор» Этторе Скола с Марчелло Мастроянни и Массимо Троизи. Тогда я решил: «Ну всё, я поступлю совсем по-другому», - и решил снять этот фильм в бассейне. Действие всего фильма происходит в бассейне – не только в воде, но ещё с тренерами, с другими игроками, со зрителями. Так мне удалось включить мой любимый вид спорта в фильм, где этот матч длится целые сутки
Это фильм об амнезии – главный герой больше не помнит, кто же он. На самом деле он принадлежит к левой партии, но не помнит этого, помнит только то, что занимается вот этим видом спорта. Разные люди его поздравляют: «Ты очень хорошо выступил во вторник на телевидении, ты правильно поступил, это был важный поступок!» - но он на самом деле не знает, что он сделал во вторник на телевидении.
И там есть такой момент – флешбэк, когда действие больше не следует за матчем, а показан мой герой, одетый не в плавки для бассейна, а в нормальный костюм для выступления на телевидении. Это политическая передача, и вот я говорю на политические темы теми стереотипами, которые часто используются в подобных случаях. Говорю-говорю-говорю - и внезапно начинаю петь. Сначала я пою без музыки, но потом присоединяется музыкальная тема, которая меня сопровождает. Вот это и был тот поступок, который мой герой совершил во вторник на телевидении – то, что он между стереотипными политическими лозунгами начал петь. Тут эта сцена в телестудии прерывается - и мы возвращаемся в бассейн, где я продолжаю петь в тот момент, когда собираюсь бить штрафной. И вся публика присоединяется ко мне в этом пении, все зрители, даже если они болеют за противников.
Как я уже говорил раньше, я не могу отвечать на вопрос, почему я так сделал. Я сделал так просто потому, что так мне нравится. В этом нет никакой логики. То, что высокопоставленный представитель коммунистической партии начинает петь на телевидении, то, что он обожает петь перед решительным штрафным, то, что к нему присоединяются все зрители, – это мне просто нравится.

{Что вы снимали на свою первую видеокамеру? Какими были ваши первые сюжеты?}
- Это была очень маленькая камера «Супер 8». Если бы я начал снимать двадцать лет назад, то у меня была бы более технологичная камера, а если бы начинал снимать сейчас, то, возможно, начал бы со смартфона. Одновременно я снял два короткометражных фильма по 25 минут каждый. Один фильм был более политическим – «Разгром», другой более комическим – «Буржуазный паштет».
В «Буржуазном паштете» была такая сцена: я вхожу в туалет, сижу на унитазе – как тут все мои друзья также заходят в этот туалет и начинают со мной разговаривать. Возможно, в этом было влияние каких-то фильмов американского андеграунда, я не очень хорошо помню, прошло сорок три года. А «Разгром» – это история об обычном дне молодого ангажированного активиста левых партий, она была снята для того, чтобы посмеяться над такими лицами как этот молодой политик.
У вас у всех здесь – сценаристов, режиссёров, продюсеров - есть счастливая возможность работать всем вместе. Но для меня это было не так: в своей среде я был единственным, кто хотел заниматься фильмами, поэтому мне приходилось заставлять своих друзей и родственников в них сниматься.

{Верно ли наблюдение, что в ваших первых фильмах больше доли комизма, а в последних больше драматизма? Насколько это закономерно и продумано? Допускаете ли вы, что снимете однажды абсолютно драматичный фильм, без доли комизма – и по чужому сценарию?}
- Возможно, так и будет. Пока за сорок лет работы для меня было естественно чередовать комизм и трагизм. «Комната сына» и «Моя мама» касаются такой трагической темы как смерть. Думаю, для меня было бы невозможно поставить такие фильмы в 20-30 лет, такие фильмы возникают в определённый возраст. А если в будущем я решу снять совсем драматичный фильм совсем без иронии, то он не будет автобиографичным, потому что, как я сказал уже раньше, если мы рассказываем о себе слишком серьёзно, это не будет выглядеть серьёзно, это будет смешно.


{Присутствовавший на мастер-классе режиссёр Алексей Попогребский видит ключ к творчеству Нанни Моретти в туфлях, в обуви: эта тема красной нитью проходит по всем его фильмам, а в «Комнате сына» персонаж перечисляет кеды так, как у Гомера перечисляется список кораблей – что звучит мощным контрапунктом к основной теме фильма. Таким образом зритель, который уже знаком с работами режиссёра, может сказать: «А, Моретти в своём духе», - и может начать смеяться. «Насколько вы осознаете, что у вас есть определённый стиль вашего творчества?»}
- Снимая первый фильм, я очень развлекался настроением одного персонажа, который потом стал моим альтер эго, моим двойником. Его мании, его неврозы, связанные с ним некие постоянные, повторяющиеся моменты – это часть моей собственной жизни, поэтому вполне естественно, что они входили в мои фильмы. Например, тема школы встречается в разных моих фильмах, так как мои папа и мама работали преподавателями. Значимость телефонного звонка, необходимость позвонить по телефону возникла в моих фильмах задолго до появления сотовых. Семейные обеды – важная часть моей жизни. И спорт – с точки зрения спортсмена, а не зрителя. И ещё особое внимание к сладостям, обуви и языку.
Если вы имели в виду, что в моих фильмах кроме моего лица есть и другие элементы, которые помогают зрителю сказать: «Это фильм Моретти, это типичная сцена Моретти», – то я очень доволен этим, очень рад, что существуют такие подписи - фильма Нанни Моретти. Ведь когда я только начинал работать, то я не считал себя профессиональным режиссёром, не считал себя профессиональным актёром, не считал себя профессиональным сценаристом – но всё же мне удалось выполнить все эти роли, что делает мои фильмы очень личными.

