Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ингмар Бергман очень любил этот фильм: в контексте его творчества это и правда заметный поворот к новому типу повествования, где сюжет уступает главенствующее место атмосфере.

«Летняя игра» (Sommarlek), Швеция, 1951; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Май-Бритт Нильсон, Биргер Мальмстен, Георг Функвист, Альф Кьеллин, Стиг Улин, Аннализа Эриксон, Мими Поллак, Гуннар Ульссон, Рене Бьёрлинг, Дуглас Хоге, Джон Ботвид.

Балетная прима Мари - 28 лет, не замужем - получает дневник молодого человека и, пользуясь тем, что в театре во время генеральной репетиции «Лебединого озера» случилось короткое замыкание, сбегает от городской суеты на тихий островок, где тринадцать лет назад провела своё лучшее лето - с влюблённым в неё юношей Хенриком...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

«Летняя игра» - название фильма ещё переводят как «Летняя интерлюдия» - прежде всего покоряет своей необязательностью. До этого Ингмар Бергман всё-таки снимал социально важные ленты - про вступление в жизнь, про сложности быта, про запутанность супружеских отношений. Так или иначе, вне зависимости от своего качества - за пять лет у режиссёра появились как хорошие работы, так и плохие, - это были фильмы с моралью или по крайней мере с неким определённым напутствием зрителю: мол, всё образуется и будет лучше, нежели сейчас (а если нет, то мы сделаем вывод).

Найти нечто подобное в этой картине не так-то легко, потому что это кино о любви без каких-либо обязательств. Просто встретились два молодых человека, просто разговорились, просто стали вместе гулять, просто она однажды вот так запросто спросила: «Может быть, мы должны поцеловаться?..»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

В своём девятом фильме - выход «Летней игры» по некоторым причинам был задержан на год, поэтому во многих списках она фигурирует десятой, пропустив вперёд следующую ленту - Бергман вступает на новую для себя территорию, где ему важен уже не столько сюжет, сколько атмосфера произведения. Здесь её составляют приятная природная тишина, дуновения лёгкого ветерка и скользящая между героями нежность; то была подлинная идиллия, «дни, как жемчуг», вспоминает спустя годы Мари, сожалея об утраченном - хотя и не было её вины в этой потере.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Некий высший смысл рассказываемой истории проявляется в её заключительной трети: Хенрик погибает, неудачно прыгнув с камня в воду. Режиссёр показывает эту трагедию без «трагического нажима» (разве что облако помрачнело до состояния тучи): вот только герой стоял и улыбался, вслух размышлял о будущем, решил в последний раз окунуться - и всё, еле вылез и умер в больнице.

Был, правда, в самом начале как будто бы случайный диалог: «Я никогда не умру», - уверяла она в ответ на его беспокойства о смерти. Но многие молодые так говорят, в этом не было, кажется, никакого мрачного предвестия, как не было его и в последовавшем позже обмене шуточными «клятвами»: «Я буду верной до Страшного суда», - обещает Мари, предупреждая, что её кавалеру не следует даже смотреть на других женщин - иначе «будешь гореть в аду».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Бергмана в данном случае занимает (если это слово вообще можно употреблять в подобной связи) обыденность человеческой кончины: вспоминая нашего классика, человек не просто смертен, но смертен внезапно. Вот что предстоит понять, с чем предстоит смириться главной героине: все вокруг продолжают жить, в театре по-прежнему танцуют, а «Хенрик гниёт» - хотя вот только что обнимал её и целовал.

И кажется, что легче всего обвинить в этом Бога - и в уста огорошенной Мари (мы только что слышали громкое биение её сердца во время поездки в такси) автор вкладывает едва ли не «программный» свой монолог: «Бога нет. Но даже если и есть, то я его ненавижу. И буду ненавидеть его до самой смерти. Если он предстанет передо мной, я плюну ему в лицо. Я буду его ненавидеть всю свою жизнь. Я никогда не забуду. Я буду ненавидеть его всегда».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Именно для этого Бергман отказывает Смерти в праве завершить повествование. Здесь она не точка, обрывающая рассказ, а событие, придающее ему новое измерение. Не гибель Хенрика важна режиссёру, а то, как пытается справиться с осознанием случившегося молодая героиня. Этим летом она повзрослела по-настоящему.

