Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Шестая режиссёрская работа Ингмара Бергмана (столетие которого мы отмечаем в этом году) - первый его по-настоящему авторский фильм: и по форме, и по поднимаемым темам. Здесь есть завораживающая сцена сна и рассуждения о Дьяволе и Боге.

«Тюрьма» (Fängelse), Швеция, 1949; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Дорис Шедлюнд, Биргер Мальмстен, Стиг Улин, Эва Хеннинг, Хассэ Экман, Андерс Хенриксон, Ирма Кристенсон, Марианна Лёфгрен, Биби Линдквист, Курт Масрельез.

Журналист Томас хочет сделать материал о девушке, которая спит с мужчинами за деньги. Биргитте Каролине лет семнадцать, она уверяет, что ей нравится то, чем она занимается, но удивительнее всего другое: её со всей видимой «заботой» опекают как бы жених и якобы «правильная» сестра... Сам Томас между тем откровенно спивается и подумывает о самоубийстве.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Как мы уже писали, после пятого фильма Бергмана – «Портовый город» - вполне могло сложиться впечатление, что тридцатилетний режиссёр нашёл свою тему - и теперь и дальше будет снимать драмы с поиском ответа на вечный вопрос: легко ли быть молодым? Внешне «Тюрьма» вроде бы соответствует этому направлению: в центре картины вновь молодые и неприкаянные герои. Только вот и подход к решению «проблемного» сюжета уже кардинально другой, и вопросы поднимаются совершенно иные, и финал напрочь лишён привычного оптимизма.

«Тюрьма» обозначает в судьбе Бергмана решительный разворот от традиционного кино к поиску новых форм: продолжая исследовать жизнь нового поколения шведских граждан, он - написав на сей раз оригинальный сценарий - вдруг размывает границы между кино и реальностью, между сном и явью, наполняя пространство фильма рассуждениями о дьяволе и боге с вкраплениями откровенного (пускай и тихого) безумия. Ко всему этому Бергман пришёл всего лишь за три года своей работы в кинематографе в качестве самостоятельного автора. Некоторые полжизни тратят на такое, да и то не всегда успешно.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Уже одно только начало картины говорит о том, что нам предстоит увидеть нечто необычное. На киноплощадку приходит пожилой мужчина - знакомый режиссёра, его бывший учитель математики. Пауль сразу предупреждает Мартина, что провёл некоторое время в психушке (но сейчас уже совершенно здоров), и предлагает ему занимательную идею: снять фильм про «ад на земле». «Для него слова "ад" и "власть дьявола" - реальность. Он хочет пробудить в людях понимание этого», - рассказывает потом об этой встрече своим друзьям Мартин; тут-то Томас и предлагает ему свою статью о Биргитте Каролине.

Про то, что перед нами не жизнь, а взгляд на жизнь со стороны, нам напоминают потом ещё несколько раз. Взять хотя бы титры: их тут нет, а имена подлинной съёмочной группы наговариваются закадровым голосом, который одновременно подводит зрителей от пролога к действию. Вновь появившаяся у Бергмана фигура рассказчика таким образом выполняет совсем иную функцию, не столько объясняя что-то, сколько запутывая.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Спустя несколько сцен мы опять окажемся на съёмочной площадке, где нам откроются некоторые секреты киношной кухни («У нас будет проезд?» - спрашивают режиссёра). В павильоне разворачивается и финал фильма.

История Биргитты Каролины уже закончена, есть повод задуматься: «Может, из этого получится какое-нибудь кино». Вновь появляется Пауль, и Мартин уверяет бывшего учителя, что по изложенной им идее снять ничего невозможно: «Картина закончилась бы большим и страшным вопросом, а такие фильмы делать нельзя», - да к тому же и спрашивать не с кого. «Гасим свет, спокойной ночи», - завершают дискуссию осветители.

