Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

В фильмографии Ингмара Бергмана нашлось место даже шпионскому триллеру; понятно, что режиссёр эту картину не любил и больше к этому жанру не возвращался.

«Такого здесь не бывает» (Sånt händer inte här), Швеция, 1950; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Сигне Хассо, Ульф Пальме, Альф Челлин, Ханну Компус, Йоста Седерлунд, Унгве Нурдвалль, Стиг Улин, Рагнар Кланге, Сильвия Тель, Эльс Ворман, Рудольф Липп.

В мирной шведской стране всё больше беженцев из Ликвидании, маленького государства с победившей диктатурой. Такова и Вера, работница Института судебной химии. Строгую женщину любит местный полицейский Альмквист и угнетает муж, мистер Натас, не выполнивший своего обещания помочь перебраться на свободу её родителям...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

Ингмар Бергман не любил фильм «Такого здесь не бывает» (или «У нас такого не бывает», третий вариант перевода совсем уж неудобоварим), и его можно понять. В принципе, это неплохое кино, просто ни на секунду не бергмановское: перед нами шпионский триллер в духе Хичкока со всеми образующими и вытекающими.

Правила игры задаются с самого начала. В страну прибывает некий инженер - но нам сразу дают понять, что это, вероятнее всего, вовсе даже не инженер. Отъехавшая от здания аэропорта вторая машина тут же подсказывает: это человек, за которым ведётся неотступная слежка. Дальше будет больше.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

Тень в зеркале. Силуэт за занавеской. Тень на стене. Испуг! - позади героини внезапно распахнулись дверцы шкафа. В финале - обязательная погоня, побег к американскому посольству и обыск корабля, где самое ценное спрятано едва ли не на самом видном месте.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

Бергман работает над саспенсом. Вот муж стоит в ванной у зеркала, мы видим отражение подходящей к нему со спины Веры - и знаем (догадываемся), что она прячет заготовленный только что смертоносный шприц. Вот позднее врач делится с полицейским своим подозрением - а Вера стоит в двух шагах и слышит разоблачающую её догадку!..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

А вот бесстрашная героиня крадёт бесценный портфель со списком агентов и секретными директивами - и тут же отсылает бумаги в Стокгольм. Однако она и дальше продолжает ходить по городу с уже опустевшим портфелем - который вплоть до самого финала остаётся классическим макгаффином: всем страсть как необходимым (больше ведь никто не знает, что его содержимое исчезло), но, по сути, совершенно теперь бесполезным.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

Здесь есть исчезающий «труп» - причём злодеи вывозят его прямиком через театральную сцену (Бергман вводит один из своих любимых мотивов, присоединяя отель к театру, где весьма шумно из-за последних репетиций перед гастролями). Есть заседание подпольщиков, прикрываемое звуками идущего в кинотеатре мультфильма про Дональда Дака. Есть проверенная временем уловка для шпиона: проницательный священник неожиданно называет его настоящим именем - и тот раскрывает себя.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

В ситуации, когда на двух противников - один пистолет, Бергман разыгрывает едва ли не комическую сценку, когда сперва один обманывает другого - и овладевает оружием, а потом второму удаётся перехитрить первого - и вернуть себе утраченное превосходство. Само настроение эпизода остаётся при этом предельно серьёзным: в такой игре не до шуток.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

«Ты помнишь человека по имени Гитлер?» - спрашивает честный полицейский прокравшегося на шведскую землю врага, бывшего некогда начальником концентрационного лагеря. Сторонники нацистов, обосновавшаяся на чужбине «пятая колонна» - теневая сторона этого фильма, мешающая жить не столько аборигенам, сколько своим бывшим соплеменникам, сбежавшим от диктаторского режима в свободную страну, давно не знавшую войн.

