Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Пятый фильм Ингмара Бергмана - ещё одна проблемная молодёжная драма: история девушки трудной судьбы, которой жизненно необходимы прощение, понимание и свобода.

«Портовый город» (Hamnstad), Швеция, 1946; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Нина-Кристина Йонссон, Бенгт Эклюнд, Берта Халль, Мими Нельсон, Биргитта Вальберг, Гарри Эйлин, Нильс Хальберг.

Гёста, проведший восемь лет в море и решивший теперь осесть на суше, знакомится на танцах с Берит. Та оказывается девушкой с трудной судьбой - и молодому человеку предстоит определиться, как он сам ответит на поставленный в фильме вопрос: «Почему люди так легко прощают свои ошибки, а чужие - с трудом?..»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Судьба Берит Хольм, забитой и замкнутой (в первых кадрах картины она пытается утопиться, прыгнув с пирса в ледяную воду), - сердцевина «Портового города». Проясняется этот портрет не сразу, постепенно - и в начале мы просто видим, как после ухода Гёсты героиня рисует на зеркале рожицу, с грустью подписывая её: «Одна» («Это так ужасно - быть одной», - произнесёт она позже). Видим и её отношение к матери - смешанная с боязнью и презрением ненависть («Я хочу, чтобы ты умерла. Я хотела бы умереть сама»). Первопричина выяснится позже, когда Берит, памятуя о былом разрыве, решится рассказать всё о себе полюбившему её кавалеру.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Главное воспоминание детства - бесконечные ссоры родителей, спровоцированные, как мы можем понять, в первую очередь матерью. «Нет худшего ада, чем когда ты дома», - заявляет она мужу, буквально вырывая у него из рук прильнувшую дочку. Атмосфера в доме сама собой вынуждала подрастающую девушку задерживаться в иных местах - но мать и тут выступила в своём духе, однажды попросту не пустив припозднившуюся Берит на порог.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

И вот надо же - прямо на лестнице подвернулся отзывчивый мужчина. Берит ушла с ним. Мать очухалась, подала в розыск, несовершеннолетнюю нашли и отправили ... нет, не назад в семью, а в так называемый исправительный дом, где продержали в первый раз четырнадцать месяцев, а во второй, после небольшого перерыва, ещё два года. Никаких особенных «ужасов» там вроде бы не было, но для вольного сердца и это - тюрьма, так что главная мечта по-прежнему находящейся под присмотром куратора Берит - о свободе.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Между делом упомянуты и более тяжкие «прегрешения» героини, её продолжают преследовать (порой весьма ощутимые) тени прошлого. Но диагноз в любом случае очевиден (нам, но не стоящим над нею «воспитателям»): истоки беды - в семье, в чрезмерной опеке лживой матери, которая вполне искренне хочет для дочери лучшего, но добивается ровно обратного.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Бывшему матросу, теперь довольствующемуся ролью грузчика, непросто смириться с вываленной на него правдой. Не без пыла показаны метания пьяного героя, который крушит мебель в чужой квартире, а когда его прогоняют - оказывается в колодце обступивших маленького человека тёмных домов. По счастью, он делает правильный выбор, забывая всё ради любимой.

