Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Продолжаем цикл материалов, посвящённых столетию великого Ингмара Бергмана. На очереди - его тринадцатая картина, в которой образовавшийся любовный треугольник символизирует не только сердечный разлад, но и противостояние двух искусств - цирка и театра.

«Вечер шутов» (Gycklarnas afton), Швеция, 1953; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Оке Грёнберг, Харриет Андерссон, Хассе Экман, Андерс Эк, Гудрун Брост, Анника Третов, Эрик Страндмарк, Гуннар Бьёрнстранд, Курт Лёвгрен.

Бродячий цирк «Альберти» возвращается в город после трёх лет безрадостных скитаний. Разбогатеть никому не удалось, жалования не платят, в фургонах полно блох, есть совсем нечего («Давайте убьём медведицу»). Хозяин цирка Альберт Юханссон надеется, что местный театр поможет им хотя бы с костюмами, а ещё спешит повидаться с брошенной им женой и забывшими отца сыновьями. Его любовница Анна, выступающая в образе «испанской наездницы», опасается остаться одна - и поддаётся уговорам драматического артиста Франса...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

«Вечер шутов» - первый в творчестве Ингмара Бергмана исторический фильм. Время действия точно не определено, но понятно, что это не близкая автору современность - больше похоже на начало двадцатого века.

Ещё это первая его картина (если не считать шпионского триллера «Такого здесь не бывает») про людей, скажем так, экстравагантной профессии. Конечно, героями Бергмана уже были и музыканты, и балерины, и кинематографисты, но бродячие циркачи всё-таки выбиваются из этого списка: ассоциировать себя с ними сложнее. Примечательно при этом, что шведский режиссёр лишь на год опередил своего итальянского коллегу Федерико Феллини, чья «Дорога» (ставшая в итоге много более успешной) опиралась на схожие мотивы - и это не только по-своему несчастные циркачи, но и любовный треугольник, образовавшийся вокруг героини.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

То, что «шутовская» жизнь далеко не смешна, Бергман даёт понять уже в самом начале - невесёлой путевой песнью. Над клоунами - и циркачами вообще - принято потешаться даже за пределами манежа, забывая о том, что они тоже люди. Об этом, в частности, идёт речь в прологе, рассказанном в стилистике немого кино: жена клоуна Фроста Альма попала на берегу в скандальную историю, муж помчался её вызволять - и оказался один посреди всеобщего хохота. Переходя от смеха к описанию его унижения и отдавая должное попыткам клоуна сохранить чувство собственного достоинства, Бергман определяет как настроение фильма, так и одну из главных его тем: «Беда с этими женщинами», - делает вывод возница-рассказчик.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

Женщина становится тут причиной раздора и лишний раз подчёркивает конфликт цирка со всем остальным миром. Едва завидев красотку Анну, театральный актёр бросается в избавленное от условностей наступление: «Иди ко мне!». Тем же днём она и правда придёт - испугавшись, что Альберт её бросит, и решив заранее обезопасить свой тыл. Правда, её пыл заметно угасает в гримёрке - и Франсу приходится не только запереть дверь, но и предложить циркачке драгоценный амулет, на вырученные деньги от продажи которого якобы можно прожить целый год. Тот, впрочем, оказывается подделкой, а сама Анна не находит в себе смелости врать Альберту до последнего - и в ответ на его подозрения быстро признаётся в случившейся измене.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

Параллельно развивается другое унижение: пока Анна делает попытку начать новую жизнь вместе с Франсом, Альберт угощается блинами с коньяком у жены Агды. Пока он скитался по миру, та довольно твёрдо встала на ноги: к полученной ею по наследству лавке она прибавила ещё одну, причём табачную (единственную в городе, а потому весьма прибыльную). Эта женщина ни на что не жалуется, а даже наоборот - скорее благодарит оставившего её мужчину за то, что всё в итоге так обернулось. Не выдержав её снисходительного тона, Альберт признаётся, что на самом деле давно уже устал от цирка - и был бы очень даже не прочь остаться рядом с нею и мальчиками. Но Агде ни муж, ни обходительный продавец не нужны - и герой не получает ожидаемого им снисхождения.

