Sekundomer

Sekundomer 12 уровень

Читатель, блогер 22

6 место в рейтинге | Накоплено баллов: 116285

Зарегистрирован: 6 лет 8 дней
Последний визит: 25.04.2017 06:34
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
комментарии дня
оценки
фильмы
любимые фильмы
рецензии
привлеченные читатели
записи в блоге

Sekundomer | Композиция кинокадра. Размер имеет значение.

21.10.2013 20:11

Начало. Здесь...
Тот кто ходил на "Темного рыцаря" в IMAX возможно помнит как в одной сцен экран несколько расширился. Этот эффект Кристофер Нолан использовал специально, для усиления воздействия - мир фильма вдруг стал "шире", реальнее. Весь фильм в формате IMAX снимать он не стал, использовал только для фрагмента, но этот трюк ему очень понравился. Нечто похожее можно наблюдать в "Оз: Великий и Ужасный", когда герой попадает из обычного, тоскливого мира в Волшебную Страну, черно-белая картинка насыщается яркими красками, а изображение увеличивается чуть ли не в два раза. Игра с площадью экрана дает режиссерам дополнить свою историю. И собственно размер экрана превратился в даже весомый пункт для кинотеатра привлекая зрителей.


На заре кинематографа был другой экран, вернее его пропорции. 1:1,33. Сейчас уже не известно по каким причинам было принято это соотношение, но оно не спроста повторяет соотношение картинных полотен используемое чаще всего. С появлением звука все изменилось. Проблема встала в первую очередь, что нужно на пленку записать сам звук. Если раньше "картинка" записывалась на пленку практически на всю площадь, то теперь фонограмма забрала себе часть пленки. Чтобы сохранить совместимость с уже выпущенными аппаратами (а это в первую очередь перфорация пленки - 4 отверстия на кадр) пришлось пожертвовать самим кадром и увеличением расстояния между кадров изменив соотношение сторон на 1:1,375. В мире принято, что разницы в изображении нет и якобы при переносе кадров нет потерь. Но это не так. Размер немой "картинки" составляет 24х18 мм, а звуковой 22х16 мм. Разница видим в 2 мм. Таким образом появилась 35 мм пленка, которая получила популярность и распространение. Однако одновременно с ней появляются другие пленки - 17,5, 16мм, 8мм (которую потом разовьют в Супер 8). Однако отправная точка и все последующие ухищрения с камерами, пленками, фильтрами и проекторами начинается именно от соотношения привычных, признанных художественных полотен с соотношением 1:1,33 правильнее будет 1,33;1, мгновенно сталкиваясь с проблемами композиций. Уже в то время было создано широкоформатное кино, которое уйдет и вернется позже. А соотношение этих сторон еще и переместиться на ТВ и назовется 4:3. Казалось бы простые цифры, привычный прямоугольник. Это связано с нашим зрением, то что мы в ширину видим больше чем в высоту и это соотношение более точно подходит для передачи и восприятия визуальной сцены.

Появление звука принесло проблемы не только для технарей, которые ломали головы как передать его в зал. Но и операторы встали перед дилеммой правдивости происходящего на экране. Если вернуться к тем фильмам то можно увидеть как менялись кадры. В кадре стали более чаще появляться средние планы. Если персонаж говорит то возле него появляется пространство. И при диалогах говорящие находятся перед зрителем одновременно, ведь для зрителя тяжело даются постоянные смены сцен то с одним актером то с другим. Именно помещение говорящих в один кадр говорят мотивировало кинематографистов искать большего пространства в кадре. Возможно это и так, но нельзя списывать со счетов и то, что находились режиссеры, операторы которые искали способы эмоционального и смыслового усиления кадра. Так или иначе кинематографистам становилось все теснее в 35 миллиметрах. Еще Эзейштеин мечтал о том, чтобы по ходу фильма менять соотношение сторон экрана, а не быть закованным в одни рамки.

Почему это так важно? Чтобы передать эмоции например моряка, когда тот смотрит на бескрайний океан будет самым оптимальным конечно развернуть изображение этого самого океана в ширь - дух захватывает.



А вот например, чтобы передать грозность, мощь океанской волны самым лучшим решением будет конечно изобразить водную махину как можно выше вертикально сузив широту.



А пшеничное поле снова оптимально отобразится по ширине. Однако экран остается всегда, или почти всегда (вспомним Нолана) неизменным потому и придуманы всевозможные планы, ракурсы, фокусировка и расфокусировка и слежение за объектом.

Достаточно еще вспомнить постеры к фильмам. Чаще всего мы встречаем вертикальные плакаты на которых изображены герои и антигерои, звездолеты, планеты; иногда выпускают горизонтальные и как правило на них хорошо помещается мир из фильма - города, космос, поля, овраги. Взять хотя бы кадры, которые публикуются во время промоушена фильма. Если на кадре какой-нибудь персонаж то как правило все остальное обрезано, чтобы сосредоточить смотрящего на этом персонаже, а вот полные кадры демонстрируются для передачи пейзажей и общей атмосферы грядущего фильма.