Собственно, на примере «Тюрьмы» Бергман и показывает, какие «фильмы делать нельзя», а какие вопросы (как считается) задавать бессмысленно. Разрушая традицию морализаторского кино, отстраняясь от ставшего уже привычным «социально-полезного» жанра, он создаёт по-настоящему волнующее и первое своё действительно впечатляющее произведение (укладываясь причём всего лишь в час пятнадцать - пока что это самая короткая его работа).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Принято считать, что канон фильма про создание фильма воплощён Федерико Феллини, показавшим в «8½», из чего в голове режиссёра рождается кино. Но за четырнадцать лет до этого Ингмар Бергман (он, кстати, старше Феллини всего на полтора года) уже проводил эксперименты в этой же области, показав нам ... неснятое кино: фильм, который режиссёр отказался снимать в силу своей то ли наивности, то ли глупости, то ли неуверенности. Мартин прошёл мимо сюжета с «вопросом об этой планете» - Бергман не только указал нам на его ошибку, но и доказал: кино подобного рода очень даже возможно.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Уже в прологе, устами Пауля, здесь высказывается предположение, что «Бог умер», и проскальзывают философско-метафизические фразы типа «После жизни наступает смерть» и «Жизнь являет собой страшную, но сладострастную дугу от колыбели до могилы». Дьявол во плоти и скелет, образ смерти, появляются в немой клоунаде, над которой герои смеются, раздобыв старый проектор. В другой раз смерть предстаёт перед нами в виде мёртвой птички в задумчивом эпизоде с панорамой Стокгольма. Тема не только веры, но и неверия в Бога звучит и в последней сцене картины.

Герои предыдущих фильмов Бергмана были, разумеется, религиозны, в кадре появлялась и церковь, но впервые у него об этом говорят не как о чём-то само собой разумеющемся, а ставя под сомнение вековые догматы. Разве не из этого сомнения родилась и сама идея ленты про ад на земле?..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Конечно, можно возразить, что жизнь Биргитты Каролины - не самая типичная, и для рассказа про ад следовало бы найти что-нибудь повыразительнее. Но с другой стороны, разве жених-сутенёр - это не ужасно?!. А «благовоспитанная» сестра, которая на пару с ним убеждает родившую Биргитту, что ребёнка в любом случае отнимут власти - и лучше самим распорядиться его жизнью?.. Доверившись им, ослабевшая молодая мать отдаёт новорожденного - и какое-то время мы ещё можем допускать, что дитя обрело мир в приёмной семье. Но вот Петера взволновала заметка в газете - и по его реакции мы понимаем, что ребёнка они всё-таки убили. Обсуждая, как поступать дальше, сестра сохраняет поразительное хладнокровие, уточняя: «Тебе сколько минут яйцо варить?» - «Четыре». Это ли не ад?..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Вторая сюжетная линия фильма посвящена журналисту Томасу, который оказывается, увы, сильно пьющим человеком. Его девушка Софи обеспокоена этим и вслух размышляет о том, как постепенно распалась их духовная связь. «Как ты думаешь, может Томас покончить с собой?» - вдруг спрашивает она, и вскоре мы понимаем, что вопрос родился не на пустом месте. Ещё немного - и Томас и вправду предлагает ей совершить самоубийство на пару, «ты и я». В конечном итоге он всё-таки выберет жизнь - а покончит с собой Биргитта Каролина (лишив нас, опять же, свойственной прошлым работам Бергмана уверенности, что всё обязательно обойдётся).

При этом её уход очевидным образом отдаёт инфантильностью: героиня убивает себя в том же подвале, где ранее столкнулась с прячущимся от родителей мальчишкой. «Пусть думают, что умер, а потом жалеют», - признаётся он соседке, обронив свой ножичек. Именно этот нож в роковой момент попадается на глаза Биргитте; не приходится сомневаться, что вот это «а потом жалеют» промелькнуло перед смертью и у неё.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Ещё одно отличие «Тюрьмы» от первых работ режиссёра - заметно повышенная концентрация обыденного безумия в кадре. Не только Пауль признаётся в своём (пусть и излеченном) сумасшествии, но и Томас уверяет полицейского, что убил Софи и повесил её в шкафу - чего на самом деле не было. А как будто бы вставной эпизод на кухне пансиона вполне может напомнить о безумном чаепитии из известной английской сказки: беспочвенный (вроде бы) спор хозяйки с постояльцем, не самая адекватная (хотя это как посмотреть) пара влюблённых (она к тому же беременна - укол случайно подслушавшей разговор Биргитте)...

