Максим Марков

Максим Марков 14 уровень

Читатель, блогер 375

4 место в рейтинге | Накоплено баллов: 208875

Зарегистрирован: 7 лет 7 месяцев 3 дня
Город: Москва | Последний визит: 22.05.2017 13:12
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | Журнал «Советский экран» - №20 за 1957 год

14.09.2012 23:03

Странная ошибка: написано, что на обложке – кадр из фильма «Пролог» (картина Ефима Дзигана о первой революции 1905 года), хотя каждый, конечно, мгновенно узнает в этом снимке знаменитый кадр из эйзенштейновского «Октября». И вспомнит характерную для советских времен историю: картина-то была игровой, постановочной (и вообще 1928-го года), - а кадр всеми воспринимался как взаправдашний, документальный (потому как его и выдавали за таковой).

Юбилейный выпуск - 40 лет советской власти – открывается программной редакционной статьей «Сорок лет Октября».
Сперва следуют привычные для того времени восхваления и обзор достижений (по сравнению с 1913 годом), затем неназванный автор плавно подходит к теме кино: «Великая Октябрьская социалистическая революция обеспечила все условия для создания нового, свободного, подлинно народного советского киноискусства. Известно, что в дореволюционной России не было многонациональной кинематографии. Сейчас нет ни одной союзной республики, где бы не было своей национальной кинематографии. […]
Кино вошло в жизнь и быт советских людей. Во всей дореволюционной России было всего 1414 киноустановок, в том числе на селе 133. Сейчас в Советском Союзе насчитывается 65 тысяч киноустановок, в том числе на селе 50 тысяч. Ежедневно в нашей стране смотрят художественные кинофильмы девять миллионов человек. В юбилейном 1957 году кинотеатры страны обслужат около трех миллиардов зрителей».
ТРИ МИЛЛИАРДА зрителей в год!.. Сейчас мы, как вы сами понимаете, вновь на дореволюционном уровне – спустя сотню лет! Причем не знаю, как там с цифрами на селе – но есть такое ощущение, что тут-то мы уж совершенно точно отстаем от 1913-го года на ужасающий совершенно порядок.

Главной теме номера посвящены развернутые статьи «Октябрь в кино» и «В тесной связи с жизнью народа». Подборка кадров из лучших советских фильмов отчетного периода иллюстрирует вторую из них. «Кинозритель нашего времени, - начинается она, - не смог бы назвать кинематографию дореволюционной России художественной в сегодняшнем смысле этого слова – то, что заполняло тогда экраны, находилось еще за пределами подлинного искусства. […] Еще в ту далекую пору Владимир Ильич Ленин в одной из бесед с друзьями заметил, что, пока кино находится в руках пошлых спекулянтов, оно приносит больше вреда, чем пользы, нередко развращая зрителя отвратительным содержанием пьес, и на многие годы вперед предсказал, что в руках настоящих деятелей социалистической культуры кино явится одним из могущественнейших средств просвещения масс. Так и произошло в действительности – предсказанное осуществилось».
Интересно, какой бы прогноз сделал бы Владимир Ильич сегодня?..

Выставка достижений народного киноискусства была бы неполной без оценки «Международного признания». Здесь первенство, разумеется, за шедевром Сергея Эйзенштейна: «Легендарный «Броненосец «Потемкин» - с гордо поднятым красным флагом – протаранил полицейско-цензурное окружение и обошел почти все страны. История кино еще не знала такого триумфа. Как ни бесновалась реакция, запрещая просмотры, зрители добивались отмены запретов. Прогрессивные художники, журналисты, критики писали статьи о рождении небывалого, революционного кино. […]
Около 200 советских фильмов (художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных), их авторов и участников постановочных коллективов получили на международных фестивалях премии, награды, призы, медали, почетные грамоты и дипломы».
Не могли остаться без внимания и новые фильмы, развивающие «лучшие традиции историко-революционного жанра». Среди таковых, как удачно, оказался и «Коммунист» Евгения Габриловича и Юлий Райзмана, о съемках которого мы уже рассказывали в предыдущем выпуске «СЭ». «В своем повествовании они стремятся сохранить дух суровой, даже жестокой правды и в то же время поэтически рассказать о внутренней, духовной красоте простого человека, показать не всегда заметный для окружающих героизм, который проявляют повседневно тысячи подобных Василию людей».
Повторюсь – фильм потрясающий.

