Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 371

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 202345

Зарегистрирован: 7 лет 6 месяцев 6 дней
Город: Москва | Последний визит: 25.04.2017 22:21
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
запись в блоге

Максим Марков | Как Эйзенштейн чуть было не снял рекламу «Нестле» - и другие занимательные факты

23.01.2013 09:03

Всё прогрессивное человечество отмечает 115-летией Сергея Михайловича Эйзенштейна. Дабы не отстать – приведу дюжину занимательных эпизодов из жизни гения.


По словам Наума Клеймана, работая над финалом «Ивана Грозного», Эйзенштейн придумал декорации, сходные не с реальным Успенским собором, а с утробой матери. И попросил художника лишить декорацию прямых углов – оставив только полукруги. Оператору Москвину было дано задание осветить сцену, как утробу, а Прокофьеву следовало написать «музыку родов». И всё для того, чтобы психологическое воздействие эпизода на зрителя было сходно с родовой травмой – самой сильной травмой в жизни, которую, однако, мы забываем, сохраняя ее только в глубоком подсознании.

Михаил Ромм говорил: «Самые опасные для искусства люди - это «специалисты». Когда вышел «Потемкин», мир был потрясен новаторством Эйзенштейна и величием нашей революции, и только матросы «Потемкина» никак не хотели признать картину. Знатоки морской службы, они заметили, что койки не так подвешены и бескозырки актеры носят не так, и из этого заключили, что все в фильме неправда, все ложь! Они требовали наказать режиссера. Если бы они могли, то разорвали бы и сожгли дотла фильм, который помог им войти в бессмертие».


Эдуард Тиссэ вспоминал, как проходила съемка Потемкинской лестницы: «Опасная съемка быстрого движения на одесской лестнице была произведена при помощи вагонетки, в которой находились режиссер и оператор с аппаратом и помощниками. Вагонетка катилась вниз по специально проложенным деревянным рельсам. При медленном движении, к ней прикреплялась веревка, которая постепенно сверху опускалась. Для достижения эффекта быстрого бега приходилось пользоваться другим способом. Быстрое опускание веревки было невозможно – руки рабочих горели. Тогда веревку отвязывали, помощники держали режиссера, оператора и аппарат, и вагонетка неслась стремительно вниз. В конце лестницы аппарат бросался в толпу сотрудников, которые должны были его ловить, а затем таким же образом бросались и сами съемщики».

Кстати, Эйзенштейн появился в «Броненосце» и как актер: в одном кадре в роли попа с крестом.

Когда Эйзенштейн был за границей, от швейцарской фирмы «Нестле» ему поступило предложение снять рекламу - фильм о том, как дети Африки, Индии, Японии, Австралии, Гренландии и т.д. пьют сгущенное молоко «Нестле». Съемки предполагались собственно во всех перечисленных местах – но несмотря на весь соблазн предложения, Эйзенштейн отказался.

Виктор Шкловский писал о таком случае: «В одной из поездок на такси Сергей Михайлович имел необыкновенное и несколько инсценировочное приключение: такси с ним чуть не наехало на престарелую королеву Голландии Вильгельмину, которая, не причиняя никому явного вреда, ходила по улицам Гааги».

Студия «Парамаунт» предлагала Эйзенштейну поставить фильмы «Гранд-отель» и «Жизнь Золя», которые впоследствии получили «Оскар» как лучшие картины года.


Задолго до этого, узнав, что среди студийцев Пролеткульта один оказался портным по профессии, Эйзенштейн немедленно стал брать у него уроки кройки и шитья. Он утверждал, что это совершенно необходимо знать не только художнику, но и каждому режиссеру: «Теперь мне легче будет разговаривать в пошивочных мастерских и добиваться нужной линии в покрое театрального костюма. Объяснить мне будет легче, да и за нос меня теперь никто не проведет!» Это и правда дало результат: только для съемок последней сцены «Ивана Грозного» восемь раз перешивали шубу царя, пока не добились нужной линии. «Медвежья шуба, - говорил Эйзенштейн, - должна «сесть» на плечо, а не просто облачать человека, как чужая».

Юному Станиславу Ростоцкому Эйзенштейн посоветовал: «Вы должны прочесть двадцать томов «Ругон-Маккаров» Золя в издании «ЗиФ» с предисловиями и примечаниями Эйхенгольца. Причем прочитать и предисловия и примечания. Начать читать с романа «Творчество», а потом читать по порядку, составляя родословное древо фамилии Ругон-Маккаров.»

Тот же Ростоцкий вспоминал, что «Эйзенштейн извлекал шутку решительно из всего, и, например, Гегель стоял у него на полке вверх ногами, иллюстрируя тем самым мысль, что Маркс поставил его с головы на ноги».

И снова Ростоцкий: «Однажды Эйзенштейн сказал мне:
- Ты никогда не задумывался над тем, почему, когда двадцать два взрослых балбеса гоняют ногами мячик, пытаясь забить его в те или иные ворота, сто тысяч сидящих на трибунах порой как один ревут, порой как один свистят и все дружно кричат: «Судью на мыло»? Ведь если бы мы обладали такой же силой и таким же умением воздействовать на людей, представляешь, какими могучими бы мы были с нашим искусством. В этом (футболе) надо разобраться, и это надо понять...».

Павел Кадочников рассказывал об «Иване Грозном»:
«Когда снималась сцена убийства Владимира Андреевича, пропал крест, который был надет на мне. На общих планах, тайно от Сергея Михайловича, решили надеть на меня другой, поменьше - авось не заметит. Опасаясь гнева Эйзенштейна, я решил прикрывать крест левой рукой. Эйзен смотрит в глазок камеры и кричит:
- Принц, как у тебя ручка левая будет?
Я отвожу левую руку и прикрываю крест правой.
- А правая?
Проделываю обратную манипуляцию.
- Ты что, не можешь обе руки сразу отвести?
Конечно, он заметил. Крест так и не нашли, и Эйзенштейн отменил съемку. Он сказал мне:
- Нельзя снимать. Если раз пойдешь на компромисс, потом не выберешься. Это только кажется, что ты на дальнем плане — в кино все на крупном. И никогда не говори «Снимем как-нибудь»...».

1935

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Близнец*
Промо-ролик
141
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
494
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
469
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
411
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
12
Требуется зритель для российского кино
Владимир Мединский потребовал от получателей средств от Фонда кино обеспечить посещаемость фильмов зрителями.
11
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
9
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
8
Роли исполняют: Джош Бролин, Дольф Лундгрен, Сильвестр Сталлоне и др.
Джош Бролин противостоит Дэдпулу, Сталлоне готовит новый побег, Харди и Татум отказываются от поездки в джунгли, а Доль
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×