Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

«К радости» - ещё одна творческая неудача Ингмара Бергмана: мелодрама про плюсы и минусы жизни в браке. Но без этих «провалов» не было бы впоследствии «работы над ошибками».

«К радости» (Till glädje), Швеция, 1950; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Стиг Улин, Май-Бритт Нильссон, Виктор Шёстрём, Биргер Мальмстен, Маргит Карлквист, Йон Экман.

Скрипач Стиг узнаёт о гибели любимой Марты и вспоминает те семь лет, что они провели вместе, - и ссоры, и примирения.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

В восьмом своём фильме Ингмар Бергман позволяет автобиографическим мотивам взять вверх над творческой составляющей: размышляя о собственном браке, режиссёр словно бы забывает о достигнутом им совсем недавно новом художественном уровне - и возвращается обратно к рядовой мелодраме, прямолинейной и в меру душещипательной. «К радости» - шаг назад по отношению к «Тюрьме» и «Жажде», возвращение на уровень «Музыки в темноте» (пока что это две худших его работы) - тем более символичное, что и здесь музыка играет едва ли не главенствующую роль.

Начать с того, что на вступительных титрах имена композиторов - Моцарт, Мендельсон, Сметана, Бетховен - идут сразу после имени самого Бергмана, подчёркивая особую их значимость в контексте данной работы. И действительно: оркестр, единственными новичками в котором оказались герои, присутствует в кадре весь фильм, а некоторые произведения звучат по-настоящему долго, помогая зрителю проникнуться соответствующим настроением.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Стиг и Марта вместе учились в консерватории. 25-летний Стиг уверен, что обладает подлинным талантом и ещё всем покажет; он хочет создать квартет и покрыть себя неувядаемой славой. Но его амбиции разрушаются в тот момент, когда он, получив шанс выступить первой скрипкой, лажает на концерте: «Хотел достать Луну с неба», - а получил лишь осознание собственной посредственности. В конце концов он сам кладёт «конец своим мечтам стать солистом», кулаком разбивая (за кадром) витрину.

Эта тема терзаний творческого человека на предмет того, соответствуют ли реальности его представления о собственной одарённости, очень важна не только для Бергмана: в разные годы к ней так или иначе подступали многие художники. Но в данном случае её решение не кажется успешным уже потому, что Стиг не выглядит внушающим доверия или симпатии человеком.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Он излишне нервозен, странен, начинает с того, что просит у Марты в долг, а затем напивается на застолье в честь её дня рождения. «Секрет истинного искусства в том, что его создаёт подлинное горе, - провозглашает он. - Поэтому я предпочитаю быть несчастным»; а затем: «Почему я с таким талантом так и не стал настоящим мужчиной?..» - так уж ты выбирай, нытик: искусство или же счастье в личной жизни.

Образ вырисован так - и автором, и актёром, - что мы не можем на этого Стига положиться (он и сам понимает, что смешон), а потому все его амбиции нам изначально кажутся чрезвычайно завышенными. Лишив нас интриги (а вдруг герой действительно гений?..), режиссёр тем самым заметно обедняет творческую составляющую своей картины. Неужто 31-летний Бергман (если помнить про автобиографические мотивы) и правда видел себя именно так на том этапе своей жизни?..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Марта в этом отношении - полная противоположность супругу. Мы не узнаём, какая она скрипачка (хорошая, надо полагать, хотя дирижёр порой и гневается: «Женщина в оркестре – то же, что женщина на корабле»), но её одухотворённое лицо говорит нам куда больше. Её тема - это тема семьи.

Марта уже успела побывать замужем («Она очень ветрена», - так характеризует героиню её бывший ухажёр, виолончелист из их же оркестра, чуть было не сделавший ей предложение), но первый брак был «жульничеством» - и теперь молодая женщина не хочет «обмана между нами», стремится к честным и уважительным отношениям. «У меня такое чувство, что я очень богата», - признаётся она пригожим деньком, имея в виду самые «банальные» вещи: есть дети, есть муж, есть дом, солнце светит над головой - что ещё надо для счастья?..