Если раньше априори считалось, что Бергман снимает о рядовых своих согражданах - неудачниках и хитрецах, ведомых и направляющих, - то тут автор наглядно показывает, что общество состоит не только из нормальных людей.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

Однако главное новшество этого фильма - сон. Режиссёр уже подбирался к нему в «Музыке в темноте», но здесь идёт много дальше - и в плане подачи эпизода, и по части выбранных образов. Хотя заметно, что сомнения насчёт того, поймёт ли публика задумку, его не оставили - а потому для облегчения задачи им использован не самый изощрённый приём. Биргитта Каролина сперва пересказывает свой сон, «самый прекрасный из всех», давший ей ощущение огромного счастья, - и лишь после, всё объяснив, оказывается в пространстве этого сна, проходя через «лес из людей» и ужасаясь тому, как кукольный (но плачущий как живой) младенец превращается в рыбу, которой отрывают голову.

Что ещё выделяет шестой фильм Ингмара Бергмана, так это название: тюрьма как таковая в картине отсутствует. Уже этим зрителя заставляют задуматься: а что же, собственно говоря, имелось в виду?.. Впрочем, тем для размышления здесь предостаточно и без заголовка.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

При всём при этом «Тюрьма» - довольно лёгкое кино, вовсе не «грузящее». Многие почему-то считают, что Бергман – «сложный режиссёр» и его фильмы требуют «специальной подготовки». Некоторые - возможно, но в целом это ложные предрассудки. В первой своей действительно авторской работе - первой заявке на безусловный шедевр, если позволительно будет так выразиться, - Бергман сохраняет уже выработанную им непринуждённую интонацию и максимальную открытость по отношению к широкой публике, безукоризненно связывая между собой самые разнокалиберные сцены. Говоря о серьёзном, он позволяет себе шутить (вплоть до вышеупомянутой клоунады), а доходя до трагического - вовремя отстраняется, напоминая, что это «всего лишь» кино. Волшебное мастерство, которое в будущем будет отточено им до безупречного совершенства.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Тюрьма»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Музыка в темноте» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946)

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Время монстров
Дублированный трейлер
Закатать в асфальт
Дублированный трейлер
Однажды... в Голливуде
Дублированный тизер
Вдова
Тизер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Последствия
Дублированный трейлер
2
90210*
Тизер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Джеки Чан и Джеки Ву покоряют Эверест
Джеки Чан и Джеки Ву подписались на участие в биографической драме про китайских альпинистов, покоряющих Эверест.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Негодяи: перезарядка»
Флэш, кажется, на этот раз проиграл: «И как же мне поймать Негодяев, если я понятия не имею, куда мне бежать?»
Российская «Ведьма из Блэр»
Завершились съемки нового российского хоррора от продюсера Святослава Подгаевского
Адаптация корейского детектива от НТВ
Начались съемки детективного сериала «Под прикрытием» - это адаптация популярного корейского шоу «Hidden Identity».
«Айка» получила «азиатский Оскар»
Главная героиня фильма Сергея Дворцевого «Айка» Самал Еслямова получила «азиатский Оскар».
по комментариям
Рецензия на фильм «Капитан Марвел»
«Капитан Марвел» вроде бы хорошая картина – но она не настолько хороша, чтобы её вмиг полюбить и нахваливать.
8
Рецензия на фильм «Власть»
Поход во власть вице-президента США Дика Чейни; новый «умный хит» от Адама МакКея – узнать Кристиана Бэйла невозможно!
6
Терминатор в восторге!
Арнольд Шварценеггер уже посмотрел небольшой фрагмент шестого «Терминатора» и поделился своими впечатлениями.
4
Рецензия на фильм «Время возмездия»
Женщина-коп ищет плохого парня; Николь Кидман в чудовищном гриме и с автоматом - мимо «Оскара», но всё равно зачётно.
3
«Оскар 2019». Победители
На 91-я церемония награждения премией Американской киноакадемии за достижения в киноиндустрии в 2018 году лучшей стала «Зеленая книга».
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×