Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Были времена, когда привычный сегодня жанр «фильма о фильме» казался диковинкой: далеко не всем приходило в голову запечатлеть для вечности «рутинный» съёмочный процесс (ну кому это может быть интересно?..). По счастью, уходя из большого кино, Ингмар Бергман догадался оставить собственноручно подписанное свидетельство о проделанной им работе.

«Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (Dokument Fanny och Alexander), Швеция, 1984; реж. Ингмар Бергман, документальный; в фильме участвуют Ингмар Бергман, Свен Нюквист, Бертил Гуве, Гуннар Бьёрнстранд, Пернилла Альвин, Ева Фрёлинг, Алан Эдвалл, Стина Экблад, Эрланд Юзефсон.

Режиссёр Ингмар Бергман работает над самым масштабным своим фильмом - кинороманом «Фанни и Александр».

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Никаких принципиальных секретов эта документальная картина вроде бы не раскрывает. Тот, кто в принципе знаком с тем, как делается кино, не найдёт здесь для себя ничего нового: вот стоит камера, вот режиссёр общается с артистами; вроде бы всё ровно так же, как всегда и везде.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Другое дело, что тут мы знаем: перед нами - сам Бергман, за камерой стоит Свен Нюквист («Свен использует минимум источников света, но с максимальной точностью»), а роль, например, шута исполняет Гуннар Бьёрнстранд - актёр, снимавшийся у Бергмана чаще всего: в общей сложности - девятнадцать (!) раз (чаще всего роли у него небольшие, но в таких лентах, как «Урок любви» и «Улыбки летней ночи», «Сквозь тусклое стекло» и «Лицо», а также, разумеется, «Седьмая печать» и «Причастие» - центральные).

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

В процессе работы Бергман то сидит за камерой, проверяя выставленный кадр, то остаётся вместе с актёрами (порой так даже вплотную к ним). И признаётся: «Я в деталях воссоздаю несколько моментов из моего детства, бывшего шестьдесят лет назад. Это странное ощущение», - находя в членах своей слаженной команды самых что ни на есть преданных помощников.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Съёмки пятичасового повествования о жизни семейства Экдаль продолжались несколько месяцев, однако рассказ о них не столь подробен, как можно было бы этого ожидать. В документальную картину включено лишь несколько избранных фрагментов: встреча группы накануне старта, первый съёмочный день (который «всегда отвратителен, так что мы решили начать с чего-то приятного» - с боя подушками!), репетиция самого первого кадра, сочельник, финальная ночная смена...

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

И тут не так уж много занимательных фактов, за которые можно было бы зацепиться – вроде тех, когда мы узнаём, что сцену, например, пышных похорон с пятьюстами статистами снимали без заболевшего режиссёра (процесс был отлажен так, что опытные киношники и без него справились), а каскадёр, изображавший горящую тётку, несмотря на все предпринятые предосторожности всё-таки получил тяжёлые ожоги.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Отказавшись от мельтешения, Бергман сосредотачивается на том, чтобы показать, сколь тщательно прорабатывалась та или иная сцена - вплоть до мельчайшего жеста актёра или незаметного поворота камеры (тут, кстати, выясняется, что у Бергмана и Нюквиста были разные взгляды на то, как этого достигнуть). И показательнее всего в этом отношении большой девятиминутный эпизод, в котором режиссёр разбирает с артистами мизансцену, прорабатывая движения для каждого появляющегося в кадре. А смешнее всего - попытка мэтра «режиссировать» действия кота, определённо не желающего подчиняться его указаниям.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Уникальность этого, как сейчас говорят, фильма о фильме объясняется просто: это возможность увидеть великого мастера, что называется, в естественной среде его обитания. Впрочем, не совсем так: наиболее вольготно, как известно, ему жилось в пространстве театра - и съёмочная площадка не была по-настоящему любимым его местом (после окончания этой работы режиссёр навсегда ушёл из большого кино). И тем не менее, сегодня Ингмар Бергман для нас в первую очередь именно человек кино - и потому эта хроника обладает поистине невероятной ценностью.

«Это может быть интересно, даже занимательно», - гласит титр, с которого всё начинается, и, честно говоря, это ещё очень скромно сказано.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Волшебная флейта» (1975)

Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1969» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Айка
Трейлер
Мы
Дублированный трейлер
Крид 2
Дублированный трейлер
Черная полоса
Дублированный тизер
Тайна семьи монстров
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мы
Дублированный трейлер
4
Айка
Трейлер
1
Ангел
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Роли исполняют: Дэнни ДеВито, Марго Робби, Зак Эфрон и Тэрон Эгертон
Дэнни ДеВито сыграет в Джуманджи, Марго Робби изгнали из Барбилэнда. Зак Эфрон - Тед Банди, Тэрон Эгертон - Элтон Джон.
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
Другое Тихое место
Последние несколько месяцев ведется разработка сиквела самого успешного хоррора прошлого года «Тихое место».
Съемки шестого Терминатора завершены
Месяц назад завершились основные съемки шестого «Терминатора», которые держались в строжайшей секретности.
Новый Пункт назначения
Спустя пять фильмов было принято решение перезапустить популярную франшизу нулевых «Пункт назначения».
по комментариям
Рецензия на фильм «Т-34»
Режиссёр «Бригады» возвращается со стрелялкой про танк; отныне война для россиян - новогоднее блюдо.
8
Съемки шестого Терминатора завершены
Месяц назад завершились основные съемки шестого «Терминатора», которые держались в строжайшей секретности.
6
Хоррор Спауна
Фильмы про супергероев переходят на новый уровень: от развлекательного экшн-аттракциона к леденящему кровь ужасу.
5
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
2
Монстры Милы Йовович и Пола У. С. Андерсона
Не успела Мила Йовович распрощаться со своими зомби, как Пол У. С. Андерсон, вновь впутал жену в борьбу с монстрами.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×