Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Во втором документальном фильме о полюбившемся ему острове Форё Ингмар Бергман интересуется: а изменилась ли хоть как-то жизнь его обитателей за прошедшее после первой серии десятилетие?..

«Форё - документ 1979» (Fårö - dokument 1979), Швеция, 1979; реж. Ингмар Бергман, документальный.

По состоянию на 1979-й год остров Форё является домом для 673 человек. Живётся им непросто, но они стараются не унывать.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Вторая серия документального повествования об острове Форё мало чем отличается от первой, вышедшей десятилетием ранее. Ну, быть может, меньше стало лирических пейзажных зарисовок: вот полюбуются иногда авторы на зимний ветер или на то, как чёрные козлята резвятся, но в целом - не отвлекаются, уделяя больше внимания людям.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Некоторые из нынешних собеседников Бергмана появлялись и в прошлой картине. Например, фермерша Ингрид - сейчас она болеет и быстро устаёт, а потому заботы о хозяйстве взял на себя её подросший сын. Находит режиссёр и тех ребят, у которых десять лет назад спрашивал о планах на жизнь. Почти все тогда говорили, что обязательно отсюда уедут - но вышло так, что многие всё-таки остались. А уехал как раз тот, кто ни за что не хотел оставлять родные ему берега.

Позднее, подводя некий итог, Бергман назовёт самым радикальным за прошедшие годы изменением то, как переменилось мнение молодёжи: теперь она не столь категорична, и Форё, в принципе, новому поколению нравится. Не зря, значит, в школе появился спортзал - пусть на его полную комплектацию и ушло добрых пять лет.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Но обидно: «здешняя молодёжь не рвётся в фермеры». Оно и понятно: «одной фермой не проживёшь». Проблемы, и раньше присущие отдалённому островку, остаются - и решать их как будто бы некому. «Достучаться до чиновников чрезвычайно сложно. Кто отвечает за Форё – непонятно»; «Такое ощущение, что нами попросту пренебрегают», - жалуются люди. И дважды - причём в разных разговорах - почти слово в слово звучит одна и та же мысль: «Такое чувство, что местных медленно выживают отсюда».

Зато в летний сезон всё больше становится туристов - и им порой обустроиться здесь даже легче, нежели коренному жителю. «Лишь бы ничего не трогали», - вынуждены примиряться с пляжным нашествием аборигены.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Некоторые составляющие фильм зарисовки весьма протяжённы и осмысленны. Вот Бергман показывает, как забивают и разделывают свинью (весьма специфическое, надо заметить, зрелище). Затем в какой-то мере аналогичную операцию лесоруб проводит с деревом, довозя бревно до лесопилки. Перед нами - судьба свиньи, судьба дерева.

В других больших сценах нам показывают процесс возведения над амбаром тростниковой крыши («Дождь такой крыше нипочём») и ловлю в открытом море лосося (с обсуждением государственной ссуды и цен на рыбу). А вот пожилой мужчина жарит себе на ужин рыбку. Камера удаляется от единственного освещённого окна в большом доме, наглядно демонстрируя нам, как выглядит одиночество.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

Запоминающиеся герои картины - местный поэт, обретший вдохновение уже в зрелые годы, пережившая пожар многодетная семья фермеров, умерший за время съёмок старец. Жители острова заготавливают сено и стригут овец, поют псалмы и упрекают либералов, листают фотоальбомы и соревнуются в бросании камней.

Вдруг в кадре возникает невысокая, но длинная каменная стена - и те, кто хорошо помнит «Страсть», радостно восклицают: именно возле неё герой Макса фон Сюдова обнаружил спящую в машине Биби Андерсон.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

В финале автор отмечает, что «кошмарный прогноз первого фильма, к счастью, не оправдался. Жизнь не стала лучше, но не стала и хуже». И даёт обещание выпустить третью серию ещё через десять лет, в 1989-м году. К великому сожалению, слова своего Ингмар Бергман не сдержит - хотя проживёт на Форё вплоть до самой смерти в июле 2007-го.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1979»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1969» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Страсть» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Стыд» (1968)

Ни дня без Бергмана: «Час волка» (1968)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Омен: Перерождение
Дублированный трейлер
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №3
Холодная война
Дублированный трейлер
Двое блаженных
Отрывок: одна дома
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
0
Из жизни марионеток
Отрывок: мысли об убийстве
0
Из жизни марионеток
Отрывок: дефиле
0
Из жизни марионеток
Отрывок: письмо про сон
0
Из жизни марионеток
Отрывок: пип-шоу
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Стэн Ли (1922-2018)
На 96-м году жизни скончался художник комиксов Стэнли Мартин Либер, известный всему миру, как Стэн Ли.
Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)
Сорок третий игровой фильм Ингмара Бергмана - одновременно и о кино, и о театре, и о смерти.
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)
Драма о современных юродивых: сошедшая с ума женщина увлекает за собой потакающего её безумию мужа...
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×