Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 383

3 место в рейтинге | Накоплено баллов: 225534

Зарегистрирован: 7 лет 9 месяцев 9 дней
Город: Москва | Последний визит: 20.07.2017 17:51
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | Тарковский: путь к «Сталкеру»

24.05.2012 08:48

В Москве последние дни работает выставка «Тарковский. Space». Мы уже опубликовали стенограммы встреч с соратниками великого мастера Андреем Кончаловским и Вадимом Юсовым, с продолжателем его традиций Андреем Звягинцевым. На очереди – Евгений Цымбал, ныне известный режиссер (в первую очередь – документалист, хотя и две игровые его картины очень достойные), а во второй половине 70-х – ассистент Тарковского на «Сталкере». Рассказу о том, как начиналась эта картина, и была посвящена его лекция 15 мая.
Сразу уточню: в отличие от прошлых материалов, дальнейшее – не совсем стенограмма, а скорее пересказ услышанного своими словами. Хотя тема, на самом деле, широко известная и тот же Цымбал много раз приблизительно то же самое на этот же счет говорил. Однако как мне кажется, лишний раз про всё про это вспомнить будет не лишним. Все-таки «Сталкер» - это фильм, о котором надо знать. И который надо, разумеется, видеть.

Существует мнение, что после «Зеркала» Андрей Арсеньевич Тарковский страстно хотел снимать «Сталкера» - и те годы, которые прошли между фильмами, полностью были посвящены его пробиванию. На самом деле это абсолютно не так. После долгого, мучительного процесса сдачи «Зеркала» Тарковский был в тяжелом депрессивном состоянии. Но он был таким человеком, у которого от депрессии только возрастало сопротивление, упорство, стремление сделать именно тот фильм, какой он хочет. А хотел он совсем не «Сталкера». Тарковский хотел снимать что-то несомненно классическое – либо Достоевского, «Идиота», либо о жизни самого Достоевского, либо повесть Бунина «Освобождение Толстого», плюс «Доктор Фаустус» Томаса Манна, «Смерть Ивана Ильича» Толстого. Но готовых сценариев у него не было – это были только замыслы. Это было скорее внутреннее ощущение, внутреннее желание делать эти фильмы, нежели готовность их делать.
Впервые идея «Сталкера» возникает в январе 1973 года, еще до «Зеркала», когда Тарковский вместе с Вячеславом Харченко поехал в Харьков, где Харченко устроил несколько выступлений в закрытых институтах, в «почтовых ящиках». Тарковский любил выступать перед такой аудиторией – там были самые благодарные слушатели и там хорошо платили. Харченко взял с собой в дорогу журнал «Аврора», в котором была напечатана повесть Стругацких «Пикник на обочине». Тарковский прочитал и 26 января записал в дневнике: «Из нее может получится замечательный сценарий для кого-нибудь». В то время существовал такой отхожий промысел, которым Тарковский промышлял на пару с Кончаловским - написание сценариев для других (за сценарии очень хорошо платили). Сперва Тарковский хотел написать сценарий для Георгия Калатозишвили, сына Михаила Калатозова («Летят журавли») и отца Михаила Калатозишвили («Дикое поле»). А сам при этом хотел быть художественным руководителем. Но Калатозишвили серьезно заболел (сердце), несколько лет боролся, затем умер (тут Цымбал чего-то либо не знает, либо недоговаривает: Георгий Калатозишвили умер пусть и рано, но в 1984 году, и за последнее десятилетие своей жизни успел поставить шесть фильмов).
С Аркадием Стругацким, жившим в Москве, Тарковский познакомился в июне 1972 года, в Центральном Доме литераторов. А когда приехал живший под Ленинградом Борис, писателей пригласили на «Мосфильм» на просмотр «Соляриса». В целом им фильм понравился – но как ни странно, более всего их раздражала именно фантастика: «Картон, залипуха». Цымбал, кстати, с этим решительно не соглашается – какая «залипуха», там прекрасные декорации Михаила Ромадина!.. Что важно: впоследствии именно братья Стругацкие всячески убеждали Тарковского насчет «Сталкера»: как можно меньше фантастики!
Однако Тарковский довольно долго не обращался к «Пикнику». После «Зеркала» ему стало известно, что Смоктуновский хочет ставить «Идиота» для телевидения, 8-10 серий. «Ну что он там может поставить?!!» - решил Тарковский и срочно стал пробивать свою заявку (две экранизации одновременно точно бы не разрешили). В то же время вдруг свой интерес к «Идиоту» проявила Джина Лоллобриджида - она хотела играть Настасью Филипповну. Режиссером она хотела бы видеть Кончаловского, но когда руководитель «Мосфильма» Сизов предложил ей Тарковского, с радостью согласилась и на него. Также рассматривалась возможность поставить «Идиота» на расцветавшей тогда Экспериментальной студии Чухрая – она действовала по своим экономическим законам и там очень хорошо платили (вообще, история этой студии – отдельная тема для материала). Но проблема была в том, что Тарковский с Александром Мищариным (соавтором «Зеркала») решили писать сценарий не для двухсерийного фильма, а для двух отдельных картин - «Настасья Филипповна» и «Враги». А это переводило их работу в значительно более высокую степень оплаты: за два отдельных фильма гонорары были больше, нежели за один двухсерийный. Но Сизов этот договор не подписал – чтобы не создавать прецедент, который потребовал бы пересмотра всей системы выплаты вознаграждений и бесчисленное множество согласований наверху. Спустя какие-то годы этот прецедент все равно создали – но уже другие режиссеры. А с «Идиотом» пока было совершенно невнятно.
