Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Третья режиссёрская работа Ингмара Бергмана - крепкая семейная драма, созвучная с «Трамваем „Желание“»; в своё время фильм попал в только-только зародившийся каннский конкурс.

«Корабль в Индию» (Skepp till India land), Швеция, 1947; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Биргер Мальмстен, Гертруд Фрид, Хольгер Лёвенадлер, Анна Линдаль, Наэми Бриесе, Йёрдис Петтерсон, Лассе Кранц, Ян Муландер, Эрик Хелль, Оке Фриделль.

Юханнес провёл семь лет в плавании и вернулся в родной город всего лишь на одну ночь. Но любимая, о которой он думал все эти годы, уже не та: она замкнулась в себе, «жизнь не доставляет ей абсолютно никакого удовольствия». В расстроенных чувствах заснувший на морском берегу морячок возвращается в мыслях к тем временам, когда всё было по-другому...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

«Корабль в Индию» - это, конечно, не про путешествие. Что корабль, что Индия - манящие образы, символы призрачной (или нет?) надежды, что можно сесть на этот корабль и уплыть куда-нибудь далеко, подальше от опостылевшего родимого края. В том же 1947-м году (но на несколько месяцев позже) на другом конце Земли Теннесси Уильямс представил миру свою пьесу с аналогичным символом в заголовке: «Трамвай „Желание“». И пусть сюжетно эти произведения совсем не похожи (их может объединять разве что тема медленно развивающегося безумия), дух их - единый.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Экранизируя пьесу Мартина Седерйельма, Бергман весьма удачно работает и с другими заложенными в ней символами - то, чего ещё не было в первых его работах.

Юханнес возвращается с расправленной спиной - а когда-то страдал от своего «уродства»: он родился с горбом. Но надо ещё приглядеться, чтобы этот горб стал заметен, но не в нём ведь дело: с самого детства над мальчиком возвышался его отец, капитан Блум, тиран и деспот в семье, наглец и ловелас на людях. Он равнодушен к по-прежнему любящей его жене (настолько, что признаётся ей в своём желании уехать куда-нибудь с молоденькой любовницей) и не скрывает своего презрения к не умеющему дать отпор сыну. Вот тот «горб», который на самом деле мешает герою зажить полноценной жизнью.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Другой простейший символ - баржа, поднять и отремонтировать которую пытаются персонажи картины. И пусть они замечают: «Баржа тонет и тащит нас за собой. Вода уже разъедает борта», - но нет, поставленную перед ними задачу никто не отменяет. До поры до времени.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Отсюда же - ещё одно поэтическое сравнение. Жена капитана, вспоминая прошедшие двадцать пять лет брака, ностальгирует по тем годам, когда Блум сам спускался на дно в водолазном костюме - и она качала ему воздух в лёгкие: давала жизнь. Когда чуть позже Юханнес наденет облачение водолаза, мы, предупреждённые уже на словах, что должно случиться «что-то страшное», сразу поймём: вот он, решающий момент наступил!.. И на досках вырастает тень сыноубийцы...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Что хорошо, в этом фильме совсем нет места тому морализаторству, что было присуще и «Кризису», и «Дождю над нашей любовью». Юханнес, правда, по меньшей мере дважды делится с нами своим благоприобретённым заветом: «Никогда нельзя сдаваться». Но Бергману удаётся «закрасить» его пафос воодушевлением молодости, не превращая в скучное нравоучение.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Третий фильм Ингмара Бергмана - первый действительно его фильм. Всего лишь за год он заметно окреп и как сценарист, и как постановщик - что заметно уже хотя бы по безмолвному началу: прочь фигуру рассказчика, с рассказом справимся сами! Преуспел он и в работе с чисто кинематографическими средствами: выразительнее становится свет, выделяющий лица; заметна работа с музыкой и шумами.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

Много сильнее выписаны характеры: слепнущий отец (грезящий морями, но нигде толком, как выясняется, не бывавший), покорная всепрощающая мать, Салли - певица из варьете в парке аттракционов, даже работники на барже (по крайней мере, один из них). Своеобразной рифмой Бергман делает совершенно случайную влюблённую парочку: в начале фильма они появляются в окне, высказывая желание сбежать с вечеринки на море, в конце - появляются на пляже, разбудив заснувшего героя.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

«Корабль в Индию» стал первой «фестивальной» картиной Ингмара Бергмана: лента попала в только-только зарождающийся каннский конкурс. Впрочем, до «сложного Бергмана» ещё далеко - пока что это в первую очередь убедительная семейная драма, не лишённая горечи, но помогающая смотреть на мир с оптимизмом. Как-никак, «человек не должен сдаваться».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Корабль в Индию»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Птичий короб
Трейлер №2
Миллиард
Трейлер
Кадавр
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Король Лев
Дублированный трейлер
2
Капитан Марвел
Дублированный трейлер
1
Гори, гори ясно
Дублированный трейлер
1
Хэллфест
Дублированный трейлер
0
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Пандора воскресит мертвецов
Сюжет «Аватаров» по-прежнему держится за семью печатями, но Джеймс Кэмерон начал по крупицам выдавать информацию о мегапроекте
Сандре Буллок завязали глаза (но это не «50 оттенков»)
Если верить синопсису и трейлерам постапокалиптического триллера «Птичий короб», который является экранизацией одноимённого романа Джоша Малермана, то «Netflix» приготовил, по всей видимости, хоррор ничем не хуже недавнего «Тихого места».
Вместо трансформеров теперь миллиардеры
На днях было официально объявлено о завершении съемок нового экшен-триллера «Шестеро в подполье» от «Netflix» и «Skydan
Жизнь киномана в США: ответы на самые важные вопросы
Правда, что в США нет торрентов, за просмотр любимых сериалов приходится платить, а билеты в кино дорогие?..
Встретиться ли Веном с Человеком-Пауком?..
Сценарист Джефф Пинкнер в беседе с «Discussing Film» подтвердил, что продолжение фильма про самого неоднозначного и харизматичного злодея Венома уже в разработке.
по комментариям
Жизнь киномана в США: ответы на самые важные вопросы
Правда, что в США нет торрентов, за просмотр любимых сериалов приходится платить, а билеты в кино дорогие?..
9
«Ёлки» никогда не будут «Последними»!
5-го декабря кинопрессе показали Главную Российскую Новогоднюю Кинокартину – «Ёлки Последние».
4
Специальный показ материалов к фильму «Алита: Боевой Ангел»
Мы побывали на закрытом показе избранных отрывков из потенциально культового фильма «Алита: Боевой Ангел».
4
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
2
«Плохиши» возвращаются (навсегда?)
Осталось меньше месяца - и съёмки долгожданного продолжения франшизы про самых крутых и задорных чернокожих полицейских
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×