Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

«Шёпоты и крики» традиционно называются в числе самых главных бергмановских картин - и пять оскаровских номинаций это как будто бы подтверждают. Однако в первую очередь это шедевр не режиссёрский, а операторский: историю тут поднимает под себя изображение.

«Шёпоты и крики» (Viskningar och rop), Швеция, 1972; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Харриет Андерссон, Кари Сюльван, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Андерс Эк, Георг Орлин, Хеннинг Моритсен.

Агнес медленно и мучительно умирает. В последние дни рядом с ней служанка Анна и сёстры - Мария да Карин.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Как и в «Молчании», главная тема тридцать третьего фильма Ингмара Бергмана - умирание. Проснувшись рано утром, Агнес записывает в дневнике: «Меня снова мучает боль»; спустя какое-то время она выкрикнет: «Я не вынесу этого!» - и умрёт, а кадр в тот же миг заметно потемнеет.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Но в этот раз режиссёр устремляется дальше, не останавливая события смертью. Как и в «Молчании», его героини - сёстры, как и там, они весьма холодно относятся друг к другу. Болезнь Агнес ненадолго объединила их, но не сблизила. Случившаяся смерть - не сроднила. «Карин, я хочу, чтобы мы подружились, - молит Мария. - Мы обе одновременно счастливы и несчастны». Карин отталкивает её, расписываясь в собственном неумении и нежелании идти на контакт («Не терплю чужих прикосновений!»). Когда ж проблеск теплоты всё же случается, длится он недолго - и уже Мария окатывает Карин своей холодностью.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

На контрасте - образ Анны, ухаживавшей за Агнес последние годы. Её забота может показаться странной: в особенно тяжкие минуты она участливо прижимает голову больной к своей обнажённой груди. Но для картины принципиален её сон - в нём покойница обращается к своим сёстрам, зовёт их, просит взять её за руки. Но Карин отстраняется, а Мария впадает в истерику. И лишь Анна обнимает любимую хозяйку - и Бергман явно не случайно рифмует один из самых известных своих кадров с Пьетой.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Анна читает и дневник умершей Агнес, находя в нём запись об осенней прогулке. Тогда они вчетвером добежали до старых качелей, «три примерные сестры» уселись, а служанка принялась их неспешно раскачивать. «Вся моя боль прошла, потому что люди, которых я люблю, были со мной рядом, - написала об этом Агнес. - Вот оно, счастье. О лучшем я и не мечтала. В течение нескольких минут я была абсолютно счастлива. Я благодарна судьбе, которая так щедро меня одарила». Большего порой человеку и не надо.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Дабы не сосредотачиваться на одной смерти, во флешбэках Бергман добавляет жизни. У Агнес она уже прошла - и тут мы видим воспоминания об умершей двадцать лет назад матери, любовь к которой была «ревнива и безгранична» (а заодно – «волшебный фонарь» тёти Ольги для чего-то). Мария в свою очередь изменяет мужу с доктором, доводя заподозрившего неладное супруга до неловкой попытки самоубийства. В истории Карин Бергман добавляет интимного, подходя к нему с обратной стороны: не желая близости, женщина ранит себя осколком, вызывая кровотечение (тут вновь, кстати, возникает любопытная перекличка с Ханеке: не цитировал ли тот классика в своей скандальной «Пианистке»?). Эта часть фильма, надо думать, отвечает за «крики».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

«Агнес, ты так долго и сильно страдала, что достойна стать посредником между нами и богом», - так, со слезами на глазах, прощается с героиней священник. Бергман вновь соединяет божественное и низменное, показывая, как переплетаются противоположности.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Неспешность повествования, преобладающее молчание, отстранённость и в то же время мягкость авторского взгляда превращают психологическую драму в философскую притчу, поразившую не только европейцев с их интеллектуальными фестивалями, но и циничных американцев, не привыкших к такого рода бескомпромиссному кинематографу. «Шёпоты и крики» получили сразу пять номинаций на премию «Оскар», включая важнейшие - не только за сценарий и костюмы, но также за лучший фильм (!) и лучшую режиссуру. Заслуженную награду забрал в итоге Свен Нюквист, по праву названный лучшим оператором года - его вклад в картину можно считать самым великим.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Конечно, на этот счёт у каждого может быть своё мнение, но лично мне «Шёпоты и крики» не показались одной из безусловных бергмановских вершин - при всех очевидных достоинствах данного фильма есть у него работы и поинтереснее. Однако ярче нет точно. В пятый раз «играясь» с цветным изображением, Бергман с Нюквистом буквально изобрели новый тип кино - не цветное или чёрно-белое, а красно-бело-чёрное! Новаторство, поражающее своей продуманностью и великолепием. Тот самый случай, когда картинка даёт зрителю больше, нежели слова и поступки. Возможно, единственный у Бергмана пример, когда операторским искусством восхищаешься в большей степени, нежели режиссёрским.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Прикосновение» (1971)

Ни дня без Бергмана: «Страсть» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Ни дня без Бергмана: «Молчание» (1963)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Земляничная поляна» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Король Лев
Дублированный трейлер
2
Воспитательница
Дублированный трейлер
2
Капитан Марвел
Дублированный трейлер
1
Гори, гори ясно
Дублированный трейлер
1
Завод
Трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Второй шаг Данилы Козловского
Данила Козловский не намерен сдаваться и, несмотря на холодный прием его дебютного «Тренера», готовит новый фильм.
Почти как Блэйд, только белый
«Sony Pictures» полных ходом ведет разработку второго проекта из вселенной Человека-Паука.
Том Круз против дронов
В сети появились новые фотографии со съемок сиквела «Лучшего стрелка» - с Томом Крузом.
Чёрный-чёрный гроб едет по чёрной-чёрной улице…
«Bloody Disgusting» сообщили о том, что популярный в девяностые хоррор-сериал «Боишься ли ты темноты?» получит киноадап
Монстры Милы Йовович и Пола У. С. Андерсона
Не успела Мила Йовович распрощаться со своими зомби, как Пол У. С. Андерсон, вновь впутал жену в борьбу с монстрами.
по комментариям
Жизнь киномана в США: ответы на самые важные вопросы
Правда, что в США нет торрентов, за просмотр любимых сериалов приходится платить, а билеты в кино дорогие?..
9
«Ёлки» никогда не будут «Последними»!
5-го декабря кинопрессе показали Главную Российскую Новогоднюю Кинокартину – «Ёлки Последние».
4
Специальный показ материалов к фильму «Алита: Боевой Ангел»
Мы побывали на закрытом показе избранных отрывков из потенциально культового фильма «Алита: Боевой Ангел».
4
Пандора воскресит мертвецов
Сюжет «Аватаров» по-прежнему держится за семью печатями, но Джеймс Кэмерон начал по крупицам выдавать информацию о мегапроекте
4
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×