Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 372

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 203362

Зарегистрирован: 7 лет 6 месяцев 10 дней
Город: Москва | Последний визит: 30.04.2017 15:27
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | «Нулевая стоимость» кинопрессы (финита ля «2morrow»)

02.02.2016 00:25

Сперва я думал ограничиться коротким наблюдением в постскриптуме к своим заметкам о фильмах кинофестиваля, но, размышляя о случившемся, понял, что вопрос серьёзнее, чем кажется поначалу.

Девятый фестиваль «Завтра» был очень хорош и по качеству фильмов, и по организации. Говорю это с той уверенностью, что прекрасно помню времена, когда было иначе. Была пара заминок с билетами, но тут и говорить не о чем, ничего серьёзного: никаких проблем у меня не возникало, на все сеансы, на какие я хотел попасть, билеты я получил и попал. Тут надо заметить, что есть фестивали, где журналисты проходят в зал просто по бейджику, а на некоторых нужно заранее (но бесплатно) получать билеты. В один из первых дней девушка, эти билеты выдававшая, произнесла довольно знакомое «как в Европе»: мол, «в Берлине и в Каннах тоже надо билеты брать»; на что я вздохнул, что хорошо было бы соответствовать Европе и по другим позициям (вечный вопрос с гардеробом, например, так и не нашёл своего окончательного разрешения).

Как ни странно, эта «европейская» девушка (боюсь, правда, перепутать) стала ключевой фигурой заключительного аккорда фестиваля, инцидента, случившегося перед церемонией закрытия. При входе в зал журналистов - как обладателей билетов «нулевой стоимости» - попросили не торопиться с рассадкой до тех пор, пока свои места не займут более уважаемые гости и зрители, свои билеты купившие за деньги. Звучало это как «ваше место возле параши».

Всякое, конечно, бывало на фестивалях, случалось, обижали и посильнее. Но этот вот финальный плевок всё-таки оскорбил своей неожиданностью – посреди оазиса Европы вдруг как-то сильно запахло Родиной. Создалось отчётливое ощущение, что журналисты фестивалю нужны только для того, чтобы написать зазывающий анонс. Потом их терпят (вдруг напишут что-то ещё), ну а когда все деньги уже собраны в кассе – бац! – тень, ложись на пол. И чтоб это выглядело уж совсем показательно, пустили нас в зал только после того, как выключили свет – пробираться в темноте, в тесноте, по ногам-головам; мест, конечно, никаких уже не было – поэтому даже предположить не могу, кто как выкрутился.

Тут я предвижу естественное недоумение читающих эти строки – и особенно тех, кто ходит в кино исключительно за собственные кровные. Честно говоря, я просто приклоняюсь перед этими людьми – готовыми отдать 300 рублей (а если вдвоём, то все 600) за просмотр «авторского фильма», который совсем не обязательно (велика вероятность) окажется и вправду хорошим. А таких людей много, на некоторых сеансах их сейчас полные залы – и я точно не из их числа, хотя бы потому, что 21 фильм за эти шесть дней обернулся бы во внушительную для меня сумму.
Единственное, что оправдывает в моих глазах такую «халяву», - то, что я в кино не развлекаюсь, а работаю. Я об этом кино потом пишу. Конечно, тут можно пригласить экспертов и оценить, как именно я это делаю, хорошо или плохо, и какой от моей работы присутствует «выхлоп», но тем не менее – я никогда не прихожу в зал просто так. Я всегда стараюсь затем рассказать об увиденном – чтобы как-то заинтересовать и замотивировать будущего зрителя, чтобы он решил для себя, стоит ли ему смотреть то или иное кино.
К тому же, важный момент: не знаю, как с этим дело обстоит сейчас, но раньше к документам, предоставляемым каждым фестивалем в Минкульт для получения финансирования, обязательно прилагалась папка с публикациями – отчёт о работе СМИ. И когда, допустим, в прошлом году я отчитался перед «Завтра» 16 текстами, то, представляя себе эту условную папочку, со спокойной совестью прикидывал, насколько она стала толще благодаря в том числе и моей работе.

Здесь я как раз и подхожу к тому, ради чего вообще стоило затевать это публичное «возмущение». Хорошо; допустим, нет больше необходимости в этой «папочке», ни перед кем отчитываться по количеству публикаций не надо. Какова тогда вообще роль прессы в современном кинопроцессе?.. Имеет ли она хоть какое-то хоть для кого-то значение?..

Понятно, что в случае с прокатным кино иллюзий строить не стоит: рецензия критика не влияет ровным счётом ни на что. Из ста опрошенных вряд ли даже пара ответит, что они пошли в кино из-за хорошего отзыва в газете. Хоть как обругай плохой, но рекламируемый фильм – он своё соберёт. Хоть как похвали шедевр – его прокатные результаты, опять же, будут зависеть от уровня рекламы. Впрочем, когда дело касается авторского кино, ситуация несколько иная, не та, что с блокбастерами или жанровыми картинами. Раскрученный по ТВ фильм посмотрят и так, но откуда люди узнают про кино, пришедшее в прокат с фестивалей?.. Откуда набиваются зрители собственно на фестивальные сеансы – с учётом, например, того, что программа «Завтра» составлена из лент, как-то отметившихся уже в прочих конкурсах?..

