Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 349

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 176181

Зарегистрирован: 7 лет 3 месяца 4 дня
Город: Москва | Последний визит: 23.01.2017 11:49
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | Мастер-класс Нанни Моретти: часть 1

16.11.2016 18:43, внесены изменения 16.11.2016 22:26

11-го ноября в Московской школе кино прошёл мастер-класс Нанни Моретти. Подобные встречи с нашими выдающимися современниками проходят в МШК регулярно (и бесплатно, и со свободной записью!), но случай с Моретти отличается от прочих.


Во-первых, всё-таки – Фигура. Я сам к этому режиссёру отношусь без особо пылкой любви, и его «золотопальмовой» «Комнатой сына» был в своё время серьёзно разочарован. Но это ведь не отменяет того, что Моретти – кажется, последний из крупных итальянцев своего поколения, кто ещё держится в фестивальном мейнстриме. Да и в любом случае – человек, который однажды (заслуженно или нет – другой вопрос) выиграл на Каннском кинофестивале, от встречи с таким не отказываются.
Во-вторых, на этот раз была вполне выдержана заявленная тема – «Смешение трагичного и смешного в кино» – а это, по своему опыту знаю, большая редкость: когда название мастер-класса соответствует его содержанию (даже если это и не мастер-класс, а просто встреча с ответами на вопросы).

И в-третьих, повезло с подачей перевода, что тоже редкость. Трудно конспектировать, когда рассказчик пять минут говорит на своём языке, а переводчик потом это всё переводит единым блоком за две минуты. Куда удобнее, когда перевод идёт фраза за фразой – что и обеспечило столь подробный, практически без купюр отчёт. Нюанс, правда, в том, что переводчик оказался, кажется, сам итальянцем – что добавило корявости в его русский. Поэтому кое-где пришлось прибегнуть к редактуре (но не в полной мере, так что эта корявость остаётся видна в тексте), а какие-то (крохотные) оставшиеся непонятыми моменты вообще упустить – но в целом всё куда лучше, чем бывает на иных подобного рода мероприятиях.
Порядок вопросов-ответов переставлен в соответствии с моими представлениями о прекрасном – например, вековечный вопрос о русской культуре, не имеющий никакого отношения к теме беседы, прозвучал почти в первой части встречи, а я его, как несущественный, перенёс ближе к финалу; ну и прочее в таком же роде.

{Как можно соединить комедию и трагедию?}
- Это просто мой способ повествования. Все эти истории возникают во мне спонтанно. Мои фильмы стараются быть автобиографичными, но если воспринимать себя слишком серьёзно, есть риск стать несмешным – и я предпочитаю посмеяться над собой, над определёнными политическими кругами и поколениями. И когда фильм выходит в прокат и уже принадлежит публике, то начинаются сюрпризы.
Например, фильм «Это бомба». В нём я рассказывал об определённой социальной политической реальности, об определённом поколении, о молодёжи из среднего класса из Рима, из вполне конкретного района. Даже точнее – о молодёжи и её политических идеях, крайних идеях. Герои перестали активно заниматься политикой, но стали заниматься деятельностью, которой никто тогда не занимался – создав «группу самосознания», это то, чем занимались в 70-е годы феминистки. То есть, это был крошечный пример общества.
Сначала я думал, что снимаю болезненный фильм для очень маленькой аудитории, но в залах оказалось, что я снял комический фильм для очень большой аудитории. Зрители, которые были очень далеки от персонажей фильма, всё же узнали себя в них. Когда я устраивал частный показ для группы, мы думали, что в фильме преобладает болезненная драматичность. Тем не менее, когда фильм вышел в прокат, разные люди узнали в нём самих себя, и для публики преобладал комический элемент. Думаю, что моему поколению – которое жило в 70-е годы и считалось «серым», «драматичным», неспособным посмеяться над собой – этот фильм позволил, наконец, над собой посмеяться.

- Я начал снимать фильмы примерно сорок лет назад с очень маленькой камерой «Супер 8», и с самого начала для меня были естественны три вещи. Первая - рассказывать о своём. Это не обязательно, но мне до сих пор естественно рассказывать о моей среде, о моём мире. Второе - рассказывать об этом мире с иронией, о себе - с самоиронией. И третье – это возникло спонтанно – не только снимать, но и играть в фильме.
Но мне сложно выводить теории о своём фильме. Мне очень сложно объяснить, почему {я сделал так или этак}. Мне легче рассказать, как я дошёл до определенных выводов.

