Sekundomer

Sekundomer 12 уровень

Читатель, блогер 22

6 место в рейтинге | Накоплено баллов: 102906

Зарегистрирован: 5 лет 7 месяцев 24 дня
Последний визит: 06.12.2016 22:10
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
комментарии дня
оценки
фильмы
любимые фильмы
рецензии
привлеченные читатели
записи в блоге

Sekundomer | Композиция кинокадра. Размер имеет значение.

21.10.2013 20:11

Начало. Здесь...
Тот кто ходил на "Темного рыцаря" в IMAX возможно помнит как в одной сцен экран несколько расширился. Этот эффект Кристофер Нолан использовал специально, для усиления воздействия - мир фильма вдруг стал "шире", реальнее. Весь фильм в формате IMAX снимать он не стал, использовал только для фрагмента, но этот трюк ему очень понравился. Нечто похожее можно наблюдать в "Оз: Великий и Ужасный", когда герой попадает из обычного, тоскливого мира в Волшебную Страну, черно-белая картинка насыщается яркими красками, а изображение увеличивается чуть ли не в два раза. Игра с площадью экрана дает режиссерам дополнить свою историю. И собственно размер экрана превратился в даже весомый пункт для кинотеатра привлекая зрителей.


На заре кинематографа был другой экран, вернее его пропорции. 1:1,33. Сейчас уже не известно по каким причинам было принято это соотношение, но оно не спроста повторяет соотношение картинных полотен используемое чаще всего. С появлением звука все изменилось. Проблема встала в первую очередь, что нужно на пленку записать сам звук. Если раньше "картинка" записывалась на пленку практически на всю площадь, то теперь фонограмма забрала себе часть пленки. Чтобы сохранить совместимость с уже выпущенными аппаратами (а это в первую очередь перфорация пленки - 4 отверстия на кадр) пришлось пожертвовать самим кадром и увеличением расстояния между кадров изменив соотношение сторон на 1:1,375. В мире принято, что разницы в изображении нет и якобы при переносе кадров нет потерь. Но это не так. Размер немой "картинки" составляет 24х18 мм, а звуковой 22х16 мм. Разница видим в 2 мм. Таким образом появилась 35 мм пленка, которая получила популярность и распространение. Однако одновременно с ней появляются другие пленки - 17,5, 16мм, 8мм (которую потом разовьют в Супер 8). Однако отправная точка и все последующие ухищрения с камерами, пленками, фильтрами и проекторами начинается именно от соотношения привычных, признанных художественных полотен с соотношением 1:1,33 правильнее будет 1,33;1, мгновенно сталкиваясь с проблемами композиций. Уже в то время было создано широкоформатное кино, которое уйдет и вернется позже. А соотношение этих сторон еще и переместиться на ТВ и назовется 4:3. Казалось бы простые цифры, привычный прямоугольник. Это связано с нашим зрением, то что мы в ширину видим больше чем в высоту и это соотношение более точно подходит для передачи и восприятия визуальной сцены.

Появление звука принесло проблемы не только для технарей, которые ломали головы как передать его в зал. Но и операторы встали перед дилеммой правдивости происходящего на экране. Если вернуться к тем фильмам то можно увидеть как менялись кадры. В кадре стали более чаще появляться средние планы. Если персонаж говорит то возле него появляется пространство. И при диалогах говорящие находятся перед зрителем одновременно, ведь для зрителя тяжело даются постоянные смены сцен то с одним актером то с другим. Именно помещение говорящих в один кадр говорят мотивировало кинематографистов искать большего пространства в кадре. Возможно это и так, но нельзя списывать со счетов и то, что находились режиссеры, операторы которые искали способы эмоционального и смыслового усиления кадра. Так или иначе кинематографистам становилось все теснее в 35 миллиметрах. Еще Эзейштеин мечтал о том, чтобы по ходу фильма менять соотношение сторон экрана, а не быть закованным в одни рамки.

Почему это так важно? Чтобы передать эмоции например моряка, когда тот смотрит на бескрайний океан будет самым оптимальным конечно развернуть изображение этого самого океана в ширь - дух захватывает.



А вот например, чтобы передать грозность, мощь океанской волны самым лучшим решением будет конечно изобразить водную махину как можно выше вертикально сузив широту.



А пшеничное поле снова оптимально отобразится по ширине. Однако экран остается всегда, или почти всегда (вспомним Нолана) неизменным потому и придуманы всевозможные планы, ракурсы, фокусировка и расфокусировка и слежение за объектом.

Достаточно еще вспомнить постеры к фильмам. Чаще всего мы встречаем вертикальные плакаты на которых изображены герои и антигерои, звездолеты, планеты; иногда выпускают горизонтальные и как правило на них хорошо помещается мир из фильма - города, космос, поля, овраги. Взять хотя бы кадры, которые публикуются во время промоушена фильма. Если на кадре какой-нибудь персонаж то как правило все остальное обрезано, чтобы сосредоточить смотрящего на этом персонаже, а вот полные кадры демонстрируются для передачи пейзажей и общей атмосферы грядущего фильма.

