Максим Марков

Максим Марков 13 уровень

Читатель, блогер 335

5 место в рейтинге | Накоплено баллов: 164140

Зарегистрирован: 7 лет 1 месяц 12 дней
Город: Москва | Последний визит: 03.12.2016 12:39
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | Черновик «Соляриса»

05.04.2012 09:09

Вчера, в день 80-летнего юбилея Андрея Тарковского, в московской Библиотеке киноискусства имени С.М.Эйзенштейна было представлено коллекционное DVD-издание первых вариантов фильмов «Андрей Рублев» (собственно первый вариант называется «Страсти по Андрею») и «Солярис». Что касается «Рублева», то суть различий кратко была описана в большом материале, посвященному творчеству великого режиссера. Здесь же объясню, что же нового скрывается в ранее мало кем виденной черновой версии «Соляриса».



Это не скан обложки диска – это фотография диска, на котором свой автограф запечатлел Вадим Иванович Юсов, великий кинооператор, снявший оба этих фильма (и немало других). Автограф, как вы видите, исключительно оригинальный. Ставя свою роспись, Вадим Иванович – легенда, повторюсь, мирового кино – сказал, что не просто подписывается рядом с портретом своего друга, но и целует его – в щеку. И дабы слова подкрепить делом – стрелочкой указал направление поцелуя. Согласитесь, диск теперь стал втройне, в десять раз уникальнее! Но Юсов, которому через полмесяца исполнится 83, имеет полное право на такого рода чудачества. «Посмотрите, вот он, он рядом с нами!» - в таком духе воскликнул вчера киновед Дмитрий Салынский, обращаясь к залу. И восклицание было совершенно уместно: да, он здесь, он рядом. И долгих лет вам, Вадим Иванович!



Салынского я упомянул совершенно не зря – потому как всё дальнейшее мое объяснение основано именно на его словах, на его знаниях. Видный специалист по творчеству Тарковского (в упомянутом выше большом материале есть и его цитата), вчера он подписывал (ну да, и мне в том числе) новую составленную им книгу «Фильм Андрея Тарковского «Солярис». Материалы и документы» (издательство «Астрея»). В томе собраны литературный сценарий, режиссерская разработка фильма, монтажные записи как рабочего, так и прокатного его варианта, и масса прочих документов, касающихся создания и судьбы картины; это «издание всех текстовых следов фильма от сценарных набросков до монтажных поправок». И вот, значит, что Дмитрий Салынский рассказал о том «Солярисе», которого мы не знаем.

Речь идет о черновике фильма. Это не «полная режиссерская версия»; режиссерская версия – это то, что вышло в прокат и сегодня известно нам по дискам и торрентам. Выпуская фильм, Андрей Тарковский полностью под ним подписывался – и не имел никаких потаенных планов когда-либо вновь к нему возвращаться, дабы переделать что-то так, как он хотел, но не позволила, допустим, советская власть. Вовсе нет. То есть, у начальников того времени были, конечно, к картине различные замечания, требовались всякого рода поправки (какие-то были внесены, какие-то были забыты), но суть совершенно не в этом. Этот «Солярис» - черновик именно в том смысле, в каком мы и понимаем это слово. Рабочая версия. Работая с которой, Тарковский улучшал отдельные моменты, выкидывал лишнее, сокращал длинноты. Естественно, она длиннее – как и любой черновик (в общей сложности - на десять минут). Но это вовсе не значит, что она «правильнее».

Отличий несколько. Например, рабочая версия открывается текстовым прологом – титрами на черном фоне, цель которых – дать вводную, иначе говоря – сразу разжевать непонятности (требование начальства, от которого Тарковскому потом удалось избавиться). Есть сцена довольно странного обеда Криса и Хари. Но самый знаменитый эпизод, пропавший из итогового варианта, - сцена в зеркальной комнате. Зеркальную комнату, рождающую бесконечную перспективу отражений, предложил Тарковскому Юсов – он увидел ее на одной (старинной, кажется) картине и решил, что для сцен бреда главного героя это будет лучше, нежели безликое белое пространство, прописанное в сценарии. Построили ее с большими трудностями – и при чувствующемся неодобрении художника фильма Михаила Ромадина (он комнату душевно не принимал, потому как она была не его придумкой). Вот она, эта зеркальная комната – на приглашении в Дом кино (ее крохотный кусочек проник все же и в прокатную версию – но совсем крохотный).



Получился, говорят, очень красивый эпизод. Его видели многие друзья Тарковского, его коллеги, всем он очень нравился и вызывал восторженные отклики. И начальство к нему совсем, кажется, не придиралось. Убрал из окончательной версии его сам режиссер. Если коротко это мотивировать: слишком красиво. По словам Дмитрии Салынского, в зеркальной комнате было много «киноязыка» - а Тарковский хотел прийти к совершенно иному виду образов. Он хотел очистить картину ото всех сложностей – чтобы получить «простое изображение внутренне сложных вещей». И кроме того: здесь было прямое обращение к внутреннему миру человека – а Тарковский хотел все-таки направить акцент на ту силу, которая человеком управляет (божественную). Так что никаких запретов – исключительно внутреннее авторское самоограничение, работающее на правильное восприятие всей картины в целом.

Но для чего же тогда Госфильмофонд, как не для того, чтобы сохранять уникальные киноматериалы?!. Как пушкинисты берегут черновики великого поэта, Госфильмофонд сберег и черновик великого режиссера. И сейчас этот черновик стал доступен широкому зрителю. «Широкому», разумеется, в узком значении этого слова: понятно, что заинтересует он в первую очередь профессионалов, поклонников творчества Тарковского и разве уж самых заядлых киноманов. И это такой своего рода «академический» интерес. Кстати сказать, увидеть эту версию на большом (более-менее) экране можно будет еще раз на фестивале-выставке «Тарковский. Space», которая с 11 апреля по 20 мая пройдет на Солянке.

1896

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Мумия
Превью трейлера
595
Красавица и чудовище
Дублированный трейлер
236
Хижина*
Трейлер
233
Заборы*
Трейлер №2
158
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Горца снова вернули к жизни
Одного из режиссеров «Джона Уика», Чэда Стахэлски, пригласили возглавить ребут «Горца»
449
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Смертельная битва возобновляется
Экранизация игры «Mortal Kombat» получает «зеленый» свет с режиссером, пришедшим из рекламы Duracell
19
Рецензия на фильм «Прибытие»
Андрей Писков про, возможно, главный научно-фантастический фильм этого года, новую работу Дени Вильнева "Прибытие"
18
Рецензия на фильм «Фантастические твари и где они обитают»
Андрей Писков познакомился с фантастическими тварями и узнал, где они обитают. Судя по рецензии, обитают они где-то на кладбище нереализованных возможностей
15
Джонни Депп и фантастические твари
Дэвид Йейтс раскрыли тайну, кого сыграл Джонни Депп в предстоящем блокбастере «Фантастические твари и где они обитают»
13
Сценарист для Харли Куинн
Для фильма о героине Марго Робби в «Отряд самоубийц» нашелся автор сценария
13
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×