{Как создаётся эта тонкая комедийная ткань?}
- Если говорить о фильме «Это бомба», там в комнате главного героя, которого играю я сам, висит огромная фотография Бастера Китона. Когда я начал работать в кино, Бастер Китон был одним из моих кумиров.
Своими диалогами и сценами я стараюсь не возбуждать у публики, как мы часто говорим, «смеха из живота», как это делают политики, обращающиеся к естественным инстинктам. Я стараюсь обращаться к головам своих зрителей. И если использовать определённую формулу, то я стараюсь не добавлять лишнего, но убирать.
Для режиссёра это огромная радость, когда, входя в зал и зная, что он не пытался возбуждать у публики реакцию через самые простые пути, не искал самые простые пути комического, не добавлял, а снимал подобные элементы, он видит, что публике весело.
Сценарий для меня никогда не является исключительно письменным текстом. Сначала я писал сам, для последних фильмов – работал уже с другими сценаристами, но я всегда в своей голове проигрываю все диалоги. Это очень важно – играть эти диалоги и убирать то, что является излишним, слишком надуманным. Это один из тех аспектов фильма, что для меня наиболее важен.
Я знаю, есть такие режиссёры, которые до съёмок очень много раз репетируют за столом с актёрами диалоги. Но я этого никогда не делаю: я просто боюсь, что это испортит фильм. Но, конечно, когда я выбираю своих актёров, то пробные съёмки - это возможность доработать диалоги. И ещё: я предпочитаю, чтобы персонаж менялся в зависимости от личности исполнителя. Я не хочу вынуждать актёра подстраиваться под моего персонажа, для меня важно, чтобы актёр повлиял на персонаж.

{С кем из артистов вам больше всего понравилось работать?}
- Есть некоторые актёры, которые сыграли не только в одном, но в разных моих фильмах. Сильвио Орландо, Лаура Моранте, Маргерита Буй - с ними я работал больше одного раза, по крайней мере, трижды с каждым из них. У Сильвио Орландо, например, и главная роль в фильме «Кайман», и значительная роль в фильме «Красная голубка». Настоящее счастье с ним работать, потому что он умеет приспособлять на себя каждый диалог, снимать из диалога всю литературность, делать все диалоги живыми, человеческими.

{Есть ли вещи, которые вас вдохновляют неизменно?}
- Если говорить о творческом рецепте – у меня такого нет. Этап составления сценария - для меня это беспорядочный этап. У меня нет такого метода, что сначала я пишу одну страницу, потом она превращается в пятнадцать страниц, потом в сто, и потом уже в готовый сценарий. Для меня это не так. Все мои фильмы – это часть моей собственной жизни. И все более-менее рассказывают обо мне самом. Так же и исполнение в фильме – это тоже очень важная часть моей жизни. Поэтому я всегда очень медленно отхожу от только что снятого фильма и так же медленно заряжаюсь для следующего.
Со мной очень часто бывает так, что мне просто приходит в голову некая определённая сцена. Я думаю о ней. Сюжета для сценария у меня ещё нет, но я уже думаю вставить эту сцену в мой следующий фильм. Очень часто мой фильм и состоит из такого рода сцен. Хотя этот способ сложный и даже «дикий».
Все мои сюжеты родились по-разному. Например, первой искрой для моего фильма «Месса окончена» была мысль о самом себе в наряде священника. А первая идея фильма «У нас есть Папа» была о Папе Римском, который плачет и не может выйти на балкон поприветствовать верующих сразу после того, как он был выбран. Пожилой Папа Римский в депрессии, понимающий, что не способен занять столь высокий пост.
А если говорить о фильме «Дорогой дневник», то когда я начинал его снимать, то даже ещё не осознавал, что начинаю снимать новый фильм. Потому что я тогда готовил другой фильм, который в итоге так никогда и не снял. Стоял август, я был в Риме и подумал снять короткометражный фильм о том, как я люблю кататься на скутере по Риму. Я честно думал о короткометражке, но когда увидел то, что я снял, то понял, что хочу снять уже полноценный фильм - с такой же лёгкостью и безответственностью. Так и вышло: я написал дополнительно ещё две главы, и все три главы вместе составляют теперь фильм «Дорогой дневник».
- Есть некоторые фильмы, которые я снимал на основе очень точного сценария – такие как «Моя мама», «Комната сына», «У нас есть Папа». И есть фильмы, которые я решил снимать, не имея точного сценария, – это «Дорогой дневник», «Апрель», «Красная голубка» {в другом переводе - «Красный штрафной»}. Такие фильмы были намного сложнее в работе: я снимал некие куски, делал предварительный монтаж, потом продолжал писать и всё думал, как бы заполнить имеющиеся пробелы.