Параллельно Тарковскому поступило предложение сделать «Доктора Фаустуса» совместно с телевидением ФРГ. Позднее эта идея затихла – но руководство задумалось: раз Тарковскому предлагают такие серьезные заграничные проекты, надо срочно его чем-то занять, а то вдруг он убежит ненароком!..
Понимая, что «Идиота» могут не запустить, а сценария о Достоевском у него не было, Тарковский возвращается мыслями к «Пикнику». В начале 1975 года в его дневнике возникает несколько надписей, причем первая - по меньшей мере парадоксальная: «А что если вместо юноши в «Пикнике» - женщина?» Далее следует о желании написать Ермашу – главному по кино в СССР - о своих планах, а еще позднее – о «возможности легально коснуться трансцендентного» в «Пикнике». Тарковский просит Стругацких сделать заявку. Те восприняли это очень серьезно – и написали не просто заявку, а сразу первый вариант сценария. Тот был готов уже в феврале 75-го – но тут уже Тарковский делает паузу и просит на студию заявку пока не подавать - еще не была решена прокатная судьба «Зеркала», а он не хотел «смешивать» в глазах начальства настоящую картину и будущую.
В конце концов «Зеркало» приняли – но напечатали всего 20-25 копий. Это было очень плохо в плане авторского гонорара: за фильм Тарковский получил всего четыре тысячи рублей, да к тому же у него еще вычли за перерасход пленки, после чего остались сущие копейки - порою не было денег даже на трамвай. Отсутствие средств преследовало Тарковского всю жизнь… Отчасти спасало то, что Тарковский стал ездить с «Зеркалом» по стране, встречаться со зрителями. И в Ленинграде случилось событие, которое повернуло его судьбу: ему предложили поставить спектакль «Гамлет». Директор Театра им. Пушкина (он же великий Александринский театр) соглашался даже взять в штат Анатолия Солоницына (Гамлета) и пригласить на роль Офелии актрису со стороны (своей Офелии Тарковский там не увидел). Но театр – это «террариум единомышленников» с острейшей конкуренцией за роли. Театральная труппа пришла в ярость, все стали жаловаться главному режиссеру Игорю Горбачеву - и в связи с этим спектакль так и не состоялся. Но замысел его – остался. И позднее Тарковский встречается с Марком Захаровым, с которым, кстати, учился в одной школе – и предлагает ему возродить эту идею на сцене Театра имени Ленинского комсомола («Ленком»). Захаров соглашается.
У Стругацких к тому времени уже имеется три варианта сценария, все перспективные. Но Тарковский по-прежнему не спешит отдавать заявку на студию: возникают новые разговоры о постановке «Идиота», плюс в Эстонии он договорился о написании сценария «Гофманиана», который надо было уже скоро сдавать, а он его пока и не начинал – не было идеи. Плюс новый план – либретто о Жанне Д’Арк. Плюс «Гамлет»…
Но 25 сентября 1975 года Тарковский записывает в дневнике: «Идиот» окончательно рухнул». А на следующий день, 26 сентября, Тарковский записывает следующее (цитирую по публикации в журнале «Киносценарии», №2 за 2002 год, с.34): «Лариса с Тяпой вышли к машине проводить Николаева – прокурора района и главного судью, которые приезжали с друзьями на пикник к нам на речку. Они стояли разговаривали у машины, когда кто-то заметил – кажется, Лариса – на небе странное, необычное свечение. Да, еще был вместе с ними Владимир Александрович Лопаткин, рабочий-строитель из Шилова. На них, наблюдающих, надвигалось сияние, похожее на шляпку гриба и ограниченное по дуге более ярким свечением, подобным лунному. Это сияние как бы заполнило все вокруг наблюдавших, приблизилось вплотную и рассеялось. Было уже совсем темно, небо было звездное. Прокурор высказал мысль об атомной войне и о том, что лучше умереть дома, чем в дороге. Они тут же сели в машину втроем и уехали, страшно перепуганные. Ничего подобного ни до, ни после случившегося не наблюдалось. Тяпа очень испугался и несколько дней говорил только об этом, пытаясь выяснить у взрослых причину этого явления. Но никто, конечно, объяснить этого не мог. Все это происходило в течение нескольких минут, то есть далеко не мгновенно. Все это я записываю со слов Ларисы, Тяпы и Владимира Александровича Лопаткина».