Картина «Рожденные бурей», экранизация одноименного романа Н.Островского о гражданской войне на Украине. Олеся – Ольга Бган, Андрий Птаха – Сергей Гурзо. К нижней фотографии подпись: «Рабочие слышат: раздался гудок, призывающий их к восстанию».

Статья «Кинолетопись нового мира» посвящена хроникальным кинолентам. «В дореволюционной России, - напоминает автор К.Славин, - документального кино, по существу, не было. Искусство «образной публицистики», как назвал документальное кино В.И.Ленин, родилось у нас в огне революционных боев, в битвах гражданской войны, в созидательном трудовом пафосе народа, строящего новую жизнь».
И немножко статистики: «В 1956 году выпуск документальных фильмов и киножурналов в нашей стране достигает рекордного уровня. Центральная студия и 23 республиканские студии выпустили в прошлом году свыше 300 фильмов и более 2000 номеров киножурналов. В 1957 юбилейном году эта цифра значительно возрастет».
Вот тут, конечно, сегодняшнее телевидение советские показатели, что называется, «делает». Правда, жаль чистую, не телевизионную документалистику – некуда ей податься, а место киножурналов перед сеансами заняли трейлеры.

Прогрессивные писатели зарубежья – Ромен Роллан, Анри Барбюс и Лион Фейхтвангер - шлют свой братский привет советским кинотруженникам. Вот что пишет первый из них, Нобелевский лауреат 1915 года: «Великие советские художники, первые работы которых были работами мастеров, с самого начала создали, сами не зная этого, самое характерное искусство советского мира, столь же поразительное по своей оригинальной направленности и естественной гармонии, каким для античного мира была греческая трагедия. Ему не мешали, как другим старым жанрам литературы и искусств, обременительные образцы минувших веков. Оно само себе пробило дорогу. Оно отметило все свои этапы памятниками, сумело обеспечить им незыблемость».

Закрепление пройденного материала – традиционная киновикторина.

Последняя сторона обложки – кадр из ленты «Партизанская искра». Вот что рассказывается о нем внутри номера: «Юные украинские патриоты-школьники и комсомольцы в дни Великой Отечественной войны объединились в отряд, названный «Партизанская искра», чтобы сражаться за освобождение родной земли от фашистских оккупантов».
Свою вторую роль здесь сыграл скончавшийся в прошлом ноябре Лев Борисов. Однако новой «Молодой гвардии» из фильма, как мы можем понять из его нынешнего забвения, не получилось.

2244

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Одаренные*
Трейлер
167
Нелюбовь
Трейлер
122
Планета Обезьян: Война
Дублированный трейлер №3
95
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
10
Бегущий по лезвию 2049
Дублированный трейлер
1
Оно
Трейлер с MTV Awards
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Харди в черном
Компания Sony Pictures нашла подход к Веному и заявила о том, что Том Харди сыграет противника Человека-паука.
851
Пираты украли «Пиратов»
Хакеры похитили с серверов Disney фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и шантажируют студию
581
Школа зомби
Саймон Пегг и Ник Фрост решили развивать любимый жанр без помощи Эдгара Райта.
581
Обитель еще зла
«Обитель зла» ждет перезапуск. Без Пола У. С. Андерсона и Миллы Йовович будет снято еще шесть фильмов
255
Ромеро не может жить без зомби
Джордж Ромеро готов снимать новые фильмы про зомби, и даже знает, о чем они будут, но не может найти для них финансирование
237
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
19
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
11
Хэллбой перерожденый
Петиции Гильермо дель Торо не принесли результата. Третий «Хэллбой» будет создаваться новой командой и без Рона Перлмана
8
Пираты украли «Пиратов»
Хакеры похитили с серверов Disney фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и шантажируют студию
8
Новые проекты Джейсона Блума
Компания Blumhouse готовит экранизацию «Воспламеняющей взглядом», продолжение «Неуязвимого» и сериал по «Судной ночи»
6
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×