{Как именно появилась идея фильма «Комната сына», почему вы в нём сыграли?}
- Уже в предыдущем фильме «Дорогой дневник» я рассказывал о том, как у меня была опухоль. Я рассказывал о встречах с врачами, о самой болезни, об анализах, о томографии… И когда люди потом меня спрашивали, каково мне было заново переживать этот страшный опыт, я отвечал: «Совсем не страшно, так как в данном случае я был всего лишь режиссёр - и решал, как это снять, я был всего лишь актёр - и решал, как это сыграть». Для меня это была просто работа, и я не думал, что вновь переживаю опыт своей болезни со всем тем страхом и сомнением.
Но в фильме «Комната сына» история выдуманная, это история о смерти мальчика и о том, как реагируют на этот траур мама, папа, сестра. И я впервые был настолько тронут и взволнован историей. Были какие-то дни (не каждый день, но бывало), когда я возвращался в номер гостиницы (мы снимали за пределами Рима) и чувствовал себя всё ещё пропитанным той болью, о которой я рассказывал в этом фильме.
К тому времени я уже несколько лет думал о персонаже-психоаналитике. Первоначальная идея фильма была такова: понять, как такой человек, который по профессии занимается болью других людей, сам переживает самое страшное, что может случиться – смерть собственного сына.

{Как возникают «сцены-перевёртыши» наподобие той, когда герой в «Комнате сына» после похорон катается в Луна-парке – то есть, делает не то, чего от него в данной ситуации ждёшь?}
- Возможно, это также связано с тем, о чём я говорил ранее: что сначала возникают отдельные сцены – ещё до составления сюжета. У меня давно была такая идея: включить в свой фильм сцену в парке развлечений. Потом, я думаю, это лучший способ выразить боль и отчаяние этого героя – именно в парке развлечений.

Часть 2

Упомянутые фильмы: У нас есть Папа!, Моя мама
Упомянутые персоны: Нанни Моретти, Лора Моранте
610

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Логан
Трейлер без цензуры
809
Могучие Рейнджеры
Дублированный трейлер №2
637
Логан
Дублированный международный трейлер без цензуры №2
477
221
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
Логан
Трейлер без цензуры
16
Защитники
Трейлер №3
15
5
Планета Обезьян: Война
Дублированный трейлер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Экранизация игры «The Division» нашла режиссера
Стивен Гэган («Золото», «Траффик») возьмется за перенос на большие экраны игры «The Division».
827
Кэмерон реанимирует Терминатора
Джеймс Кэмерон станет крестным отцом нового фильма из вселенной «Терминатора». Постановкой займется режиссер «Дэдпула»
680
Легенда осталась без отца
Основатель Legendary Pictures Томас Талл покинул пост руководителя студии из-за разногласий с новыми владельцами
511
Преступление и наказание. Как напугать кинозрителя
Преступление и наказание. Что нужно знать, чтобы правильно снимать фильмы ужасов
219
Титаны атакуют Голливуд
Компания Warner Bros. ведет переговоры о выкупе прав на экранизацию японской манги «Атака титанов» Хадзиме Исаямы.
215
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Рецензия на фильм «Викинг»
Рецензия на фильм «Викинг». Как создатели фильма душу в него вложили, а оживить забыли
18
Кэмерон реанимирует Терминатора
Джеймс Кэмерон станет крестным отцом нового фильма из вселенной «Терминатора». Постановкой займется режиссер «Дэдпула»
17
Легенда осталась без отца
Основатель Legendary Pictures Томас Талл покинул пост руководителя студии из-за разногласий с новыми владельцами
11
Титаны атакуют Голливуд
Компания Warner Bros. ведет переговоры о выкупе прав на экранизацию японской манги «Атака титанов» Хадзиме Исаямы.
8
Повесть о настоящем человеке
Сильвестр Сталлоне вновь возьмет режиссерский рупор, чтобы поставить драму «Стойкий, насколько возможно»
7
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×