Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 375

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 209179

Зарегистрирован: 7 лет 7 месяцев 4 дня
Город: Москва | Последний визит: 24.05.2017 10:14
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | Мастер-класс Александра Митты

18.04.2013 23:22

Настоящие поклонники Настоящего кино в целом и отечественного киноискусства в частности могли уже по нескольку раз пересмотреть и перечитать нашу «Режиссёрскую версию» с Александром Миттой (первая часть, вторая часть, третья часть). Но остался, остался еще один солидный бонус – благо говорили мы с Александром Наумовичем аж 1:18! И пройдя с ним все его фильмы, напоследок я спросил у мэтра о его педагогической деятельности. И более того – уже после индивидуальной беседы посетил мастер-класс режиссера и составил небольшой, но крайне полезный, хочется думать, конспект. Что и предлагаю теперь вашему вниманию.



Александр Митта:
«Я учу в свободное от работы время. Когда я понимаю, что у меня есть две недели свободных, то мы арендуем помещение (как правило, в Доме архитектора) - и съезжаются люди. Из разных городов и даже стран - на последнем курсе ко мне из пяти стран приехали люди, а перед этим даже две девочки из Америки были. Значит, ходит слух о том, что такая школа есть.

Это чисто технологическое образование, но непохожее на то образование, которое получают режиссеры в других школах. У нас еще сохраняется стиль монологического образования: есть мастерская, которой руководит режиссер, и он говорит: «Вот это хорошо, вот это плохо», рассказывает про свою жизнь, как он добивался всего, и ученики смотрят на Него и следуют Ему. А продюсеров этот факт не восхищает совершенно. Ученики российской школы не пользуются большим уважением. Люди, которые хотя бы во Франции поучились, как Коля Хомерики, гораздо более уважаемые. Те, которые в Англии учились, еще более уважаемые, а кто в Америке - еще более уважаемые.

Потому что там совершенно другой принцип образования. Там учат ремеслу. Учат профессии. И педагоги сменяются. Ты, так сказать, выбери сам себе путь, которым ты хочешь идти. Скажем, в UCLA, в американской школе. Ты приходишь, тебе дают камеру и говорят: «Снимай». Кстати, русскую камеру дают, советскую! Не умеешь? Иди и бери класс, как снимать. «А я и сценарий не умею», - возьми другой, как написать короткометражный сценарий. «А звук?» - возьми третий класс!.. Так человека учат кинематографу - и он выбирает, стать ли ему режиссером, или звукооператором, или кинооператором, или критиком, или продюсером. Он в процессе обучения сам выбирает себе путь. И когда он в конце выходит, то уже им интересуются компании - на основании того, что он сделал за это время.

Мне такой тип преподавания ближе, поэтому я занимаюсь только одним - скелетом. Я говорю ребятам: «Мы - патологоанатомы, мы разбираем скелеты фильмов». Сперва мы разбираем скелет тридцатисекундного фильма, потом - двухминутного фильма, потом трехминутного, пятиминутного, десятиминутного, пятнадцатиминутного, потом короткометражку на сорок минут, а потом разбираем большие картины. И выясняется, что в тридцатисекундном фильме та же самая структура, что и в полнометражном фильме. Она универсальна. Никаких вкусовых оценок, никакого «это хорошо», «это плохо». Вот есть скелет, и если вы будете вокруг этого скелета выкладывать свои замыслы, вам же будет лучше. Вот и всё, чему я учу.

Но это помогает. Я знаю людей, которые потом переходят в писатели: «Я продал книгу», «А я поправил свои рассказы, у меня купили». Девушка приходит: «Меня запустили». Это практическое преподавание. Я вот во ВГИКе провел занятие, набился полный зал, я эту же схему в сокращенном, в очень уплотненном виде им рассказал. Извиняюсь при этом: «Ребята, это ремесло, вы это всё знаете. Просто это хорошая сборка очень, практическая, она в работе вам будет помогать, вы каждый день будете к этому возвращаться. Извините, пожалуйста, что я вам это всё повторяю». Говорю это в полной уверенности, что они всё знают. А мне девушка говорит: «Какой у вас оригинальный метод». Выясняется, что они не знают ремесла. Их не учат ремеслу. Их учат Искусству с большой буквы «И». Их учат, так сказать, «серьезным вещам». Которыми художник должен обладать - но после того, когда у него уже есть профессия!

