Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 375

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 209354

Зарегистрирован: 7 лет 7 месяцев 5 дней
Город: Москва | Последний визит: 24.05.2017 21:49
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | ММКФ: день 5

26.06.2012 13:56

Свершилось! В главном конкурсе Московского кинофестиваля - спустя десятилетие после Канн - появилась анимационная картина: этой чести удостоился испанский «Апостол». Давно пора, и выбор - безупречный! Очень рекомендую - какие-либо призы мультфильму у нас вряд ли дадут, но со зрительской точки зрения, вполне возможно, это будет один из самых успешных конкурнсых фильмов. Также в обзоре - фильмы-близнецы «Голая бухта» и «Одинокий остров» (первый, я бы предположил, будущий призер), а также хит документального конкурса - «Завтра».


«Апостол», Испания, реж. Фернандо Кортисо.
Из тюрьмы сбегает воришка. Напарник рассказал ему про драгоценности, спрятанные им в одной деревушке поблизости; там живут очень приветливые и гостеприимные люди, добавил он. Справедливость этого герой в полной мере ощущает на себе: ему, как и всем прочим туристам и паломникам здесь чрезвычайно рады (паломники направляются в город Сантьяго де Компостела, являющийся одной из святынь католического мира). Впрочем, зритель быстро догадывается, что дело здесь нечисто - скорее всего, все столь любезно принятые гости не доживут до рассвета...

Не хочется спойлерничать (хотя нет - очень хочется, но вынужден себя удержать), так что только намекну, что без мертвецов и духов здесь и правда не обойдется. Это, а также вообще вся атмосфера картины и манера рассказа, волей-неволей заставляет вспомнить только что награжденного на открытии фестиваля Тима Бёртона: будь этот мультфильм (кукольный) американским, Бёртон наверняка был бы продюсером - его тема. «Апостол» вполне удачно вписывается в один ряд с «Кошмаром перед Рождеством» и «Трупом невесты» - и по истории, и по картинке. Он, быть может, в чем-то и проигрывает им (например, в движениях, тут чувствуется некоторая скованность) - но только разве что в мелочах, на которых вовсе не стоит обращать внимания (к иногда урывочным жестам привыкаешь - и находишь в них даже определенное очарование: лишнее свидетельство того, что это не компьютер, а и правда ручная работа). В целом же это совершенная, мне кажется, работа - от первого до последнего кадра, и для ММКФ большая удача иметь таковую в конкурсе. Это не просто «мультфильм» для мультфильма - чтобы поставить галочку, что и у нас вот уже есть. «Апостол» - и правда очень цельное произведение, заслуживающее внимания вне зависимости, показывается ли оно на фестивале - или идет, допустим, в прокате (будем надеяться, что когда-нибудь пойдет).

Кстати, еще два момента для справки: религиозная тема здесь поднята весьма условно, и церкви, кресты, священослужители - это скорее часть игры, антураж, нежели богословские наставления. И главное: мультфильм вполне приемлем, на мой взгляд, и для детского просмотра; конечно, что-то тут ребятишек (маленьких) может и напугать, но знаете, как это ни удивительно, мертвецы порой очень нравятся юному поколению, а уж после «Трупа невесты» им и вовсе загробный мир - что песочница. Хотя, если честно, кому-то может показаться и скучновато: тут почти нет шуток (в смысле - детских шуток) и повествование ведется хоть и не без иронии, но в целом все же всерьез, без дурацкого подмигивания. Такой нормальный «взрослый» фильм - только с куклами и бестелесными духами.


«Голая бухта», Финляндия-Россия, реж. Аку Лоухимиес.
«Одинокий остров», Эстония-Беларусь-Латвия, реж. Пеэтер Симм.
Позволю себе объединить рассказ об этих двух картинах, так как «Одинокий остров» построен ровно по той же схеме, что и «Голая бухта» (или наоборот), почти ровно с тем же сюжетом и ровно с тем же настроением. А именно: несколько сюжетных линий, почти все в той или иной точке пересекаются друг с другом, лица людей светлые, но чаще угрюмые, тональность пессимистическая. Налицо общность климатов: Финляндия и Прибалтика недалеко друг от друга, и людям, судя по этим двум фильмам, одинаково плохо живется и там, и там. Журналистам «Голую бухту» показывали первой, «Одинокий остров» - на следующий день, но уже сейчас, когда всего-то прошло совсем ничего времени, я уже даже слегка путаю, откуда именно тот или иной эпизод. И для того, чтобы провести четкое различие, вспоминаю о том, что финская лента была как бы о Любви (в самых разных ее проявлениях), а Пеэтер Симм свою работу построил, скажем так, на принципе Анны Карениной, но взглянув на него с двух сторон: легко ли прыгнуть человеку под поезд - и каково машинисту поезда будет жить после этого? Другими словами, это фильм о тяге к жизни. Жить тяжело, но надо.
Герои «Голой бухты» в той или иной степени сталкиваются с Любовью - или ее отсутствием. Маленький мальчик, которому мать не уделяет внимания, привязан к собаке. Больная раком женщина пытается как-то объяснить это своей крохотной дочери, но при этом не находит поддержки ни у сестры, ни у бывшего возлюбленного. Этот самый возлюбленный мучается от того, что ему не дает жена - которую он вроде бы любит, она его по-прежнему привлекает, но не дает, что ж с ней сделать, а это проблема - и он ищет секса у другой. Молоденькая девушка готова на всё ради славы - и ее тоже ждет «любовь» в физическом проявлении. Отец, переживающий, что растолстел, не хочет жирка для своего сына - и заставляет того сидеть на диете и качаться, хотя сам балуется по ночам шоколадками. Русского мальчика обижают одноклассники... В обоих фильмах, кстати, сильны русские корни, а у «Голой бухты» даже Сергей Сельянов сопродюсер.
В «Одиноком острове» самая, пожалуй, большая история - о молоденькой следовательнице, расследующей смерть циркача-цыгана: она подозревает, что убийца - врач, которому нужны доноры органов. Пока полиция шмонает его квартиру и офис, красавица «берет удар на себя», вступая с доктором как будто бы в случайное знакомство и проводя романтическую прогулку. Есть еще безногий таксист, жена которого изменяет ему с лучшим другом - а в итоге бросает обоих ради 20 лет не виданного одноклассника. Собственно про Анну Каренину говорят в школе на уроке литературы, и здесь сходятся линии учительницы и ученика, профессора, как раз нуждающегося в почке, и машиниста, под колеса которого уже добровольно прыгнули четыре человека. Самый трагичный рассказ - о юной девушке, серьезно пострадавшей в автокатастрофе: ходить-то она когда-нибудь, наверное, еще будет, но вот танцевать - уже нет.
Всё это - и там, и там - накрошено кусками и перемешано; не ново (подобных картин - сотни, среди них есть и великие), но практически всегда работает: подобную структуру просто трудно испортить. Но все же если «Голая бухта» - фильм очень хороший (и я бы предрек ему один из призов, возможно, даже Главный - хотя в таком сильном, будем надеяться, конкурсе предсказывать пока рановато), то «Одинокий остров» - тоже хороший, но послабее. Разница между ними, возможно, не будет видна даже на медицинских весах, и тем не менее для меня она ощутима. Дело, наверное, в том, что Лоухимиес взял, что называется, Большую тему, слишком обширную, да соединил ее к тому же с непроходящим чувством Одиночества: мол, все нуждаются в Любви, но все, увы, так одиноки. Эстонский режиссер не то чтобы плавает мельче (про любовь у него тоже есть), просто выводы у него не столь глобальны. Ну да, жить надо, под поезд бросаться - нет, всё будет, в принципе, хорошо. И не сказать, что эти выводы чем-то плохи - просто в «Голой бухте» они убедительнее.


