Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 375

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 209259

Зарегистрирован: 7 лет 7 месяцев 5 дней
Город: Москва | Последний визит: 24.05.2017 21:49
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | «Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 12: Вечерний разговор (часть 1)

13.10.2016 00:49

Режиссёр Андрей Звягинцев признался нам, зачем поил артистов на съёмочной площадке «Левиафана», а также рассказал о необходимости двигаться к лаконизму и о хитростях с найденной фотографией 1929-го года.

КАДР №83

- Этот общий план стоял в другом месте. Предполагалось, что он встанет после сцены внутри машины, после слов мэра: «А ну, давай, Вася, поехали к этому… Который под горой!» – и мы видим поворот как подтверждение изменения маршрута. Это разбивало крупные планы Мадянова и Серебрякова, который в следующей сцене говорит: «Да какой на х*р центр связи муниципального значения!» – разбивало этой ритмической паузой, общим планом.
Но в монтаже я решил, что нет необходимости демонстрировать, что водитель куда-то свернул. И не разбивать те планы надо, а сшибить – крупный план мэра: «Ты у моей жены, что ли, умничать научился? А?!.» – и сразу после - крупный план Серебрякова. А этот проезд поставить тогда в начало, чтобы он «отбивал» пространство трапезной и сцену в салоне авто. Тем более мы только что видели крупный план Мадянова, потом перешли с него на общий, где у нас «Тайная вечеря» – и нужна была некая пауза, «воздух», чтобы разбить уже два крупных плана мэра, где почти тот же ракурс и почти та же крупность.
Я думал этот проезд держать долго, очень он мне был по душе… Там были мостки, брошенные через ручей, а вскоре за ними асфальт заканчивался, начиналась грунтовая дорога – и машина поднимала за собой в ночи пыльный шлейф!.. Это было выразительно, и мы дали ей в кадре проехать достаточно далеко. Как раз в этом дубле в самой дальней перспективе появились огоньки: навстречу нам ехали две машины – одна, а потом вторая. Мне очень нравились эти мерцающие огни в перспективе – и потому их я всё-таки оставил в монтаже. Мы могли сразу после поворота уйти в салон на Мадянова, но я вытянул план дальше и дал машине ещё немного проехать, чтобы эти огоньки зритель всё-таки разглядел.
- Вы уже рассказали, как подбирали джип Серебрякову; что насчёт машины мэра?
- Это тот самый представительский класс, на котором очень часто разъезжают мэры разных городов. Класс машины определялся по статусу персонажа.

КАДР №84

- Мадянов правда с кем-то разговаривает? Он слышит голос в телефоне?
- В данном случае нет. Если ты понимаешь после репетиции, что актёру нужна в этом плане поддержка, – тогда это делается. Но Мадянову этого не нужно, он легко справляется с любыми задачами. Иногда я делал это – помогал на другом конце провода – и по другой причине: я уже говорил, мы писали живой звук, а вы же знаете, что в условиях тишины нередко слышны (и даже отчётливо слышны) некоторые реплики из телефона. То есть, иногда мы даже брали такой звук со съёмочной площадки, да.

КАДР №85

- Я не пойму, что это за монитор по центру?
- Приборная панель, характерная для машин этого класса. Мы её включили, чтобы было какое-то световое пятно, подсветка. Это не то радио, не то ещё что-то такое – совершенно не имеет значения. Ничего специального. Специальное в этом плане только одно – крест, который висит на зеркале заднего вида.
- Такой очередной штрих?
- Штрих, конечно. В исходной версии режиссёрского сценария я предполагал, что эпизод начнётся этим планом, и мы услышим какой-то шансон вроде «Золотых куполов, что на груди наколоты»…
- Вы эту песню позже используете…
- Да, позже. Я вообще много чего послушал у Михаила Круга и выбрал две-три песни, которые могли бы в фильме звучать. Про «Владимирский централ» сразу было понятно, где он должен быть, – ну и вот эта песня. Поставить её здесь было бы лихо, но, пожалуй, слишком лихо. Я и отказался от этой идеи именно потому, что мы только что были в трапезной – и это было бы масло масляное, очень густо.
Я думал ещё про Расторгуева, он ведь, говорят, в ходу у власти, на слуху у самого верха, там, говорят, любят слушать этого парня – но не нашёл ни одной его песни, которая бы органично влилась в это пространство. Я пробовал его положить в разные сцены, где могла бы звучать музыка, – не получилось.
Но в любом случае, какая-то песня из шансона должна была тут звучать. В тот момент, когда звонит телефон мэра, охранник протягивал руку и делал звук потише: не до конца, но прибрал. Мы бы услышали: «Алё, да», – и склеились бы на Мадянова, это был бы второй план эпизода. Потом он просит фляжку – мы опять сюда, а затем вновь возвращаемся к нему на концовку диалога. Короче говоря, в первой версии монтажа этот вот план должен был повториться дважды.
Но я отказался от этой идеи: стало понятно, что достаточно увидеть его один раз, не нужно частить. Крупный план мэра – затылки водителя и охранника – и ещё раз крупный план. Лаконично, просто и совершенно ясно. Я ещё на «Елене» почувствовал, что не нужно особенно частить, возвращаться к одному и тому же. Надо двигаться к лаконизму, это очень обогащает изображение. Оно начинает дышать каким-то покоем и достоинством, отсутствием суеты. Возвращаться к плану нужно только при крайней необходимости.
В окончательном монтажном решении стало ясно, что если бы здесь звучала ещё и музыка, это было бы слишком густо. Загустили бы мы почти до гротеска.