Несмотря на то, что, как следует из записи, сам Тарковский этого необычного явления не видел, оно все равно оказало на него огромное воздействие. И Цымбал считает, что именно в этот момент он вспомнил о «Пикнике на обочине» – и именно этот случай послужил толчком, чтобы он вскоре попросил Стругацких начинать действовать. Однако при этом Тарковский пока не говорит, будет ли он сам ставить этот фильм – так как не хочет, чтобы начальство подумало, что он работает сразу над несколькими проектами. Более того: Тарковский в это время расценивает фильм как проходную (!!!) картину, которая просто позволит ему заработать денег – и подготовиться к чему-то более классическому и желанному. В дневнике он так и записывает: «Я не могу тратить годы жизни на проходную для меня картину». И потому всё время подготовительного периода Тарковский больше занимался «Гамлетом», нежели «Сталкером».
На этом история «до «Сталкера» заканчивается – и начинается уже история самого «Сталкера». И тут, к сожалению, Евгений Цымбал свой рассказ начинает заканчивать. Личные свидетельства того, как режиссер непосредственно работал над фильмом, он оставляет, судя по всему, для другой своей лекции. Или для своей книги – по его словам, написано уже примерно пятьсот страниц, но чтобы закончить – надо бросить работать. А не получается – режиссер работает в документальном кино, а там круговерть, не выбраться... Но все же – будем надеяться, что когда-нибудь…
В финальной части встречи еще проскальзывает несколько занятных деталей – например, о том, что Стругацкие писали, что получающийся сценарий для Тарковского «очень пестр, его надо ускучнять». Или как нашли идеальную натуру на границе между Таджикистаном и Киргизией – место, где воедино сходятся разные климатические зоны: и пустыня, и саксауловые леса, и горы, и болота, и старинные китайские угольные шахты!.. Начали строить декорации – как вдруг там случилось землетрясение, погибли сотни людей, несколько поселков было стерто с лица земли. И местным властям было уже не до съемок – к тому все гостиницы были попросту заняты обездоленными людьми...
Отдельная история – о выборе актрисы. Кайдановский, Солоницын и Гринько были утверждены сразу, но вот с женской ролью возникли проблемы. Тарковский несколько раз обмолвился о Маргарите Тереховой – но его жена Терехову не переносила и подозревала ее в тайном романе с Тарковским. К тому же снявшись в «Зеркале», Лариса Павловна вдруг решила, что она великая актриса и что роль жены Сталкера должна играть она. И даже сыграла пробу, на взгляд Цымбала – совершенно неубедительно.
В качестве других вариантов прежде всего рассматривалась Марина Неелова, которая только что сыграла в «Монологе» – но она была слишком сексапильна, мила, она была слишком хороша для этого Сталкера. Цымбал же до этого работал на картине «Служебный роман» - и совершенно влюбился в Алису Фрейндлих, которая произвела на него огромное впечатление. И он предложил попробовать ее. А Тарковский давно к Фрейндлих присматривался – и даже хотел, чтобы она в «Зеркале» сыграла ту роль, которую в итоге сыграла Алла Демидова. Он даже ее утвердил - но Фрейндлих не смогла сниматься, так как была занята в репертуаре театра, возглавляемого ее мужем (другими словами – муж просто ее на съемки не отпустил). Сейчас же Тарковский сказал: «Но она же намного старше Кайдановского?» (разница действительно почти 12 лет). На что оператор (на тот момент) Георгий Рерберг возразил: «Да она и дверную ручку сыграет!» – и актрису пригласили на пробы. Когда она пришла, ее даже не стали гримировать. И сыграла она так, что впоследствии Тарковский даже не хотел ее заново снимать – дубль был настолько впечатлившим, что он хотел вставить в фильм непосредственно эту пробу. Но на это возмутился звукорежиссер – звук-то писался черновой; так что все-таки сцену потом снимали уже «по-настоящему».
Еще из важного – Цымбал отмечает несомненное влияние художника Пиранези на декорации фильма. И правда - очень похоже!
Напоследок я еще спросил (глупый вопрос, но ведь интересно же знать) – а как был снят финальный фокус со стаканом? На это Евгений Васильевич, смеясь, ответил, что это его «ноу-хау», секрет которого он вычитал в журнале «Наука и жизнь». Так что желающие могут пересмотреть все номера за 1966 год – и откопать разгадку самостоятельно.

1154

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
Тор: Рагнарёк
Дублированный трейлер с Комик-кона
Напарник
Трейлер
Защитники*
Трейлер с Комик-кона
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Марсианин
Трейлер
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
У Уилла Смита появится противник-близнец
Уилл Смит сыграет у Анга Ли главную роль в проекте «Близнец*». Релиз назначен на 2019 год.
7
Крейг еще раз сыграет Бонда
Дэниела Крейга удалось уговорить еще раз нарядиться в смогинг, чтобы сыграть в юбилейном, 25-м фильме бондианы.
6
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Enjoy Movies заявляет о банкротстве
Одна из компаний-лидеров кинопроизводства Enjoy Movies намерена обратиться в Арбитражный суд о признании банкротства
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×