«Завтра», Россия, реж. Андрей Грязев (конкурс документального кино).
Видеокамера наблюдает за арт-группой «Война» до и после их нашумевшего «Дворцового переворота». Суть акции, напомню, заключалась в том, что «художники» перевернули несколько милицейских машин - сказав общественности, что это символический жест.
Отношение к современному искусству вообще и к данному объединению товарищей в частности может быть разным. Закон трактует это как злостное хулиганство (и выше), искусствоведы находят в их действиях эстетическую и художественную составляющую. Для одних перевернутая машина - это ущерб и оскорбление, для других - красивый образ, отражающий отношение «поэта» ко власти. Первые за это готовы судить, вторые - писать об этом книги.
Позиция режиссера Андрея Грязева в данном вопросе весьма далека от однозначности. Детально фиксируя (и показывая) процесс подготовки, акцента на том, что идет именно творческая, а отнюдь не криминальная подготовка он, как мне показалось, не делает. Да, один раз идеолог произносит в камеру, что «Есть акции, а есть голимый креатив - то, что делают «Наши». А позже, уже отсидев, размышляет об исторических масштабах, сравнивая себя с декабристами - только вот события 1825 года как произведение искусства у нас пока что почему-то не воспринимали. Впрочем, то, что «Война» главную роль в своих «мероприятиях» отводит все же не самим себе, а фотодокументаторам, говорит как раз скорее в пользу их «художественного» подхода: важен не процесс переворачивания машины, а фотографии этого процесса. Но и этот момент в глазах далекого от мира перформансов человека выглядит по меньшей мере спорным. К тому же кражи в продуктовых магазинах (также здесь засвидетельствованные) на особый вид искусства откровенно мало похожи - все-таки это кражи, и разве оправдывает их то, что вор - голодный «художник»?..
Тем не менее, вне зависимости от оценки действий самой «арт-группы», картина, что ни говори, резонансная, актуальная, о ней будут говорить и спорить. Хотя нет, спорить все же будут о «Войне», тогда как «Завтра» - фильм в своем жанре на «пятерку». В любом случае - финал с поднимающимся фаллосом на Литейном мосту вызывает сейчас самые восторженные аплодисменты.

1305

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Обитель еще зла
«Обитель зла» ждет перезапуск. Без Пола У. С. Андерсона и Миллы Йовович будет снято еще шесть фильмов
542
Ромеро не может жить без зомби
Джордж Ромеро готов снимать новые фильмы про зомби, и даже знает, о чем они будут, но не может найти для них финансирование
515
Харди в черном
Компания Sony Pictures нашла подход к Веному и заявила о том, что Том Харди сыграет противника Человека-паука.
448
Снайдер уходит из «Лиги»
Зак Снайдер попросил у студии самоотвод от режиссерских обязанностей по фильму «Лига справедливости».
373
Школа зомби
Саймон Пегг и Ник Фрост решили развивать любимый жанр без помощи Эдгара Райта.
280
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
19
Хэллбой перерожденый
Петиции Гильермо дель Торо не принесли результата. Третий «Хэллбой» будет создаваться новой командой и без Рона Перлмана
8
Пираты украли «Пиратов»
Хакеры похитили с серверов Disney фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и шантажируют студию
8
Новые проекты Джейсона Блума
Компания Blumhouse готовит экранизацию «Воспламеняющей взглядом», продолжение «Неуязвимого» и сериал по «Судной ночи»
6
Роли исполняют: Сильвестр Сталлоне, Джефф Голдблюм, Роберт Де Ниро и др.
Сильвестр Сталлоне спасет вселенную, Джефф Голдблюм вернется к динозаврам, Мартин Скорсезе собирает команду мечты
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×