Ни дня без Бергмана: «Женские грёзы» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Женские грёзы» (1955)

«Женские грёзы» - пример бергмановского «середнячка»: фильм не за что ругать, но и поводов похвалить его немного. Плохим его, конечно, никак не назовёшь, но и выдающимся - тоже. Он просто не самый яркий и далеко не самый примечательный.

«Женские грёзы» (Kvinnodröm), Швеция, 1955; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Эва Дальбек, Харриет Андерссон, Гуннар Бьёрнстранд, Ульф Пальме, Инга Ландгре, Керстин Хедебю, Свен Линдберг.

Фотограф Сусанна Франк приезжает вместе с моделью Дорис из Стокгольма в Гётеборг - якобы на фотосессию, хотя куда больше её интересует проживающий здесь господин Хенрик Лобелиус, с которым она не виделась уже несколько месяцев. Отправившись с утра погулять, Дорис нехотя знакомится возле красивой витрины с относительно пожилым мужчиной, который настаивает - и покупает ей платье, туфли и дорогущее ожерелье…

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Пятнадцатый фильм Ингмара Бергмана - не плохой, не хороший. Он сделан на уровне прежних картин режиссёра и в чём-то даже лучше прочих: Бергман с лёгкостью обходится без слов, где они ему не нужны, и по-прежнему снимает свои фирменные длинные диалоги отнюдь не скучными почти безмонтажными планами. Здесь есть драма (Сусанну так обуревают чувства, что она едва не выпрыгивает на полном ходу из поезда - и в итоге безмолвно кричит в открытое окно), здесь есть определённая интрига (что нужно «дядюшке» от доверчивой девушки?..) - но в целом «Женские грёзы» не производят такого впечатления, как некоторые предыдущие работы уже вполне уверенного в себе мастера. Они как будто бы ни о чём; это два не самых поучительных случая из жизни, довольно механически объединённые в одну ленту.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Мир гламура у Бергмана получается так себе: эпизоды в фотостудии по-своему выразительны, но не конкретны, а выездная съёмка и вовсе срывается из-за опоздания Дорис. Единственная любопытная «профессиональная» подробность: ассистент делает замечание, что грудь, накрашенная губной помадой, непоправимо пачкает ткань, на что одна из моделей возражает ему, что научилась этому у Диора.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

В остальном же создаётся ощущение, что на сей раз автору в принципе всё равно, чем занимаются его героини, главное - дать им хоть какую-то «сцепку», чтобы иметь право назвать полным метром пару самостоятельных короткометражек. В финале, правда, юная героиня вздыхает, отмечая, что «трудно быть работающей женщиной, сочетать личную жизнь и работу» (до этого она поссорилась со своим возлюбленным, противившимся её командировке), но звучит это как-то не всерьёз, не вполне убедительно.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Но в чём же заключаются эти «женские грёзы»?.. С Сусанной всё просто: она влюблена в женатого, и желание новой встречи с ним («Господи, позволь мне увидеть его») противоречит её же здравому рассуждению, что «это безумие». Она приходит к его дому; вызывает сторонние взгляды случайных свидетельниц её телефонного разговора из кондитерской; принимает, наконец, любимого в гостиничном номере. «Если бы я могла взять тебя в руки и всегда носить в кармане платья!..» – «Да, если б могла...»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Однако пылкость столичной штучки не передаётся находящемуся на грани банкротства бизнесмену: он устал и от себя, и от своей затянувшейся интрижки («Я пустое место, Сусанна. Старый потрёпанный предмет обихода»), и лишь лень да привычка плыть по течению мешают ему раз и навсегда порвать с обременяющей его любовницей. Та в свою очередь готова от него родить, и ей самой страшно от произнесённой фразы: «Я желаю смерти твоей жене и твоим детям»...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Собственно, жена Хенрика и расставляет вскоре всё по местам. Признаваясь, что вовсе не ревнует супруга, Марта скорее жалеет Сусанну, нежели ненавидит. Тут пора отметить, что главной героине где-то тридцать пять лет; её боязнь остаться одной в фильме не проговаривается, но всё-таки ощущается. От этого она и недовольна опоздавшей Дорис, которой немногим за двадцать. «Они все мечтают о шикарной жизни!» - её заботит не столько «срыв» съёмки, сколько чужая молодость, позволяющая себе и ветреность, и забывчивость, и ошибки.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Второй вариант «женских грёз» - и проще, и интереснее. «Дядя Отто» (как она потом будет его называть) застаёт симпатичную кокетку у магазинной витрины: та просто разглядывала красивое платье, коротая минуты. Он предлагает купить ей этот наряд - и мы, равно как и Дорис, тут же вольны заподозрить неладное. Очевидно, что нет ничего хорошего в том, что почтенный с виду мужчина (в фильме его неизменно называют пожилым и даже уродливым, хотя это вовсе не так) представляет незнакомку как свою «племянницу», одаривает её шмотками и брюликами, угощает сладостями и катает на аттракционах (отчего ему самому становится плохо)...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