Попробуем сравнить постеры к "Гравитации". Вертикальный. Видим космонавта крупным планом и можем прочитать что-то на лице, во взгляде.



Еще один вертикальный. Здесь большую часть занимает сама Земля. В центре Солнце и чуть левее космонавт в катастрофической ситуации.



И наконец горизонтальный. Ощущение холода бездны, обреченности. Улетающий космонавт. Интригует? Пугает?



Все бы ничего, вот только кинематограф получил сильный удар - появление телевидения побудило зрителей оставаться дома. Чтобы привлечь обратно в залы кинематограф начинает массово выпускать цветные картины. И в это же время появляется широкоформатное кино. Одна "Синерама" чего стоит - фильмы снятые разом на три камеры, сведение трех пленок в один пласт. Зрелище потрясающее но из-за громоздких технических сложностей не сумевшего распространиться в массы. Мешает экономическая сторона (съемки тремя камерами, использование огромного количество пленки), трудность для самих кинотеатров переоборудование всего зала например, и собственно эстетическая сторона - хорошо видно вертикальные линии сведения пленок. Популярность завоевывает все та же 35 миллиметровая пленка, единственное что нужно так это на камеру и проектор одеть анаморфные линзы и расширить экран в зале. Но это несколько грубое упрощение, на самом деле широкоформатные фильмы имеют несколько форматов, однако более детальное рассмотрение всех широкоформатных форм требует отдельного времени. В общем популярность завоевали соотношение 1,85:1, 1,66:1 и 2,35:1 и собственно IMAX формат 1,43:1.



Кинематографисты в восторге, широкий экран позволяет демонстрировать бескрайние пустыни, гремучие леса и собственно размах происходящего еще больше усиливает воздействие зрительного ряда. В кадр помещаются вертолеты, корабли вместе с персонажами и другими предметами. Конечно все самое интересное продолжает находиться в центре экрана, но теперь куда лучше задействовано периферийное зрение. Появляются симпатичные штуки примером которого может послужить сцена как герой появляется на краю экрана и постепенно перемещается в центр - постепенно усиливая интерес аудитории. Квентин Тарантино в "Джанго Освобожденный" отлично демонстрирует это лампой в темноте.

Казалось бы кинематограф упивается своим триумфом. Однако на свет появляется домашнее видео. Это веский удар для студий. И Голливуд, в этот раз безоговорочно Голливуд и только он, меняет уже способ рекламы, продажи и показа фильмов. "Челюсти" и "Звездные войны" навсегда меняют киномир.

У истории есть особенность, она повторяется. Если широкоформатное кино появилось практически сразу же с появлением кинематографа то его полноценное признание и распространение получилось в расцвет телевидения, кинотеатры идут на риски надеясь и веря в то, что зрителю будут интересны фильмы на широких экранах. 3D родилось задолго до кино, но сейчас оно переживает очередное рождение и имеет множество шансов закрепиться полностью. Когда стерео разовьется до без очкового просмотра, доступности для каждого, когда стерео-телевизоры будут обыденностью можно предположить, что кинематографисты возьмутся за что-нибудь еще, чтобы не только поднять цену на билет, а именно в который раз усилить свое воздействие на зрителя и вызвать желание вернуться в зал. Предпосылки уже есть - это и трясущиеся кресла и дым с брызгами в зале. Известно, что в некоторые фильмы специально записывают низкие частоты, чтобы обычные кресла в зале завибрировали.

Казалось при чем здесь композиция? А при том, что она начинается с обрамления. Если для художественной картины большое значение имеет рама (каких только не напридумывали, она отвечает за ввод зрителя в действие картины) то и экран начинается с его же обрамления, большинство кинозалов оформлены занавесами обрамляя и выделяя белый экран, мало того и на самом экране операторы рисуют рамки. И для композиции важен формат, размер полотна. Вид и форма холста (не важно для кисти или для объектива) имеет такую же важность как и то, кто создает и что создает на нем. Как ни как, а с белого полотна и начинается чудесное путешествие.

Продолжение следует...

2267

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Близнец*
Промо-ролик
145
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
494
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
469
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
411
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
12
Требуется зритель для российского кино
Владимир Мединский потребовал от получателей средств от Фонда кино обеспечить посещаемость фильмов зрителями.
11
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
9
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
8
Роли исполняют: Джош Бролин, Дольф Лундгрен, Сильвестр Сталлоне и др.
Джош Бролин противостоит Дэдпулу, Сталлоне готовит новый побег, Харди и Татум отказываются от поездки в джунгли, а Доль
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×