При этом автор очень тонко проводит второплановую сюжетную линию: воспользовавшись горем сиротки, её берёт под свою опеку дядя Эрланд - друг отца, не устающий вспоминать мать Мари, тоже актрису. Так чистое творчество вдруг переплетается с грязным постельно-интимным.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Сам Театр впервые проявляется у Бергмана в качестве полноценного героя - со своим закулисьем (швейцар беспрестанно ворчит, балерина во время перерыва опускает ноги в воду, кто-то из мужчин сетует, что «репетиции трудны, как ад», механик предвидит: «Вот увидишь, что-то должно произойти», а героиня вспоминает о дне, «переполненном радостью и фальшью»), с большими балетными сценами (сравним со столь же объёмными музыкальными фрагментами из предыдущего фильма «К радости»; примечательно, что сцена во время репетиций пуста: неужто в Швеции балет идёт без декораций?..).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Притом, что зеркало - самая естественная часть гримёрки, режиссёру долго удаётся избегать отражений, вплоть до самого финала, где тема зеркал проявляется уже во всю мощь. Лучший кадр: балетмейстер в гриме гофмановского Коппелиуса (образ выбран, естественно, не без умысла) - в отражении, Мари сидит напротив него, журналист Давид, её нынешний ухажёр, застыл в дверях.

В этой протяжённой сцене опытный коллега убеждает балерину перестать «плакать о потерянной молодости» и разрушить возведённую вокруг себя стену. Она соглашается с его доводами - и отдаёт Давиду (который, кстати, младше её) дневник некогда влюблённого в неё юноши: чтобы было, о чём им поговорить позднее. После чего смывает с себя грим так, будто смывает целые годы...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Тема сна как окутавшего героиню морока проступает уже в первых сценах, в её разговоре с балетной подругой: «Ты когда-нибудь испытывала боль после сна? Когда в плачевном состоянии души хочешь вспомнить, что тебе снилось? {...} Просыпаешься утром с большим количеством образов в голове - и ощущаешь себя несчастной...». Отталкиваясь от этих слов, все последующие воспоминания, разом нахлынувшие на Мари, можно воспринимать именно как эти образы - долгие годы её не отпускавшие.

Однако в «Летней игре» легко находить не только уже устоявшиеся бергмановские мотивы, но и угадывать будущие. И если лакомство земляникой выглядит здесь пока что именно как лакомство земляникой, то шахматная партия, которую якобы умирающая от рака тётя Хенрика (она переживёт его и надолго) ведёт со священником, впоследствии возобновится (и это очевидно) в подлинно великой «Седьмой печати».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Бергман продолжает тут работать со сценарной структурой (и настоящее вполне естественно сочетается с прошлым), экспериментирует с крупными планами (дважды он приближает камеру к героине настолько, что видна лишь половина её лица). Что подлинно нового в этом фильме (помимо уже указанной атмосферы, пропитанной робкими поцелуями), так это присутствие ... анимации - вот уж точно неожиданно для Ингмара Бергмана! Сидя в летнем домике Мари, влюблённые герои рисуют себя на конверте пластинки - сценки из условного будущего складываются в непритязательный, но забавный мультик. Совсем скоро он со всей суровостью оборвётся реальностью жизни.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

Бегрман любил «Летнюю игру», называя её одной из важнейших своих картин. И если с точки зрения вечности это не совсем так, то в контексте его фильмографии эта оценка, безусловно, верная: молодой и очень плодовитый автор уже более чем уверенно стоит на ногах, легко управляясь как с техникой, так и с темами, оперируя как экранным временем, так и вложенными в будто бы безыскусный сюжет смыслами. Интерлюдия подошла к концу, впереди - большие свершения.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Летняя игра»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Музыка в темноте» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946)

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Король Лев
Дублированный трейлер
2
Воспитательница
Дублированный трейлер
2
Капитан Марвел
Дублированный трейлер
1
Гори, гори ясно
Дублированный трейлер
1
Завод
Трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Второй шаг Данилы Козловского
Данила Козловский не намерен сдаваться и, несмотря на холодный прием его дебютного «Тренера», готовит новый фильм.
Почти как Блэйд, только белый
«Sony Pictures» полных ходом ведет разработку второго проекта из вселенной Человека-Паука.
Том Круз против дронов
В сети появились новые фотографии со съемок сиквела «Лучшего стрелка» - с Томом Крузом.
Чёрный-чёрный гроб едет по чёрной-чёрной улице…
«Bloody Disgusting» сообщили о том, что популярный в девяностые хоррор-сериал «Боишься ли ты темноты?» получит киноадап
Монстры Милы Йовович и Пола У. С. Андерсона
Не успела Мила Йовович распрощаться со своими зомби, как Пол У. С. Андерсон, вновь впутал жену в борьбу с монстрами.
по комментариям
Жизнь киномана в США: ответы на самые важные вопросы
Правда, что в США нет торрентов, за просмотр любимых сериалов приходится платить, а билеты в кино дорогие?..
9
«Ёлки» никогда не будут «Последними»!
5-го декабря кинопрессе показали Главную Российскую Новогоднюю Кинокартину – «Ёлки Последние».
4
Специальный показ материалов к фильму «Алита: Боевой Ангел»
Мы побывали на закрытом показе избранных отрывков из потенциально культового фильма «Алита: Боевой Ангел».
4
Пандора воскресит мертвецов
Сюжет «Аватаров» по-прежнему держится за семью печатями, но Джеймс Кэмерон начал по крупицам выдавать информацию о мегапроекте
4
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×