Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 338

5 место в рейтинге | Накоплено баллов: 165607

Зарегистрирован: 7 лет 1 месяц 18 дней
Город: Москва | Последний визит: 08.12.2016 23:46
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | «В тумане»: ответы на сложные вопросы

29.11.2012 00:37

В ограниченном прокате вот уже неделю идет фильм Сергея Лозницы «В тумане» - одна из самых громких русскоязычных картин 2012 года. Скорее всего, у тех, кто уже посмотрел фильм, возникли вопросы: а почему главный герой поступает так, а не иначе, почему молчит, когда мог бы сказать, почему…


Этот пост часть вопросов снимет. Ответы даст сам текст Василя Быкова, лежащий в основе картины, а кроме того – исполнитель главной роли Владимир Свирский. В опубликованном недавно интервью намеренно был опущен один вопрос – не вопрос даже, а рассуждение вслух, касающееся финала; теперь же, в качестве бонуса, пришло время раскрыть все карты.

Во-первых, почему Сущеня молчит в плену у немцев? Я не про то, что он мог бы выдать, нет – но почему ни слова не говорит, ничего не объясняет? Вот как у Быкова:

«Сущеня сызмалу знал за собой одну нелегкую особенность – будучи обиженным, он терял естественную способность противиться обиде, жаловаться или протестовать, он мог лишь заплакать, замкнуться, забиться в какой-нибудь закуток, обособиться от людей. Позже, когда подрос, мог выругаться, надуться, но не покаяться (если был виноват) или оправдываться (если был невиновен). Он сам не рад был этой особенности своего характера, и сколько натерпелся через нее, одному лишь ему известно. Хорошо еще, если рядом были друзья, которые знали его и при случае могли защитить. Если же ни друзей, ни свидетелей рядом не было, он все переносил молча. Доказывать, божиться, спорить или "брать горлом", как некоторые, было противно его существу, его лишь охватывала неодолимая тоска, которую он мучительно переживал наедине с собой.»


Спустя двадцать страниц тема продолжена:

«Может, не следовало быть таким уж щепетильным, как-нибудь исхитриться и по возможности обмануть немцев, вывернуться из беды. Выкручиваются же другие. Но, видно, тут все дело в душе: в том, что может она принять, а что нет - ни при каких обстоятельствах. Есть люди, способные меняться по нескольку раз в день, не то что за жизнь, с одним человеком они одни, а с другим другие. Становятся такими, какими им стать удобнее. Но вот беда, Сущеня так не умел. Да и не хотел никогда. Он хотел оставаться собой, какой он ни есть.»

Вот это, на мой взгляд, Лознице не очень удалось передать – но непонятно вообще, как это передавать на экране.

Следующий момент: самоубийство. Зачем? Разве этим самым Сущеня не становится предателем – предавая свою жену и ребенка? Разве застрелиться – это не легкий путь, в отличие от сложного: вернуться - и испытать все эти муки заново? Но все равно каким-то образом, хоть на какое-то время, но поддержать еще своих родных?.. Вот как отвечает на подобное рассуждение Владимир Свирский:

- Мы задумывались над этим, и вопросы задавались. Но если он вернется, какая жизнь будет у его жены, у его сына? Когда все считают, что она жена предателя? На нее будут говорить, и на сына. В повести, когда сын гуляет на улице, его маленький друг говорит: «Твой папка пледатель»… Просто, на самом деле, с какой стороны подойти. И за нас Бог отдал своего сына - чтобы он умер за нас, чтобы мы имели жизнь и спасение. То есть, если он бы за нас не умер, то мы бы не имели никакого спасения. Если с этой стороны рассуждать, то он умирает, наверное, потому, что действительно любит их. Сильнее, чем себя.


А вот финал у Быкова:

«Оружие было у него - черный милицейский наган с семью патронами в барабане. Хотя зачем ему теперь семь патронов? Ему нужен был всего один. Чтобы подвести итог жизни. Или выбраться из тупика, в который его загнала война. Жить по совести, как все, на равных с людьми он больше не мог, а без совести он не хотел. У него была жена, много родни, подрастал сынок Гришутка, как можно было пятнать их судьбы? А не запятнать стало, наверно, уже невозможно. Наперекор своему желанию, всем своим усилиям. Что же ему оставалось?
{…} Он всегда стремился быть хорошим отцом и мужем, но война или злая судьба стали сильнее его. Бог знает, как он любил их и сколько натерпелся - и за них тоже. Наверно, все было бы иначе, если бы не эта его к ним любовь, которую так подло использовали те, кто загнал его в тупик. Немец Гроссмайер исковеркал его судьбу, но не победил его воли. Его вольная воля - может, то единственное, что в нем осталось никому не подвластным. Все-таки он умрет по своему выбору... Пусть хотя бы это утешит его в горький час. Другого утешения себе он не находил...»


Вот. Кстати, фильм действительно снят очень близко к повести. Нет, как и сказал Свирский, финала с проходящими мимо партизанами, сокращена линия воспоминаний Войтика – в книге их больше, но Лозница оставил, конечно, самый важный момент. Зато сильно расширена по действию история Бурова: на бумаге рассказ про то, как он свою машину поджигал, занимает от силы две страницы. И тут же - самое существенное изменение: роль Надежды Маркиной. Еще когда Буров – по книге – приходит к Сущене, Анеля спрашивает: «А как же мама твоя? Жива еще?» - «Мамы уже нет. Три года как…» Зато была у него сестра – которую убили весной; но Лозница решил ввести в картину все-таки мать, и можно понять, почему.

И интересно все-таки, сколько читателей «НК» этот фильм действительно посмотрело?..

756

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Мумия
Трейлер
831
Плохой Санта 2
Дублированный трейлер
509
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новое видео: 4-6 декабря 2016
Все новые трейлеры, появившиеся в Сети за последние дни
666
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Смертельная битва возобновляется
Экранизация игры «Mortal Kombat» получает «зеленый» свет с режиссером, пришедшим из рекламы Duracell
19
Рецензия на фильм «Прибытие»
Андрей Писков про, возможно, главный научно-фантастический фильм этого года, новую работу Дени Вильнева "Прибытие"
18
Рецензия на фильм «Фантастические твари и где они обитают»
Андрей Писков познакомился с фантастическими тварями и узнал, где они обитают. Судя по рецензии, обитают они где-то на кладбище нереализованных возможностей
15
Джонни Депп и фантастические твари
Дэвид Йейтс раскрыли тайну, кого сыграл Джонни Депп в предстоящем блокбастере «Фантастические твари и где они обитают»
13
Сценарист для Харли Куинн
Для фильма о героине Марго Робби в «Отряд самоубийц» нашелся автор сценария
13
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×