Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 372

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 203532

Зарегистрирован: 7 лет 6 месяцев 11 дней
Город: Москва | Последний визит: 30.04.2017 22:48
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | «Советский экран» №7 за 1967 год («Кавказская пленница», «Спартак», Ален Делон)

14.09.2012 09:58

«На экраны выходит веселая комедия «Кавказская пленница». В главных ролях заняты Наталия Варлей и Александр Демьяненко (статью о фильме читайте на стр.10)». Показательны верхние выносы: «Новые картины о революции» - 1 (для партийной отчетности), «Михаил Ромм: фильмы приключений» -2 (для интеллигенции + попытка завлечь любителей мейнстрима), «Лицо и лица Алена Делона» - 3 (для самых широких масс - вам, дорогие женщины). Также в номере – очень интересная статья о советском кинопрокате (суммарное количество зрителей за год – 5 миллиардов 132 миллиона!!!), фрагменты сценария Льва Арнштама о Джоне Риде, воспоминания Григория Козинцева о ФЭКСе, рецензия Юрия Ханютина на «Спартака» Стэнли Кубрика, известие о том, что популярность Джеймса Бонда «пошла на убыль», а «печально известный кодекс Хейса» заменен на «новый катехизис», который, впрочем, не мешает продюсерам «заливать экраны потоками крови».



Обложка, как и было обещано, поддержана статьей М.Кузнецова «Чувство смеха»: «Утверждают, что минуты безудержного смеха продлевают нашу жизнь. Вот почему так приятно поделиться со всеми чудесной новостью: есть, есть наконец картина, гарантирующая всем зрителям полтора часа безудержного веселого смеха. Одним словом – гомерического!»
Принято считать, что Гайдая не любили критики – оценившие и признавшие его много лет спустя. Чтобы достоверно проверить, так ли это было, имеет смыл, конечно, покопаться в архивах, однако вот эта рецензия подобное утверждение опровергает: «У Леонида Гайдая есть редчайший дар – чувство смеха. {…} Гайдай успешно и талантливо утверждает у нас традицию самой «смехопроизводительной» комедии – эксцентрической. Утверждает, развивает, и есть надежда, что укоренит ее окончательно. Беру на себя смелость сказать, что этот тип комедии – один из самых необходимейших нашему кино жанров».
И единственная претензия, которую автор предъявляет создателям картины: «Так почему же вы, зная, какое полуголодное (только в смысле смеха) существование влачат наши кинозрители, почему же вы выпускаете одну комедию «гайдаевского» типа за два года, а не три комедии за один год? Почему, а? Этот факт – единственное, что не смешно, когда размышляешь о «Кавказской пленнице»».
Что тут ответить автору спустя 45 лет?.. Вот у нас сейчас комедий – пруд пруди; они, действительно, единственное, что реально сегодня окупается. Но как долго они проживут?.. Вспомнят ли о них уже через год?.. Большой вопрос, согласитесь. И Гайдай, понимая, что штамповать подобный успех без существенной потери качества, приключения Шурика и великой «бандитской» тройки на этом закончил.
Забавно, что в этом же номере, всего страницей ранее - рассказ о постановке на сцене Театра киноактера «малоизвестной комедии» М.Булгакова «Иван Васильевич» («Смещенные акценты», автор А.Образцова).
В роли Милославского – Михаил Глузский, обоих Иванов Васильевичей играет Аркадий Толбузин (автор рецензии, судя по всему, ошибся с инициалами), изобретатель Тимофеев – Кирилл Столяров. Критику спектакль не понравился, но в этом «повинна не пьеса, а отсутствие ее острого, современного прочтения режиссером Д.Вуросом». Прочел ли эту статью Гайдай – точно сказать мы не можем, но про спектакль он, конечно же, слышал и, скорее всего, наверняка даже смотрел. Своим режиссерским прочтением он порадует страну через шесть лет и два фильма.

Программная статья номера: «Фильм на пути к экрану», навеянная директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства и посвященная развитию отечественного кинопроката. Очень, очень показательная! Чего стоят одни цифры: количество киноустановок скоро достигнет цифры 160 тысяч, 80% прироста – на село, в городах «предусмотрено строительство около двух тысяч кинотеатров на 1 миллион мест»! А рассчитываемое суммарное количество зрителей – 5 миллиардов 132 миллиона!!! Еще раз: 5 132 000 000. Это двадцать кинопосещений в год на каждого. Сравните теперь с сегодняшними цифрами и с сегодняшними обещаниями.
Конечно, отмечаются и недостатки: на всю страну лишь полсотни кинотеатров оборудованы кондиционерами, налицо «плохая организация работы с новыми фильмами и отсутствие хорошей инициативы в использовании фильмофонда» и пр. Так что «славный юбилейный год – год 50-летия Октябрьской революции – выдвигает перед многочисленным отрядом работников киносети и кинопроката большие и почетные задачи. Добиваясь исправления недочетов, они посвящают свой труд великой цели – коммунистическому воспитанию советского зрителя!»