К своему пятому фильму Ингмар Бергман окончательно определился, как может показаться, со своей темой: он снимает о молодых людях, о своих ровесниках (главному герою тут 29 лет, как и самому режиссёру). В основе его картин - проверенный литературный материал (в данном случае - роман Олле Лансберга), обозначающий те или иные проблемы молодёжи, нащупывающий пути выхода из беды и в итоге обязательно заражающий читателя оптимистичным настроем.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Режиссёру хватает нескольких сцен, чтобы дать зрителям общее представление о том, как живётся в «Портовом городе». Пока герой занят в порту на разгрузке, героиня трудится на заводе у станка - жалуясь, впрочем, что так портятся руки и лучше бы ей работать модисткой. Основные виды развлечения по вечерам - танцы в битком набитом клубе или поход в кино на что-нибудь новенькое (пара попадает на комедию с Нильсом Поппе, которые позднее и сам сыграет у Бергмана). Бонусом к этому - драка в подворотне, после чего так приятно снять порвавшийся чулок с ножки девушки, честь которой только что была защищена.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Трагическое проявляется в образе Гертруды, подруги Берит по исправительному дому: решившись на подпольный аборт, она умирает. Но героиня не собирается сдавать полиции совершившую ошибку акушерку: пусть Гертруде не повезло, но на её месте вскоре окажутся другие девушки, которым отказывает в помощи государство; риск велик, но рожать - ещё хуже. Молчание грозит обернуться для Берит новым сроком - и в самый последний момент она всё-таки отступает от принципов: обещанная свобода - желаннее и дороже. Вопрос, какие выводы сделают из произошедшего чиновники, остаётся открытым.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Да, признаёт Бергман вслед за своими соавторами-писателями, быть молодым нелегко. Сложности есть, но они решаемы - надо только верить в лучшее и самому постараться. Не опускай, зритель, руки, всё будет хорошо. «Это трудно, но всё должно получиться», - радуется героиня, когда вместо уже обговорённого побега они принимают решение всё-таки остаться, несмотря на все далеко не разрешённые проблемы. «Мы не должны сдаваться», - резюмирует герой, доверяясь светлому будущему, которое не должно обмануть. Кончается весна, впереди - лето.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

Останься режиссёр верен выбранному (или навязанному?) поначалу курсу социального кинематографа, был бы в Швеции свой Кен Лоуч. Но он, как мы знаем, вскоре перейдёт на другую сторону этой улицы.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Портовый город»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Ни дня без Бергмана: «Музыка в темноте» (1948)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Играй или умри
Дублированный трейлер
Дитя тьмы
Дублированный трейлер
Люди Икс: Темный феникс
Дублированный трейлер №3
После
Отрывок
Семейка Аддамс
Дублированный тизер-трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Высшее общество
Дублированный трейлер
4
Звездные войны: Эпизод IX*
Дублированный трейлер
4
Джокер
Дублированный трейлер
4
Братство
Трейлер
2
Король Лев
Трейлер
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Баллады о солдатах. Город смерти, город цветов
«Цветы войны» основаны на реальных событиях 1937 года, когда за несколько недель погибло около трёхсот тысяч человек…
Чулпан Хаматова сыграет Доктора Лизу
Фильм, посвященный знаменитому медицинскому деятелю Елизавете Глинке, запущен в производство.
Павел Лунгин повторно сел в «Такси-блюз»
Павел Лунгин решил «перефразировать» свою же драму 90-х «Такси-блюз» с Петром Мамоновым в главной роли.
Кино снимают: Уэс Андерсон и Кэри Фукунага
Уэс Андерсон откроет свой журнал в Париже, а Кэри Фукунага окунется во времена Франко-индейской войны 1757 года.
41-й ММКФ открывается «Императором Парижа»
«Император Парижа» режиссера Жана-Франсуа Рише достойно открыл 41-й ММКФ.
по комментариям
Продюсеры назвали лучшие российские сериалы по итогам 2018 года
Итоги VII премии АПКиТ - профессиональной награды за достижения в производстве телефильмов разных форматов.
3
Человек-Паук в Нуаре
«Sony» приступила к разработке сольного мультфильма о «нуарном» Человеке-Пауке, которого можно увидеть в оскароносном «Человек-Паук: Через вселенные».
2
Сарик Андреасян и Дмитрий Нагиев эмигрировали в США (ура?)
Начались съемки новой драмы Сарика Андреасяна «Родина» - о нелегкой судьбе русских эмигрантов в США.
2
Рецензия на фильм «Мы»
Тени не хотят знать своё место; новое кино Джордана «Прочь» Пила с оскароносной Лупитой Ньонго: почти что по Андерсону
1
Рецензия на фильм «Дамбо»
На новую ленту Тима Бёртона про слона, умеющего летать, мы отправили подростка – чтобы услышать голос нового поколения.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×