Попробуем сравнить постеры к "Гравитации". Вертикальный. Видим космонавта крупным планом и можем прочитать что-то на лице, во взгляде.



Еще один вертикальный. Здесь большую часть занимает сама Земля. В центре Солнце и чуть левее космонавт в катастрофической ситуации.



И наконец горизонтальный. Ощущение холода бездны, обреченности. Улетающий космонавт. Интригует? Пугает?



Все бы ничего, вот только кинематограф получил сильный удар - появление телевидения побудило зрителей оставаться дома. Чтобы привлечь обратно в залы кинематограф начинает массово выпускать цветные картины. И в это же время появляется широкоформатное кино. Одна "Синерама" чего стоит - фильмы снятые разом на три камеры, сведение трех пленок в один пласт. Зрелище потрясающее но из-за громоздких технических сложностей не сумевшего распространиться в массы. Мешает экономическая сторона (съемки тремя камерами, использование огромного количество пленки), трудность для самих кинотеатров переоборудование всего зала например, и собственно эстетическая сторона - хорошо видно вертикальные линии сведения пленок. Популярность завоевывает все та же 35 миллиметровая пленка, единственное что нужно так это на камеру и проектор одеть анаморфные линзы и расширить экран в зале. Но это несколько грубое упрощение, на самом деле широкоформатные фильмы имеют несколько форматов, однако более детальное рассмотрение всех широкоформатных форм требует отдельного времени. В общем популярность завоевали соотношение 1,85:1, 1,66:1 и 2,35:1 и собственно IMAX формат 1,43:1.



Кинематографисты в восторге, широкий экран позволяет демонстрировать бескрайние пустыни, гремучие леса и собственно размах происходящего еще больше усиливает воздействие зрительного ряда. В кадр помещаются вертолеты, корабли вместе с персонажами и другими предметами. Конечно все самое интересное продолжает находиться в центре экрана, но теперь куда лучше задействовано периферийное зрение. Появляются симпатичные штуки примером которого может послужить сцена как герой появляется на краю экрана и постепенно перемещается в центр - постепенно усиливая интерес аудитории. Квентин Тарантино в "Джанго Освобожденный" отлично демонстрирует это лампой в темноте.

Казалось бы кинематограф упивается своим триумфом. Однако на свет появляется домашнее видео. Это веский удар для студий. И Голливуд, в этот раз безоговорочно Голливуд и только он, меняет уже способ рекламы, продажи и показа фильмов. "Челюсти" и "Звездные войны" навсегда меняют киномир.

У истории есть особенность, она повторяется. Если широкоформатное кино появилось практически сразу же с появлением кинематографа то его полноценное признание и распространение получилось в расцвет телевидения, кинотеатры идут на риски надеясь и веря в то, что зрителю будут интересны фильмы на широких экранах. 3D родилось задолго до кино, но сейчас оно переживает очередное рождение и имеет множество шансов закрепиться полностью. Когда стерео разовьется до без очкового просмотра, доступности для каждого, когда стерео-телевизоры будут обыденностью можно предположить, что кинематографисты возьмутся за что-нибудь еще, чтобы не только поднять цену на билет, а именно в который раз усилить свое воздействие на зрителя и вызвать желание вернуться в зал. Предпосылки уже есть - это и трясущиеся кресла и дым с брызгами в зале. Известно, что в некоторые фильмы специально записывают низкие частоты, чтобы обычные кресла в зале завибрировали.

Казалось при чем здесь композиция? А при том, что она начинается с обрамления. Если для художественной картины большое значение имеет рама (каких только не напридумывали, она отвечает за ввод зрителя в действие картины) то и экран начинается с его же обрамления, большинство кинозалов оформлены занавесами обрамляя и выделяя белый экран, мало того и на самом экране операторы рисуют рамки. И для композиции важен формат, размер полотна. Вид и форма холста (не важно для кисти или для объектива) имеет такую же важность как и то, кто создает и что создает на нем. Как ни как, а с белого полотна и начинается чудесное путешествие.

Продолжение следует...

2117

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Мумия
Превью трейлера
884
Мумия
Трейлер
755
Хижина*
Трейлер
562
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новое видео: 4-6 декабря 2016
Все новые трейлеры, появившиеся в Сети за последние дни
589
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Смертельная битва возобновляется
Экранизация игры «Mortal Kombat» получает «зеленый» свет с режиссером, пришедшим из рекламы Duracell
19
Рецензия на фильм «Прибытие»
Андрей Писков про, возможно, главный научно-фантастический фильм этого года, новую работу Дени Вильнева "Прибытие"
18
Рецензия на фильм «Фантастические твари и где они обитают»
Андрей Писков познакомился с фантастическими тварями и узнал, где они обитают. Судя по рецензии, обитают они где-то на кладбище нереализованных возможностей
15
Джонни Депп и фантастические твари
Дэвид Йейтс раскрыли тайну, кого сыграл Джонни Депп в предстоящем блокбастере «Фантастические твари и где они обитают»
13
Сценарист для Харли Куинн
Для фильма о героине Марго Робби в «Отряд самоубийц» нашелся автор сценария
13
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×