Подозреваю, у многих есть ощущение, что так сложилось само собой: вот не было несколько лет назад зрителей – и вот они теперь есть. Появились. Выросли. Вдруг. Наверное, соцсети как-то в этом вопросе повлияли, перенеся на себя функции «сарафанного радио». Так фестивальные залы постепенно и заполнились.
Но мне кажется, что это ошибочное воззрение. Люди, приходящие на тот или иной фестивальный фильм, хоть что-то о нём, но наверняка слышали. И даже если они слышали о нём только то, что он получил приз на каком-то важном (другом) фестивале – вряд ли ведь они слышали это от своего соседа. Скорее, всё-таки, узнали об этом из профильной прессы. Которая, помимо прочего, в своё время сумела доказать им, что такой-то фестиваль - очень важен, а потому к его решениям стоит и прислушиваться, и присматриваться. И отдельно кто-то ещё и сам фильм похвалил: мол, круто сделан, как дойдёт до нас – обязательно посмотрите. Вряд ли, опять же, эту похвалу оставил ваш сосед: вести из Канн до нас по-прежнему в первую очередь доносят кинокритики.

Тут впору, кстати, услышать от вас, что кинокритик кинокритику рознь – и да, я это прекрасно понимаю. Но скажу в ответ следующее: приходя на «Завтра» каждый день как в этом году, так и в прошлом, я видел очень мало узнаваемых лиц. Пару-тройку – да, быть может. Но и то - на избранных фильмах. Остальные, надо думать, всё посмотрели в тех же Каннах-Берлинах-Венециях – и на московские фестивали традиционно смотрят свысока, как правило, их попросту игнорируя. Пишут о них товарищи попроще – те самые, которые «нулевой стоимости».

И вот вопрос, зачем пишут, опять же, ключевой в заданном топике. Зачем и кому, для чего это нужно?.. Есть ли смысл в этой работе? Есть ли нужда давать «вторичные» ориентиры, если они уже были даны кем-то до нас – учитывая, что и сам фестиваль «вторичен» по своей сути? Есть ли нужда в ещё одном критическом материале, если свою оценку теперь может высказать любой зритель – благо для этого существует масса платформ?..
И как следствие - действительно ли фестиваль «Завтра» уже популярен настолько, что роль освещающего его журналиста сведена к минимуму?.. И если газеты-журналы-сайты замолчат, то залы в любом случае будут полными?.. Кино ведь никуда не денется, если отвянет критика, разве не так?..

Кстати, та «европейская» девушка, когда я заикнулся, что журналисты сюда работать пришли, сказала в ответ, что нам, вообще-то, за эту работу (в воскресный день, между прочим) деньги платят – подразумевая тем самым, что мы тем более должны заткнуться и покорно стоять, пока она нас не посадит (а она нас в результате так и не посадила, ещё раз это напомню). В связи с этим я просто хочу здесь отметить, что редакция «Настоящего кино», например, мне давно уже ничего не платит, и пишу я сюда, как мне порой кажется, исключительно из любви к искусству. На фестивале я был аккредитован вообще от другого издания, куда обязан был сдать всего два материала (один до, другой после), но которому решительно наплевать на сам факт существования фестиваля. Я свободно мог бы написать там о чём-то другом – просто тогда не на фестиваль бы ходил, а занимался иными делами.
Но двух материалов, как это со мной часто бывает, мне показалось мало: дай, думаю, напишу что-то ещё, вдруг кому интересно будет. Мои прошлогодние фестивальные записи (для заметки) только в этом блоге были прочитаны в общей сложности без малого восемь тысяч раз – и пусть это, в принципе, совсем небольшая цифра, но это мой личный маленький вклад в общее дело. Сделанный из превратного, вероятно, понимания «нужности слова» - в нужности которого меня вдруг заставили в очередной раз усомниться. Оказалось, что общее дело каждым понимается по-своему – как и ответственность за него.

Я думал, что посвящу этой крохотной, на самом деле, неприятности от силы пару строк – но вот ведь как задевает это осознание собственной «нулевой стоимости». Предвижу усмешки «ты получил, что заслужил» - и уже тянусь к клавише delete, чтобы всё стереть и забыть… Но вспоминаю, что незаслуженно обиженным журналистом оказался не я один – нас была маленькая, но всё же толпа. И вот эта обида не только за себя, но и за коллег заставляет меня всё-таки «вынести сор из избы», какой бы она ни была – желанно европейской или традиционно российской.

583

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Близнец*
Промо-ролик
294
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
6
Мумия
Трейлер №2
3
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер без цензуры
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новые проекты Джейсона Блума
Компания Blumhouse готовит экранизацию «Воспламеняющей взглядом», продолжение «Неуязвимого» и сериал по «Судной ночи»
446
Роли исполняют: Сильвестр Сталлоне, Джефф Голдблюм, Роберт Де Ниро и др.
Сильвестр Сталлоне спасет вселенную, Джефф Голдблюм вернется к динозаврам, Мартин Скорсезе собирает команду мечты
317
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
303
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
19
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
13
Требуется зритель для российского кино
Владимир Мединский потребовал от получателей средств от Фонда кино обеспечить посещаемость фильмов зрителями.
11
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
9
Роли исполняют: Сильвестр Сталлоне, Джефф Голдблюм, Роберт Де Ниро и др.
Сильвестр Сталлоне спасет вселенную, Джефф Голдблюм вернется к динозаврам, Мартин Скорсезе собирает команду мечты
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×