Но это моя точка зрения. ВГИК - великий институт, я полон почтения к нему, лучшие мои годы прошли во ВГИКе. И лучшие люди, которых я знал в кино, оттуда. Я ведь учился вместе с Тарковским, Шукшиным, Отаром Иоселиани, Ларисой Шепитько, Элемом Климовым, Витей Туровым. Тогда ВГИК был просто набит талантами. Дай бог, чтобы сейчас было то же самое. Без чего Россия никогда не будет - без талантов. Это талантливый народ. При Советском Союзе всё было отвратительно и жалко, но одно было хорошо: из всех республик приезжали талантливые ребята, которые концентрировались во ВГИКе. Это было классное место».

На открытом мастер-классе, который состоялся накануне 80-летнего юбилея Митты в Доме кино, я попробовал законспектировать этот самый скелет.

Скелет события:
1. Экспозиция + завязка.
2. Драматическая ситуация: внешние обстоятельства сильнее, чем возможности характера.
3. Конфликт.
4. Перипетия: резкий поворот ситуации на противоположную. Класс истории определяется классом драматической перипетии.

При этом вот как эти пункты должны отражаться на герое:
1. Желание.
2. Действие.
3. Конфликт.
4. Изменение.

А вот как эти пункты должны цеплять зрителя:
1. Вопрос.
2. Напряжение.
3. Конфликт.
4. Удивление – неожиданность.

Перенесите эти три столбика в таблицу – и пусть она всегда будет у вас перед глазами.

А вот еще несколько пунктов, характеризующих Героя:
1. Цель – и воля её добиться.
2. Герой одинок, но предан все же имеющимся друзьям.
3. Герой находится «вне закона» – это не значит, что он преступник, это значит, что он лишен защиты государства.
4. У героя есть рана – физическая или душевная.
5. У героя есть пусть маленький, но талант.
6. У героя мало шансов на успех, но эти малые шансы у него все-таки должны быть.
7. Герой принимает Решение.
8. Герой в кульминации идет до конца.

И чтобы точно можно было понять, кто именно тут Герой, три момента, по которым он определяется безошибочно: герой вызывает любопытство, герой вызывает сочувствие, зритель может идентифицировать героя с самим собой.

Вот. Два часа лекции этот краткий конспект, конечно, не охватывает, но что есть, то есть. Учите наизусть!

1922

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Ромеро не может жить без зомби
Джордж Ромеро готов снимать новые фильмы про зомби, и даже знает, о чем они будут, но не может найти для них финансирование
681
Обитель еще зла
«Обитель зла» ждет перезапуск. Без Пола У. С. Андерсона и Миллы Йовович будет снято еще шесть фильмов
663
Харди в черном
Компания Sony Pictures нашла подход к Веному и заявила о том, что Том Харди сыграет противника Человека-паука.
630
Школа зомби
Саймон Пегг и Ник Фрост решили развивать любимый жанр без помощи Эдгара Райта.
289
Снайдер уходит из «Лиги»
Зак Снайдер попросил у студии самоотвод от режиссерских обязанностей по фильму «Лига справедливости».
0
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
19
Хэллбой перерожденый
Петиции Гильермо дель Торо не принесли результата. Третий «Хэллбой» будет создаваться новой командой и без Рона Перлмана
8
Пираты украли «Пиратов»
Хакеры похитили с серверов Disney фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и шантажируют студию
8
Новые проекты Джейсона Блума
Компания Blumhouse готовит экранизацию «Воспламеняющей взглядом», продолжение «Неуязвимого» и сериал по «Судной ночи»
6
Роли исполняют: Сильвестр Сталлоне, Джефф Голдблюм, Роберт Де Ниро и др.
Сильвестр Сталлоне спасет вселенную, Джефф Голдблюм вернется к динозаврам, Мартин Скорсезе собирает команду мечты
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×