К тридцатилетию «образцовой приключенческой» картины «Тринадцать» - интервью с ее постановщиком Михаилом Роммом на тему «Какие жанры торжествуют у зрителя?» Режиссер вспоминает о тяжелейших съемках в пустыне и по воле интервьюера постепенно сворачивает на размышления о собственно приключенческом жанре: «В чистом виде этот жанр вообще не может существовать. Он должен быть осложнен – психологическими и социальными мотивами. Только тогда он станет существовать как явление искусства. Скажу проще: право на примитив не имеет ни один жанр. {…} Искусство рождается на смещении жанра. Скажем, когда драматическая ситуация решается оружием острой иронии. И наоборот, комедийная ситуация где-то перекрещивается с трагедией. Это в особенности относится к таким жанрам, как приключенческий, который как бы приглашает авторов порезвиться на материале внешне занимательных положений».
В завершении Ромм не исключает, что может «в более или менее близком будущем поставить настоящий советский умный детектив» - однако, как мы знаем, этого, увы, уже не случится.
Кстати сказать, из прошлого заглядывая в недалекое будущее, не так давно я имел разговор на аналогичную тему с режиссером сегодняшнего дня – с Андреем Звягинцевым, которого спросил почти что теми же словами, что и Э.Чепоров Ромма в далеком 1967-м: «Не собираетесь ли вы, Андрей Петрович, ставить фильм приключенческого жанра?» Что ответил автор «Возвращения» и «Елены» - в скором времени узнают наши постоянные читатели.

«Джон Рид в Мексике» - отрывок из сценария, посвященного американцу, во всех подробностях описавшему Октябрьскую революцию (именно на основе его книги Эйзенштен поставил «Октябрь»). Автор - Лев Арнштам, постановщик «Подруг» и «Зои» (но уточняется, что сценарий написан «по либретто, разработанному совместно с итальянским сценаристом Эннио Де Кончини» - тоже знаменитое имя). К сожалению, фильм не состоялся. Лишь позже, уже в 80-е, появились «Красные» Уоррена Битти и «Красные колокола» Сергея Бондарчука – но судя по титрам последних, Бондарчук с товарищами написал для своего фильма уже новый сценарий.
Правая колонка посвящена выпускаемым к 50-летию Советского государства книгам о кино. Есть несколько замечательных названий.

Творческий портрет актрисы Валентины Владимировой – «Щедрость души, щедрость таланта» (автор М.Павлова). «У героинь Валентины Владимировой разные биографии. Но у всех у них одна судьба. Судьба женщин, в жизнь которых вошла война. {…} Роли Владимировой – всегда рассказы о ПРЕОДОЛЕНИИ людьми своих утрат, своего горя».
«Роли Валентины Владимировой, как правило, небольшие, эпизодические. И тем не менее каждый эпизод, каждая роль – это новелла, раскрывающая перед нами определенный характер. Актриса умеет наполнить образ таким горячим дыханием жизни, расцветить его такими яркими красками, что на этом кусочке жизни легко можно проследить трудную биографию».

В рубрике «Беседа с читателем» - статья Ирины Шиловой «Слушая фильм», о музыке в кино. В качестве примера приводятся картины «Расемон», «Дорога», «Земляничная поляна», «Время, вперед!», «До свидания, мальчики», «Живые и мертвые» («безмузыкальный» фильм) и «Гамлет» с музыкой Дмитрия Шостаковича: «Но вот Гамлет ранен. Медленно выходит он из замка. Вновь звучит его тема. В ее пульсирующей ткани проявляется с полной силой то, что делает этот образ неумирающим. Мысль рождается на наших глазах, она развивается, движется. Мы свидетели ее становления. Возникает скорбная тема финала. Вслушайтесь: это музыка делает и нас, зрителей-слушателей, участниками процессии, провожающей Гамлета к могиле и в бессмертие. Музыка к фильму укрупняет события, раздвигает рамки повествования. В ней языком мелодии говорит современный композитор-философ».

8 января 1967 года трагически погиб польский актер Збигнев Цибульский – Мачек из великого фильма «Пепел и алмаз». Ему посвящены два материала – некролог-воспоминание из Варшавы и репортаж о вечере его памяти в московском Доме кино. «Не многим актерам, - сказал, открывая вечер, Алексей Баталов, - удается даже к концу творческого пути приобрести такую власть над душами людей, какую имел 39-летний Цыбульский. Он был актером, которого судьба наградила возможностью выразить в своем творчестве поиски и разочарования, радости и печали поколения. Именно поэтому он стал не только виртуозом актерского ремесла, но и великим мастером, заменить которого пока некому…»