«Давай будем добрее друг к другу», - просит она; а позднее напоминает: «Я сделала всё, что могла», - никогда не жаловалась, никогда его не упрекала и всегда старалась понять. Благодаря Марте тема семьи возвышается над темой музыки, придавая фильму подлинное его звучание.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Чем к лучшему отличается «К радости» от предыдущих работ Бергмана, так это тем, что тут чувствуется стремление автора показать семейную жизнь во всём её объёме - а не выхватить один только эпизод или даже довольно протяжённый отрезок в несколько месяцев. Впервые Бергман замахивается на рассказ в несколько лет, при помощи скачков во времени включая в повествование самые разные этапы супружеских отношений: и идиллические объятия, и лёгкие размолвки, заканчивающиеся нежными примирениями, и споры вокруг её беременности (он не хочет детей: «Как можно рожать ребёнка в такой мир?!.»), и рождение двойни (он счастлив).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Но годы идут - и вот у Стига уже появляется любовница (блядовитая молодая жена знакомого старика), он бьёт жену, ссоры становятся всё мучительнее, а раны от них - всё тяжелее. Доходит и до расставания - а после перерыва следуют письма с мольбами о прощении; соскучившись, он вновь жаждет её любви, вновь мысленно любуясь красотой её тела («Я люблю её за наслаждения наших ночей»).

Но новая тема - брак в его протяжённости, со всеми его плюсами и минусами - вновь делает автора учеником, пока ещё не знающим, как к ней подобраться. Отсюда - и мелодраматический выход из кризиса при помощи внезапной гибели (взорвалась спиртовка), и финал чисто в голливудском стиле.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Струны арфы возвращают героя из прошлого в настоящее, почтенный дирижёр наставляет музыкантов перед репетицией словами о радости, которая возносится над горем, в пустой зал прокрадывается потерявший мать мальчик, Стиг (которому предложили уйти, но он остался) играет - и на его нотах ложится не только тень скрипки, но и проступают фрагменты их с Мартой любви, её прекрасное лицо, её волшебные поцелуи... Воспоминания «взрываются» волной прибоя, со всей своей силой вступает хор – и кино уходит в затемнение (Бергман, кстати сказать, не любит использовать слово «Конец», предпочитая покидать фильм по-английски).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Понятно, что здесь есть в своём роде удачные куски. Режиссёр умело управляет актёрами в длинных безостановочных разговорных сценах; экспериментирует с музыкой, согласовывая её настроение и перепады с настроением и движениями персонажей (особенно явственно это в эпизоде, когда Стиг убегает с репетиции к телефону - и узнаёт, что Марта родила).

Не забывает Бергман и про зеркала; выразительнее всего в этом плане у него получился эпизод во время ссоры, когда Марта сообщает мужу о беременности: она замирает возле двери, «стиснутая» двумя Стигами - муж стоит позади, в то же время «преграждая» ей путь своим отражением в висящем у выхода зеркале. Отражения вновь работают ближе к финалу, когда Стиг мчится мириться после затянувшейся разлуки: его думы сопровождаются отражением в вагонном окне, её мысли озвучиваются, пока Марта прихорашивается перед зеркалом.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

Одним из рассказчиков этой истории в какой-то момент становится даже дирижёр, наблюдавший самые разные витки семейного счастья главных героев (Виктор Шёстрём позднее сыграет роль своей жизни в бергмановской же «Земляничной поляне»). Однако его подсмотренные свидетельства выглядят здесь вставными сценами, призванными дополнить то, что и так уже более-менее ясно зрителю; режиссёру ещё предстоит освоить этот трюк, чтобы в дальнейшем он получался у него безукоризненно.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

К восьмому фильму иного автора можно назвать уже состоявшимся мастером (не всем гениям удавалось до восьмого фильма даже дожить), но «К радости» показывает нам Бергмана, который ещё только подступается к главным своим картинам, ещё только осваивает нужные ему пути, чтобы затем преодолевать их легко и быстро. Даже неудачи становятся для него материалом, из которого он позднее примется ваять подлинные шедевры.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «К радости»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Музыка в темноте» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946)

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Закат
Дублированный трейлер
Дом который построил Джек
Дублированный трейлер
Черный клановец
Дублированный трейлер
Хэллфест
Дублированный трейлер
Суспирия
Дублированный трейлер №2
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Колетт
Дублированный трейлер
0
Фанни и Александр
Отрывок: рождественский спектакль
0
Фанни и Александр
Отрывок: хоровод
0
Фанни и Александр
Отрывок: волшебный фонарь
0
Фанни и Александр
Отрывок: самый драгоценный стул в мире
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Сердце Пармы», «Общага-на-Крови» и другие экранизации Алексея Иванова
«Сердце Пармы», «Общага-на-Крови», «Тобол», «Пищеблок» и «Вилы» - будущие экранизации романов Алексея Иванова.
Рецензия на анимационный фильм «Ральф против интернета»
Продолжение прекрасного мультфильма про громилу и девочку с глюком: теперь они покоряют всемирную сеть.
Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)
Сорок третий игровой фильм Ингмара Бергмана - одновременно и о кино, и о театре, и о смерти.
по комментариям
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×