Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Были времена, когда привычный сегодня жанр «фильма о фильме» казался диковинкой: далеко не всем приходило в голову запечатлеть для вечности «рутинный» съёмочный процесс (ну кому это может быть интересно?..). По счастью, уходя из большого кино, Ингмар Бергман догадался оставить собственноручно подписанное свидетельство о проделанной им работе.

«Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (Dokument Fanny och Alexander), Швеция, 1984; реж. Ингмар Бергман, документальный; в фильме участвуют Ингмар Бергман, Свен Нюквист, Бертил Гуве, Гуннар Бьёрнстранд, Пернилла Альвин, Ева Фрёлинг, Алан Эдвалл, Стина Экблад, Эрланд Юзефсон.

Режиссёр Ингмар Бергман работает над самым масштабным своим фильмом - кинороманом «Фанни и Александр».

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Никаких принципиальных секретов эта документальная картина вроде бы не раскрывает. Тот, кто в принципе знаком с тем, как делается кино, не найдёт здесь для себя ничего нового: вот стоит камера, вот режиссёр общается с артистами; вроде бы всё ровно так же, как всегда и везде.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Другое дело, что тут мы знаем: перед нами - сам Бергман, за камерой стоит Свен Нюквист («Свен использует минимум источников света, но с максимальной точностью»), а роль, например, шута исполняет Гуннар Бьёрнстранд - актёр, снимавшийся у Бергмана чаще всего: в общей сложности - девятнадцать (!) раз (чаще всего роли у него небольшие, но в таких лентах, как «Урок любви» и «Улыбки летней ночи», «Сквозь тусклое стекло» и «Лицо», а также, разумеется, «Седьмая печать» и «Причастие» - центральные).

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

В процессе работы Бергман то сидит за камерой, проверяя выставленный кадр, то остаётся вместе с актёрами (порой так даже вплотную к ним). И признаётся: «Я в деталях воссоздаю несколько моментов из моего детства, бывшего шестьдесят лет назад. Это странное ощущение», - находя в членах своей слаженной команды самых что ни на есть преданных помощников.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Съёмки пятичасового повествования о жизни семейства Экдаль продолжались несколько месяцев, однако рассказ о них не столь подробен, как можно было бы этого ожидать. В документальную картину включено лишь несколько избранных фрагментов: встреча группы накануне старта, первый съёмочный день (который «всегда отвратителен, так что мы решили начать с чего-то приятного» - с боя подушками!), репетиция самого первого кадра, сочельник, финальная ночная смена...

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

И тут не так уж много занимательных фактов, за которые можно было бы зацепиться – вроде тех, когда мы узнаём, что сцену, например, пышных похорон с пятьюстами статистами снимали без заболевшего режиссёра (процесс был отлажен так, что опытные киношники и без него справились), а каскадёр, изображавший горящую тётку, несмотря на все предпринятые предосторожности всё-таки получил тяжёлые ожоги.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Отказавшись от мельтешения, Бергман сосредотачивается на том, чтобы показать, сколь тщательно прорабатывалась та или иная сцена - вплоть до мельчайшего жеста актёра или незаметного поворота камеры (тут, кстати, выясняется, что у Бергмана и Нюквиста были разные взгляды на то, как этого достигнуть). И показательнее всего в этом отношении большой девятиминутный эпизод, в котором режиссёр разбирает с артистами мизансцену, прорабатывая движения для каждого появляющегося в кадре. А смешнее всего - попытка мэтра «режиссировать» действия кота, определённо не желающего подчиняться его указаниям.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Уникальность этого, как сейчас говорят, фильма о фильме объясняется просто: это возможность увидеть великого мастера, что называется, в естественной среде его обитания. Впрочем, не совсем так: наиболее вольготно, как известно, ему жилось в пространстве театра - и съёмочная площадка не была по-настоящему любимым его местом (после окончания этой работы режиссёр навсегда ушёл из большого кино). И тем не менее, сегодня Ингмар Бергман для нас в первую очередь именно человек кино - и потому эта хроника обладает поистине невероятной ценностью.

«Это может быть интересно, даже занимательно», - гласит титр, с которого всё начинается, и, честно говоря, это ещё очень скромно сказано.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Волшебная флейта» (1975)

Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1969» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Омен: Перерождение
Дублированный трейлер
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №3
Холодная война
Дублированный трейлер
Двое блаженных
Отрывок: одна дома
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
0
Из жизни марионеток
Отрывок: мысли об убийстве
0
Из жизни марионеток
Отрывок: дефиле
0
Из жизни марионеток
Отрывок: письмо про сон
0
Из жизни марионеток
Отрывок: пип-шоу
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Стэн Ли (1922-2018)
На 96-м году жизни скончался художник комиксов Стэнли Мартин Либер, известный всему миру, как Стэн Ли.
Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)
Сорок третий игровой фильм Ингмара Бергмана - одновременно и о кино, и о театре, и о смерти.
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)
Драма о современных юродивых: сошедшая с ума женщина увлекает за собой потакающего её безумию мужа...
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×