Под грифом «Мастера зарубежного кино» - И.Лищинский рассказывает об Алене Делоне. «Год рождения – 1935-й, рост 180 см, вес 75 кг, брюнет с голубыми глазами». Впрочем, в 1967-м Ален Делон еще воспринимался совершенно по-другому, совсем не так, как мы привыкли воспринимать его сегодня. Тогда это еще был актер, снимающийся у Висконти, Антониони, Рене Клемана – то есть, это был не только «молодой, стройный, откровенно красивый», но и талантливый актер. Так ведь и было – пока не ушли Мастера и Делон не стал сниматься, где попало, тиражируя свою красоту на постерах и открытках. В какой-то мере подобный исход и предсказывает автор статьи, приводя в пример последний кадр фильма «Рокко и его братья»: «Собственно, это уже не Рокко, а длинный ряд одинаковых плакатов с его портретом и надписью о выступлениях в Брюсселе, Лондоне и Мельбурне. А на портрете – свисающая на лоб прядь волос, сомкнутые железные челюсти, жестокий взгляд исподлобья. Это его бойцовское, гладиаторское нутро, уже отделенное от живого человека, распечатанное в тысячах экземпляров и ставшее товаром. Висконти отлично придумал эту фотографию, а Делон сыграл ее».
Беда в том, что Делон продолжил играть эту фотографию и дальше.
Рубрика «О многом – понемногу». Мэри Пикфорд перевыпускает свой немой фильм «Укрощение строптивой» - но теперь со звуком; популярность Джеймса Бонда «пошла на убыль» - и Шон Коннери стал всего лишь вторым в списке самых популярных актеров (ха!); снят фильм на языке эсперанто. Но с сегодняшних позиций нам даже более интересно вот это: «Печально известный кодекс Хейса, действовавший в Голливуде в течение тридцати шести лет и определявший, что можно, а что нельзя показывать на американском экране, был заменен недавно новым кодексом, разработанным иезуитом Даниэлем Лордом. Этот новый катехизис куда более терпимо относится к изображению разного рода эротических ситуаций, ограничивая их показ «только для взрослых». Что же касается остального, то кодекс ограничивается лишь застенчивым замечанием: «Зло, грех, преступление не могут быть в фильмах оправданы». Такие ограничения продюсеры, разумеется, могут не принимать в расчет и продолжают заливать экраны потоками крови».

Слева – заметка об испанской актрисе Саре Монтьел, полюбившейся советским зрителям после фильма «Королева «Шантеклэра» - «самом по себе посредственном и излишне мелодраматичном. {…} Но как умело и тонко актриса показывает тяжелую душевную драму своей героини, натуры честной и чистой…».
Центральный же материал разворота – «Два поединка Спартака». «По всем кондициям это типичный голливудский боевик, - начинает Юрий Ханютин. – Три с лишним часа экранного времени, миллионные затраты, роскошные декорации, тысячные массовки, громкие имена исполнителей. По установившемуся обычаю фильмы подобных параметров принято обливать презрением, удовлетворенно констатируя ничтожность содержания, прикрытого пышной формой. {…} Да, все это – зрелище великолепное и захватывающее! Но это не только зрелище», - делает вывод рецензент, объясняя далее, почему «…картина стала чем-то большим, чем только живописным зрелищем из римской жизни с непременными и неизбежными голливудскими штампами» и за что всё же Стэнли Кубрик достоин серьезного внимания.
Сбоку, кстати, – новость о новой постановке Кубрика (известного «своими прогрессивными фильмами») «2001: космическая одиссея»: «Фильм будет цветным и широкоэкранным. На его постановку фирма «МГМ» ассигнует 10 миллионов долларов».

Три полосы посвящает журнал истории советского кино (рубрика к 50-летию Октября, начатая в №1). Вверху – статья о замечательном режиссере Якове Протазанове, слева – заметка о мастерах грузинского кино. Внизу и на третьей полосе – отрывки из книги Григоря Козинцева «Глубокий экран», посвященные первым годам существования ФЭКСа: «Денег у нас, разумеется, не было ни копейки, но мы постановили: 1. Устроить диспут. 2. Выпустить сборник. 3. Открыть мастерскую. 4. Поставить спектакль. 5. Устроить выставку». Пункты, хорошо знакомы и современным художникам.

Четвертая сторона обложки: «Режиссер студии «Союзмультфильм» Вадим Курчевский снимает кукольный фильм «Легенда о Григе».

4680

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Близнец*
Промо-ролик
305
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
6
Мумия
Трейлер №2
3
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер без цензуры
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новые проекты Джейсона Блума
Компания Blumhouse готовит экранизацию «Воспламеняющей взглядом», продолжение «Неуязвимого» и сериал по «Судной ночи»
410
Роли исполняют: Сильвестр Сталлоне, Джефф Голдблюм, Роберт Де Ниро и др.
Сильвестр Сталлоне спасет вселенную, Джефф Голдблюм вернется к динозаврам, Мартин Скорсезе собирает команду мечты
304
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
303
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
19
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
13
Требуется зритель для российского кино
Владимир Мединский потребовал от получателей средств от Фонда кино обеспечить посещаемость фильмов зрителями.
11
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
9
Роли исполняют: Сильвестр Сталлоне, Джефф Голдблюм, Роберт Де Ниро и др.
Сильвестр Сталлоне спасет вселенную, Джефф Голдблюм вернется к динозаврам, Мартин Скорсезе собирает команду мечты
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×