{Во всех ваших фильмах присутствуют дети – это ваш способ говорить о мире?}
- Возможно, я сам никогда не обращал на это особого внимания. Сейчас, к счастью, не вспомню наизусть все свои фильмы и не вспомню, как часто там присутствуют дети. Но могу сказать, что когда я работаю с детьми, то требую от них того же самого, что и от взрослых, я в этом смысле очень требователен. Я не люблю, когда дети играют роли детей. Я стараюсь обращаться с ними, как и с профессиональными актёрами, пусть даже они не актёры.


{Как связан фильм «У нас есть Папа» с последовавшим вскоре вслед за ним настоящим отречением Папы Римского?}
- Мне очень понравилось бы, будь у меня и вообще у кино такая возможность - так сильно влиять на мир. Но, к сожалению, это не так. Мой фильм вышел за два года до того, что случилось с Папой, и тогда казалось просто немыслимым, что Папа Римский может отказаться от своей роли. Но иногда бывает (очень редко, но бывает), что литература и кино могут предсказывать то, что случится потом в действительности. Также случилось и со мной.
Похожая история была и с фильмом «Красная голубка»: я там рассказывал отчасти про кризис коммунистов в Италии – и этот фильм вышел за два месяца до разрушения Берлинской стены и развала Югославии. Но, конечно, я вовсе не считаю себя пророком.

{Что близко вам в русской культуре?}
- Как и почти все, я очень люблю Толстого, Достоевского, но если вы попросите имя только одного автора – я отвечу: Чехов. Если говорить о кинорежиссёрах, то я очень люблю Михалкова 70-80-х годов и фильмы Сергея Бодрова, когда он ещё жил в России, до того, как уехал в Америку. Как зритель я очень уважаю фильмы Сокурова. К сожалению, в Италии в прокате очень мало российских фильмов, но это касается не только России, но и целого ряда стран мира. Отдельный случай – Франция, вернее, непосредственно Париж, вот там действительно можно увидеть фильмы со всего мира, но это именно что отдельный случай.

{Чем для вас хороший режиссёр отличается от плохого?}
- Говоря как зритель, если я вижу хороший фильм (возможно, это не авторское кино, но просто хорошо поставленный фильм) – это меня удовлетворяет. Можно встретить хорошие «неавторские» фильмы и плохие «авторские».
Я достаточно своеобразный режиссёр, потому что мои фильмы – это именно что мои фильмы: я их написал, я в них сыграл. Но это вовсе не значит, что это единственный способ быть режиссёром. Разделение режиссёров на хороших и плохих слишком схематично. Великий режиссёр Феллини часто говорил: «Что это значит - авторское кино, неавторское? Когда фильм хороший, значит, за ним стоит автор».
Я лично знал Феллини и знаю, что он совсем не интересовался фильмами других режиссёров, его собственное кино – вот была вся его жизнь, ну и ещё студия «Чинечитта». Он не обращал внимания на фильмы других авторов, поэтому я никогда не приглашал его к себе на просмотры, не заставлял его смотреть мои фильмы, потому что знал – ему это было бы неинтересно.
Чем говорить о хороших режиссёрах и плохих, можно сказать, что есть более инновационные и более традиционные режиссёры, вот об этом можно говорить. Есть такие режиссёры, после которых кино изменилось. Например, после новой волны во Франции оказалось, что в мировом кино действительно что-то изменилось.

{Ориентируетесь ли вы на зрителя, пытаетесь ли вы его «подкупить», заманить?}
- Заманить – это слишком сильно. Я не хочу идти на поводу у вкуса публики. Я никогда не думал: «Я дам зрителю то, что они хотят», - потому что, к счастью, я даже не знаю, чего хочет публика. Лично я как зритель очень люблю, когда фильм меня удивляет, и таким же образом, будучи режиссёром, стараюсь удивлять своего зрителя.

Упомянутые фильмы: Моя мама, У нас есть Папа!
397

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Близнец*
Промо-ролик
141
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
494
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
469
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
411
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
12
Требуется зритель для российского кино
Владимир Мединский потребовал от получателей средств от Фонда кино обеспечить посещаемость фильмов зрителями.
11
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
9
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
8
Роли исполняют: Джош Бролин, Дольф Лундгрен, Сильвестр Сталлоне и др.
Джош Бролин противостоит Дэдпулу, Сталлоне готовит новый побег, Харди и Татум отказываются от поездки в джунгли, а Доль
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×