И нет ничего удивительного в том, что у опьянённой шампанским Дорис постепенно действительно разыгрывается аппетит: «Мы снимем фильм. Ты будешь продюсером, а я звездой», - прилагается и список прочих желаний, включающий машину, загородный дом и операцию по исправлению кривого зуба. Хотя она и говорит, что всего лишь шутит, но на медвежьей шкуре раскидывается более чем картинно - не понимая при этом, почему охмуривший её «ловелас» не спешит бросаться в распахнутые перед ним объятья...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Но Бергман практически сразу даёт нам одну подсказку (у этого «старика» - проблемы с дочерью), а потом и вовсе выводит на крупный план другую: в доме у Отто висит женский портрет, на котором - вылитая Дорис. Мужчина объясняет гостье, что его жена попала в психушку практически сразу после рождения Марианны: ей виделось, что у девочки волчья голова («Я задаю слишком много вопросов» - «Но ведь я отвечаю»). Позднее эта дочь и сама появляется перед нами, обвиняя отца в скупости - и получая в ответ жестокое (и, судя по всему, привычное): «Возможно, галлюцинации твоей бедной матери не так уж неоправданны. За твоей внешней красотой скрывается волчий оскал»...

Таким образом, сексуальный подтекст случайной встречи уходит на нет, обнажая не женскую, а мужскую драму.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

Тут есть ещё один примечательный момент. Оказавшись возле проигрывателя, Дорис перебирает пластинки - и вместо баховской «Сарабанды» ставит лёгкую поп-мелодию. Спустя без малого полвека Бергман назовёт «Сарабандой» свою последнюю режиссёрскую работу. Но это будет в 2003-м году - пока же режиссёр и сам предпочёл непритязательный и даже поверхностный рассказ, не заморачиваясь глубоким исследованием человеческой сути.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Женские грёзы»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954)

Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Королева сердец
Дублированный трейлер
План побега 3
Дублированный трейлер
Однажды... в Голливуде
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Отель Мумбаи: Противостояние
Дублированный трейлер
3
Однажды... в Голливуде
Дублированный трейлер
3
Соник в кино
Дублированный трейлер
2
Малефисента: Владычица тьмы
Дублированный тизер-трейлер
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Финал «Игры престолов»: мнение против (ОСТОРОЖНО, МНОГО СПОЙЛЕРОВ!!!)
Мир увидел заключительный эпизод самого нашумевшего сериала последних десятилетий - «Игра Престолов».
Рецензия на анимационный фильм «Тайная жизнь домашних животных 2»
Пёсик Макс борется со своими страхами; новый мультфильм от студии, породившей миньонов – смешной и увлекательный.
Рецензия на фильм «Аладдин»
Новый «Аладдин» - это не только новые песни, но и новые акценты. А главное – фильм получился ну просто отличным!
Финал «Игры престолов» показали на стадионе
Тысячи зрителей посмотрели шестую и последнюю серию знаменитой саги «Игра престолов» на стадионе «РЖД Арена».
Советский Аладдин озвучил вторую «Тайную жизнь домашних животных»
Прокатчики долгожданной анимационной комедии «Тайная жизнь домашних животных 2» обнародовали звёздный каст дубляжа.
по комментариям
Рецензия на фильм «Время монстров»
Что получится, если объединить «Изгоя» с «13-м воином» - и добавить в этот мир тварей из скандинавского фольклора?..
8
Рецензия на фильм «Аладдин»
Новый «Аладдин» - это не только новые песни, но и новые акценты. А главное – фильм получился ну просто отличным!
4
Роли исполняют: Пабло Шрайбер, Летиша Райт, Майк Майерс и Дженнифер Лоуренс
Кого сыграют в новых проектах Пабло Шрайбер, Летиша Райт, Майк Майерс и Дженнифер Лоуренс.
3
41-й ММКФ. Конкурсная программа. «День субботний»
«День субботний» - мощный и напряженный камерный спектакль о жестоком столкновении религии и человеческой природы.
3
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×