КАДР №86

- После финального «А?!» было ещё продолжение. Мадянов говорил: «Ты у моей жены, что ли, умничать научился?.. А?!» – водитель отвечал: «Вадим Сергеевич, извините, пошутить хотел… Больше не буду». – «А то смотри, бл*ть, пересажу на маршрут обратно, будешь там штаны протирать». Ну, что-то такое. Кусок был длиннее, и было всё это очень смешно, Мадянов блестяще умеет делать подобные вещи, но я решительно отказался от такой концовки, потому что она вытягивала сцену, делала её избыточно длинной.

КАДР №87: «Ну понятно же, что, с*ка, для себя местечко освобождает, чтобы дворец здесь построить!»

- Повторюсь, мне всегда нравилась эта склейка: с «А?..» Мадянова – на реплику Серебрякова. Они и в тональности почти одинаковы, и переход с одного крупного плана на другой получается зеркальным, даже монтируется по принципу «восьмёрки». Но так не было решено заранее, эта склейка родилась уже в монтаже.

КАДР №88

- Руки Вдовиченкова сложены так, будто он готовится к молитве; таково было моё первое впечатление. Это было заложено вами?
- Нет, таких идей не было. Он просто пьяненький. Это, кстати, первая сцена, где все они реально выпивши.
- Просто это первая сцена, где они в принципе пьют. До этого у них был чай-кофе.
- Ну да. Здесь мы решили, что будем пить.
- Рассказы о том, как вы поили артистов, уже стали легендами…
- Когда вы видите в кадре бутылку водки, будьте уверены – это вода. Исходящим реквизитом везде была вода. Но во время репетиций они помалу принимали: каждый наливал себе ровно столько, сколько ему нужно. И когда актёры доходили до нужной кондиции – мы запускали съёмку.
Вообще, вся эта сцена мне очень нравится. Актёры замечательно тонко вошли в состояние такого пьяного дурмана: «Спасибо тебе, братуха… Спасибо, ты мне реально помог!..» Мне кажется, это узнаваемо очень, настоящий фрагмент онтологии русской пьянки. Те, кто сами бывали в подобных состояниях или повидали пьяных, – чуют, что перед ними подлинное. А подлинное всё-таки потому, что мы позволили актёрам выпивать в действительности. Это, как мне кажется, помогло созданию нужной атмосферы.
Такая практика не в ходу, этика профессии не предполагает таких решений, и, разумеется, этот способ я предложил актёрам не из недоверия к их таланту или дару перевоплощения, поверьте. Я рискнул в надежде, что это даст свои новые, неожиданные плоды. В «Удалённых эпизодах» есть, например, кусок, где Вдовиченков заплетающимся уже языком говорит: «Давай, Роман… Давай!… Раскачивай своих стариков, а то они у тебя… чего-то закисли», – и видно, ну вот видно, что так сыграть невозможно! Невозможно! Это видно, что он пьян, а не играет пьяного! Я ему и говорил: «Володь, поверь, это развяжет тебе руки, будет такое хорошее ощущение чистой свободы!..» Мне очень жаль было этот кусок вынимать, такой был волшебный фрагмент!..
- Смотрите, Серебряков подошёл – и стоит, ждёт. Это был четвёртый дубль, а в трёх предыдущих он подходил – и продолжая одной рукой держать фотографию, другой начинал убирать со стола. Начинал – и уже тогда Вдовиченков подхватывал и помогал ему. А в этом дубле (не помню, мы с ним договорились или он сам решил так сделать) он подошёл, встал и стоит. Вдовиченков ждёт его следующего жеста, а потом вдруг понимает, что тот ничего не сделает, – и сам берётся отодвинуть посуду, как бы поймав, угадав его намерение.
- Очень естественно получилось.
- Да, естественный, живой элемент. Такие вот незначительные, как кажется, детали стежок за стежком и ткут эту ткань, это очень важные элементы. Подобные импровизации часто не запланированы заранее, но в какой-то момент тебе приходит в голову идея сломать привычный рисунок, предложить что-нибудь поменять – и эта перемена сразу отражается и на игре всех остальных.


(Продолжение следует)



По просьбе ООО «Нон-Стоп Продакшн» скриншоты из фильма «Левиафан» могут использоваться только в рамках настоящего проекта.

Упомянутые фильмы: Левиафан
1462

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Обитель еще зла
«Обитель зла» ждет перезапуск. Без Пола У. С. Андерсона и Миллы Йовович будет снято еще шесть фильмов
542
Ромеро не может жить без зомби
Джордж Ромеро готов снимать новые фильмы про зомби, и даже знает, о чем они будут, но не может найти для них финансирование
515
Харди в черном
Компания Sony Pictures нашла подход к Веному и заявила о том, что Том Харди сыграет противника Человека-паука.
448
Снайдер уходит из «Лиги»
Зак Снайдер попросил у студии самоотвод от режиссерских обязанностей по фильму «Лига справедливости».
373
Школа зомби
Саймон Пегг и Ник Фрост решили развивать любимый жанр без помощи Эдгара Райта.
280
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
19
Хэллбой перерожденый
Петиции Гильермо дель Торо не принесли результата. Третий «Хэллбой» будет создаваться новой командой и без Рона Перлмана
8
Пираты украли «Пиратов»
Хакеры похитили с серверов Disney фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и шантажируют студию
8
Новые проекты Джейсона Блума
Компания Blumhouse готовит экранизацию «Воспламеняющей взглядом», продолжение «Неуязвимого» и сериал по «Судной ночи»
6
Роли исполняют: Сильвестр Сталлоне, Джефф Голдблюм, Роберт Де Ниро и др.
Сильвестр Сталлоне спасет вселенную, Джефф Голдблюм вернется к динозаврам, Мартин Скорсезе собирает команду мечты
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×