dokerproject

dokerproject 8 уровень

Читатель, блогер 41

Накоплено баллов: 20235

Зарегистрирован: 4 года 4 месяца 19 дней
Город: Москва | Последний визит: 16.09.2016 03:27
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
запись в блоге

dokerproject | Документальный фильм «Зеленый принц»

25.06.2014 08:16, внесены изменения 26.06.2014 14:03

Не секрет, что многие профессионалы неигрового кино в России периодически поругивают кураторов документального конкурса ММКФ и секции «Свободная мысль» за переизбыток в этих фестивальных программах американских фильмов, похожих на телевизор. Действительно, каждый год с огромного киноэкрана на московских зрителей частенько взирают документальные герои, что-то очень долго и волнительно рассказывающие на какие-нибудь важные остро-социальные темы. Всё это происходит обычно в рамках жестко заданных форматов, персонажи этих лент выглядят по-калифорнийски красиво, в глазах у них светятся блики от осветительных приборов, за кадром играет экшн-музыка, а интервью перебиваются качественными реконструкциями описываемых событий. Фестиваль этого года - не исключение: среди 23 документальных лент - больше трети созданы при участии США. Кстати, какие-то фильмы сделаны совсем другими странами, но копируют американские форматы неигровых блокбастеров.
Всё так и есть, и мы об этом уже когда-то подробно писали.

Но на этот раз не хочется огульно вливаться в хор критиков подобного фестивального отбора, поскольку, по всей видимости, пришло время об этом феномене серьёзнее поразмышлять. Прежде всего, назрела важная поправка: описанные выше приёмы - это не совсем телевизионные форматы, а вполне себе киношные, но тоже, конечно, форматы. В том смысле, что неигровые фильмы такого рода активно идут в американском кинопрокате, иногда бьют рекорды бокс-офиса, заявляются на «Оскар» и главное - участвуют в крупнейших в США фестивалях независимого кино. То есть, огромная часть огромного континента воспринимает именно такую форму рассказа о реальных событиях за документальное кино и это не коробит, по всей видимости, ни американских критиков, ни профессионалов, ни, тем более, зрителей. Нашим знатокам это не нравится, потому что они причисляют себя к европейской традиции вдумчивого и многопланового киноповествования, а отечественную аудиторию считают особенно умной и уникальной. То есть сложившаяся ситуация почти зеркально отражает отношение киноманов всего мира к обычному игровому Голливуду: а-ля американское кино - попса, но почему-то все следят за его кинохитами и ругаются из-за фаворитов на «Оскаре». Если копать дальше, то мы приходим к еще большему парадоксу: ни один российский документалист, а тем более - телевизионщик не сделал что-то, хотя бы отдаленно похожее по качеству и посылу на работы, например, Симона Шинна - продюсера таких громких фильмов как: «Человек на канате» и «В поисках Сахарного Человека». В своё время даже самые придирчивые эксперты были вынуждены признать, что эти ленты хоть и созданы по заданным лекалам, но не оставляют равнодушным почти никого.

Следовательно, собака зарыта не только в формате. И не столько формат определяет нишу и успех картины. А что, если, подстать классическому разделению кино на жанры, документалистику тоже начать разделять на разнообразные поджанры? В такой интерпретации «американский формат» неигрового кино преобразуется в отдельный вид кинематографа, который можно любить или не любить, подобно хоррорам или фэнтези, но нельзя его отрицать или причислять исключительно к ТВ. Просто это пространство со своими правилами и ограничениями, внутри которого попадаются как шедевры, так и скучные проходные работы. Последних много везде, в том числе, увы, и в документальном конкурсе ММКФ этого года, но о них говорить неинтересно. А вот спор о шедеврах всегда захватывает. Поэтому перейдем, наконец, к нему.