Беженцев терроризируют письмами, призывающими вернуться домой, на родину: «Там вы будете в безопасности», - тогда как приютившее их сегодня государство обязательно окажется под ударом в ходе Третьей мировой, которая «может разразиться в любой момент». «Они нас никогда не оставят. Так и должно быть?» - вопрошает беженка у представителя закона. Некоторые не выдерживают - и кончают жизнь самоубийством, другие продолжают справлять свадьбы с танцами и играми Отчизны, более сильные пытаются ещё и бороться.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

«В каждой революции побеждают тёмные силы, - говорит Аткэ Натас (прочитайте теперь задом наперёд фамилию с инициалом). - Профессиональные убийцы. Те, у кого есть тяга к убийствам и пыткам». Но подлинный центр этой экранизации романа Петера Валентина - не они, а мирные и не ведающие зла обыватели, «прекрасный дремлющий народ», «народ воскресного типа». «И зачем им однажды узнавать, что происходит вокруг? - рассуждает вражеский босс, разъясняя нам суть названия картины. - Они скажут: "У нас такого не бывает"».

Нежелание что-либо знать и во что-либо вмешиваться подчёркнуто в фильме - причём весьма жирно - несколько раз. Дважды в сюжет мимоходом проникают недовольные соседи: сперва они возмущены запущенной рано утром весёлой пластинкой, затем - слишком громким радио. Между тем пластинка глушит звуки пытки (сигаретой о палец - это самое малое), а радио маскирует избиение и похищение. Но живущим за стеной не важны подробности происходящего: «Это место для образованных и просвещённых людей».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

На это работает даже банальное описание воскресного дня: «Как всё мирно снаружи. Пусто и тихо. Вокруг ни души». Если бдительность усыплена и гражданская сознательность на нуле, можно творить что угодно.

И даже видя нечто страшное своими собственными глазами, эти граждане предпочтут обмануть себя, найдя «разумное» объяснение происходящему. Так, когда у машины с пленницей пробивает посреди улицы колесо, столпившиеся вокруг зеваки не делают ничего, чтобы освободить женщину, пытающуюся вырваться из стального капкана стиснувших её безликих мужчин.

И даже разоблачённый предатель не находит, что сказать в своё оправдание кроме: «Да кто вы, чтобы судить?.. Вы, те, кого не пытали в подвалах?..»

Как предупреждает нас вступительный титр, все события и персонажи картины вымышлены - но пересечения с реальностью отнюдь не исключены...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

Конечно, это вовсе не тот Бергман, которого мы знаем и любим. Имя в титрах то же, но начинка - совершенно другая. Ну что ж, мастер - а это уже десятая его работа - мог при желании и вот так. Другое дело, что такого желания у него, как легко догадаться, больше не возникало.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Такого здесь не бывает»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Музыка в темноте» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946)

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Персона
Отрывок: самосожжение буддийского монаха
Персона
Отрывок: конец фильма
Персона
Отрывок: в спальне Альмы
Персона
Отрывок: о сыне
Персона
Отрывок: в спальне Элизабет
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Т-34
Трейлер
1
Стекло
Дублированный трейлер
1
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №2
1
Час волка
Отрывок: кошмар Альмы
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
XXVI «Окно в Европу»: Победители
В Выборгском замке наградили победителей 26-го фестиваля российского кино «Окно в Европу»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Стива Орландо: «Ночь людей-монстров»
Бэтмен против кайдзю: комикс, которого многие из нас наверняка ждали. Представьте и восхититесь!
«Окно в Европу», часть 2: Разновидности любви
Выборгский кинофестиваль, наверное, единственный отечественный киносмотр, который в плане поднимаемых тем не стесняется идти в ногу со временем
«Окно в Европу», часть 1: Взгляд в прошлое
Выборгский фестиваль «Окно в Европу» позиционирует себя, как киносмотр, который делает прогноз отечественного кино на завтра
Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)
«Персона» - это экзистенциальная драма революционно новой формы и принципиально нового содержания.
по комментариям
Рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Последствия»
Итан Хант в поисках трёх ядерных бомб, опять; шестая серия, а Том Круз совсем не изменился.
12
Рецензия на фильм «Мектуб, моя любовь»
Юный Амин в окружении девушек; новый фильм Абделатифа Кешиша - про жаркое лето и вечную молодость.
3
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
2
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
1
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×