Анатолий Ющенко

Анатолий Ющенко 9 уровень

Администратор, блогер 33

36 место в рейтинге | Накоплено баллов: 27724

Зарегистрирован: 9 лет 5 дней
Город: Москва | Последний визит: 08.12.2016 00:50
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
комментарии дня
оценки
фильмы
любимые фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Анатолий Ющенко | Открой глаза

13.04.2010 08:21

Денис на юбилейной планерке, которую все мы будем еще долго-долго обсуждать, сильно хмурил брови и гневился по поводу того, что я редко отмечаюсь в редакционном блоге. Что ж, будем наверстывать. У меня была идея периодически писать сюда о кино, которое по каким-либо причинам не доходит до отечественного проката. Начать хотелось бы с третьего фильма Фернанду Мейрелиша, со «Слепоты». Несмотря на то, что картина мистическим образом вдруг возникла в текущем графике кинопремьер, рецензия на неё не планировалась. Тем не менее я только сегодня дочитал одноименный роман нобелевского лауреата Жозе Сарамаго, так что теперь вроде бы и сам бог велел.



Место действия картины — мегаполис, где начинается эпидемия слепоты. Персонажей сгоняют в карантин, где они в течение двух часов хронометража морально разлагаются: провиант им везут в мизерных количествах; власть быстренько захватывает взбалмошный бармен, склонный к тоталитаризму; вскоре за еду устанавливается фиксированный прайс, и вот уже женщины становятся разменной монетой. Роль зрячего проводника в этом темном царстве исполняет традиционно божественная Джулианна Мур. Наверное, кощунственно рассказывать про финал, в котором очистительный ливень будет смывать с неё и прочих нечестивых людишек скверну, впрочем, данное кино все равно никто смотреть не будет. А если и будет, то оценят лишь форму. Посмотреть тут действительно есть на что: подчас камера возмутительно красиво отсекает актерам в кадре полголовы, чтобы не показывать зрителю их стыдливые глазенки; весь фильм снят сквозь белый туман, словно герои плавают в молоке; и даже экскременты в грязном госпитале разбросаны какими-то высокохудожественно-дизайнерскими кучками.



К всеобщему сожалению, такой кропотливый подход к тематике едва ли может скрыть вопиющую банальность происходящего. Учитывая, что книга вышла в 1995-м, а её буквоедская экранизация отгремела на Каннском кинофестивале еще в позапрошлом году, невольно складывается вопрос: кого уместнее по ходу дела заподозрить в незрячести? Быть может автора романа, переработавшего базовые вопросы в таком ключе, что его заявленная притча больше походит на дотошный постмодернистский эксперимент (намеренное отсутствие описательства как такового, обусловленное слепотой персонажей, соседствует в романе с перманентным желанием Сарамаго наслаивать длинные предложения друг на друга, будто бы он забывает ставить между ними знаки препинания)? Или модного бразильского режиссера Фернанду Мейрелиша, который снял кино не столько про жестокую человеческую природу, сколько про свои собственные художественные амбиции? Или же прокатчиков, талантливо симулировавших слепоту, игнорируя картину два года? В любом случае, как не посмотри, крайним остается зритель, которому действительно не позавидуешь. До самых финальных титров на экране развивается очень долгое, назидательное и мучительное моралите в худшем смысле этого красивого французского слова. Живых людей в фильме нет: Джулианне Мур, призванной символизировать здесь добродетель, здорово не хватает нимба над головой. Хотя, в общем, здесь есть такой кадр.



И, конечно же, в данном случае бессмысленно обвинять Мейрелиша. Подобное очень часто происходит с молодыми авторами, подающими большие надежды: в определенный момент они, как и герои романа Сарамаго, перестают видеть что-либо, кроме самих себя. Желание показаться умнее, чем на самом деле являешься, приводит к каким-то чудовищным повествовательным интонациям. Например, в качестве интеллигентного юмора здесь звучат размышления жены окулиста, которая пытается срифмовать агнозию и агностицизм. Потом вдруг возникают высокопарные и многозначительные монологи вроде: «Чтобы по-настоящему научиться видеть, нужно ослепнуть». При всем при этом основная проблема картины кроется даже не в том, что в глазах смотрящего после этих пыльных откровений вряд ли отразится катарсис. Просто как цивилизация, так и реальный культурный слой в мире за последнее время поддались достаточно заметной деформации. Притчи вдруг перестали быть эффективным инструментом в руках художника, поскольку предупреждать о социальном апокалипсисе уже поздно и неудобно (какой-нибудь Дж. Ромеро занимается этим уже лет сорок, а толку?). И неслучайно вспоминается певица Бьорк, когда-то сыгравшая в «Танцующей в темноте» чешскую эмигрантку, которая тоже стремительно теряла зрение. У неё, помнится, в кульминационный момент спросили: «Ты ничего не видишь?». На что она, робко улыбаясь, ответила: «А на что смотреть-то?».

1143

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Мумия
Превью трейлера
893
Мумия
Трейлер
779
Хижина*
Трейлер
568
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новое видео: 4-6 декабря 2016
Все новые трейлеры, появившиеся в Сети за последние дни
668
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Смертельная битва возобновляется
Экранизация игры «Mortal Kombat» получает «зеленый» свет с режиссером, пришедшим из рекламы Duracell
19
Рецензия на фильм «Прибытие»
Андрей Писков про, возможно, главный научно-фантастический фильм этого года, новую работу Дени Вильнева "Прибытие"
18
Рецензия на фильм «Фантастические твари и где они обитают»
Андрей Писков познакомился с фантастическими тварями и узнал, где они обитают. Судя по рецензии, обитают они где-то на кладбище нереализованных возможностей
15
Джонни Депп и фантастические твари
Дэвид Йейтс раскрыли тайну, кого сыграл Джонни Депп в предстоящем блокбастере «Фантастические твари и где они обитают»
13
Сценарист для Харли Куинн
Для фильма о героине Марго Робби в «Отряд самоубийц» нашелся автор сценария
13
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×