Конкурсный фильм режиссера Надава Ширмана и, кстати, того самого продюсера Симона Шинна «Зеленый принц» о сыне высокопоставленного лидера террористической организации ХАМАС, который в течение многих лет был осведомителем израильских спецслужб, начинается достаточно обыденно, и первые минут пятнадцать просмотра весьма трудно предугадать, во что в итоге это выльется - в занудный разговорный эпос о палестино-израильском конфликте или же в захватывающую исповедь личности. Драматургия реальной истории берёт своё - и повествование уже к своей середине начинает бросать восприимчивых зрителей в дрожь, а всех остальных, так или иначе, цепляет к концу.


Поводом к созданию фильма послужила книга «Сын Хамаса» (кстати, вышедшая и в России) о жизни Мосаба Хассана Юсефа - того самого секретного израильского агента по кличке «Зеленый принц». Прочитав эту книгу, режиссер решил встретиться с её героем и впоследствии сделать о нём фильм. Весьма закономерный ход событий - жизненный сюжет «Сына Хамаса» был настолько невероятным, что в него трудно было поверить - это и было идеальной находкой для документалиста и стержнем всей его будущей работы.

phpBB [video]

Дальше режиссеру Надаву Ширману оставалось придумать структуру фильма, закрутить все психологические нити в единый драматургический узел и как можно дольше держать интригу. И всё это ему удалось, несмотря на пресловутые «говорящие головы» и внешне простые приёмы. Драматургия оказалась сильнее формы и начала влиять даже на тех, кому не нравится этот жанр документального кино.

Симптоматично, что многие зрители, в том числе профессионалы, решили, что в фильме снимались актёры, а не реальные персонажи. Возможно, это недоверие вызвано тем, что главный герой сильно изменился за последние годы или тем, что в кадре он говорит слишком складно, или, может быть, тем, что аудитория уже научена опытом картины Сары Полли «Истории, которые мы рассказываем», показанной на ММКФ в прошлом году, в которой режиссер реконструировал всё и всех, вплоть до хроники и интервью с членами своей семьи. Так или иначе, молниеносная реакция отвергать достоверность и не верить в реалистичность показанного на экране свидетельствует, скорее, о тёмных сторонах зрителей, чем авторов. В конце концов, в картине прозвучало несколько серьезных признаний - начиная с насилия в детстве, заканчивая предательством собственной семьи и страны. Важное признание всегда ценно и уникально само по себе, а в талантливо сделанном фильме - тем более. Кроме того, сама непохожесть главного героя сегодняшнего на самого себя прежнего тоже внушительно поддерживает драматургию истории, поскольку является прямым следствием трагических событий, происходивших в его жизни - оказавшись жертвой сексуального насилия в детстве и никому в этом тогда не признавшись, он всю жизнь не мог принять себя. Десятилетняя работа на заклятых врагов давала ему возможность чувствовать себя не собой, а кем-то другим. Дальнейшие перипетии привели его и вовсе к другой жизни, изменившей всё, включая фундаментальные взгляды и облик.

phpBB [video]

Раскрывать интригу дальше не красиво. Надеемся, «Зелёный принц» еще будет демонстрироваться в России. Ну, а последний показ этого фильма в рамках ММКФ пройдет 27 июня в 15:00 в Центре документального кино, возьмите на заметку.

2448

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
622
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
561
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Требуется зритель для российского кино
Владимир Мединский потребовал от получателей средств от Фонда кино обеспечить посещаемость фильмов зрителями.
11
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
11
Форсаж по-боку
Пока «Форсаж 8» готовится взять миллиард, Люк Хоббс, Декер Шоу и Кифер могут получить отдельный фильм. Сценарий в работе
8
Роли исполняют: Джош Бролин, Дольф Лундгрен, Сильвестр Сталлоне и др.
Джош Бролин противостоит Дэдпулу, Сталлоне готовит новый побег, Харди и Татум отказываются от поездки в джунгли, а Доль
4
Повесть о настоящем человеке
Сильвестр Сталлоне вновь возьмет режиссерский рупор, чтобы поставить драму «Стойкий, насколько возможно»
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×