Перед уходом он достаёт из пустого кошелька чуть ли не последнюю монетку для своего маленького сына, окрылённого увиденным: на улице шарманщик показывает обезьянку, умеющую делать фокусы. Так, собственно, и живут циркачи - за скромную плату промышляя искусными трюками...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

Трагический пролог рифмуется с финалом, когда оскорблённый Альберт прямо на арене затевает с Франсом драку - убеждённый в своём превосходстве, но совершенно не рассчитавший силы и натренированности соперника. Кажется, что циркач пытается отстоять не только свою честь, но честь самого цирка - памятуя о том, как давеча директор театра обозвал их всех «сплошным сбродом» («Самые ничтожные из нас презирают лучших из вас»). Но вместе с ним одно искусство пасует перед другим - как не может временный шатёр, каждый раз возводимый заново и окружённый хлипкими повозками, устоять перед роскошным каменным зданием с постоянной сценой и удобным зрительным залом.

Печальнее всего то, что публичная разборка двух оппонентов принимается зрителями с не меньшим удовольствием, чем само представление.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

В числе других рифм, заложенных автором в фильме, - двойная сцена «самоубийства». Сперва Анна становится свидетельницей того, как Франс репетирует драматический монолог, в конце которого «пронзает» себя кинжалом. А затем уже Альберт пытается взаправду застрелиться (пистолет достался ему от дрессировщика), запершись в фургончике - и лишь чудом (осечка?) пуля достаётся не ему, а зеркальному отражению.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

Выпив, хозяин цирка неподдельно печалится: «Как грустно, что людям приходится жить на этой земле». «Восторг и красота», которые были обещаны гастролёрами днём на улицах города («Представление, которого вы никогда не видели»), - не более чем кратковременная иллюзия, рассеивающаяся с последней репризой. Прожив этот безрадостный день, герои картины отправляются странствовать дальше, стараясь не замечать того, что нигде им, кажется, больше особо не рады («В Америке иначе», - тешит себя мыслями Альберт).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

«Вечер шутов» - тринадцатая режиссёрская работа Ингмара Бергмана, горькая драма, в которой любовные линии довольно нестандартным образом переплелись с вопросами Искусства. Это история о людях, потерявших ощущение радости от дела, которым они некогда занимались с любовью, но продолжающих служить цирку, потому как остановиться и прекратить - ещё сложнее. Вместе с ними из кадра словно бы уходит эпоха - эпоха бродячих артистов, внёсших свой неоспоримый вклад в то, чтоб жизнь людская была хоть чуточку, но веселее.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Вечер шутов»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Форё - документ 1979
Отрывок: овечья шкура
Осенняя соната
Отрывок: ночь признаний
Форё - документ 1979
Отрывок: ужин
Осенняя соната
Отрывок: комната Эрика
Осенняя соната
Отрывок: письмо
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Форё - документ 1979
Отрывок: ужин
0
Шёпоты и крики
Отрывок: доктор и Мария
0
Шёпоты и крики
Отрывок: болезнь
0
Шёпоты и крики
Отрывок: смерть
0
Шёпоты и крики
Отрывок: Анна и Карин
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)
Ингмар Бергман, Ингрид Бергман и Лив Ульман пристально рассматривают вечную проблему взаимоотношений матери и дочери.
Бумажные комиксы. «Токийский гуль» Суи Исиды: том 1
Гули жрут людей и прячутся среди них, но что ж поделать - такова их природа. Давайте узнаем их получше.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Скорость тьмы»
В Стране теней двум Флэшам предстоит спасти нашу не подозревающую о невиданной опасности планету...
Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977)
Ретро-детектив от Ингмара Бергмана: персонаж Дэвида Кэррадайна оказывается в окружении целого ряда смертей...
по комментариям
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 1: Увертюра, первый кадр
Сегодня мы начинаем публикацию уникального проекта: покадровый разбор фильма «Левиафан» режиссёром Андреем Звягинцевым
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×