Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)

Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)

Двадцать второй фильм Ингмара Бергмана - ещё одна комедия про отношения, на сей раз с участием Сатаны и Дон Жуана. Кино необязательное, но по-своему примечательное.

«Око дьявола» (Djävulens öga), Швеция, 1960; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Ярл Кулле, Стуре Лагервалль, Биби Андерссон, Нильс Поппе, Гертруд Фрид, Стиг Яррель, Рагнар Арведсон, Аксель Дюберг, Аллан Эдвалль, Кристина Адольфсон, Гуннар Бьёрнстранд.

У Сатаны неожиданно воспалился глаз, а если верить поговоркам, причиной тому - непорочность юной девы. 20-летней девственницей оказывается дочка викария Бритт-Мари, собирающаяся замуж за Йонаса, но не позволившая пока ничего лишнего. В аду решают, что если она вступит в брак незапятнанной, то последствия будет трудно предугадать - и посылают срочно исправлять ситуацию томящегося без женских ласк Дон Жуана.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Несмотря на то, что Ингмар Бергман уже прославленный режиссёр, чьи картины получают призы на фестивалях и прокатываются в других странах, продюсеры по-прежнему хотят от него «кассовых хитов» - то есть, вовсе не серьёзных драм, а лёгких комедий, причём непременно с сексуальным оттенком. Так между двумя отмеченными «Оскарами» картинами оказалась относительно беззаботная лента про чертей, пытающихся совратить невинные души.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Можно предположить, что подобный материал давался Бергману «одной левой» (тем более что в данном случае в основе лежала пьеса Улофа Банга), однако сам он признавался, что ничего хорошего в такого рода компромиссах вовсе не было. Сейчас «Око дьявола» выглядит «пустячком» даже на фоне других его «пустяков»: в меру забавным, но проходным фильмом.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Конечно, совсем уж халтурить Бергман себе не позволял - и здесь есть по-своему виртуозные сцены, демонстрирующие, например, сколь непринуждённо режиссёр с оператором обращаются с камерой и сколь ответственно относятся артисты к поставленной перед ними задаче. Анекдот анекдотом, но всё равно присутствуют и отношения, и характеры - то, что называется психологией: героев хочется понять, в них вполне можно поверить.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Среди прочего Бергман экранизирует классическую историю про Дон Жуана и статую командора, а также позволяет забавную самоцитату: викарию посреди ночи видится демон, которого благонравный священник хитростью запирает в шкафу. Шутка в том, что этого персонажа играет Нильс Поппе - до этого видевший саму Деву Марию в «Седьмой печати».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Другая хохма картины доказывает, что нимб «великого автора» ещё не стянул Бергману голову: в финальной сцене обладающий отменным слухом чёрт пересказывает подслушанные им вздохи первой брачной ночи. От падения в бездну пошлости автора отделяет тут всего полшажка, но он, по счастью, умудряется сохранить пристойное равновесие.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Обратите, кстати, внимание на заглавные титры: Бергман, уже пришедший к выверенной строгости обязательного вступления, здесь выдерживает первые кадры в «старой» манере. А заодно возвращает фигуру рассказчика, призванную упростить повествование, максимально «разжевав» его для широкой публики.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Несмотря на то, что «Око дьявола» определённо не входит в число лучших работ режиссёра (в отличие от «Тюрьмы», где «дьявольская» тема раскрывается, напротив, на примере «порочной» молодой женщины), фильм всё-таки любопытен тем, как Бергман переплетает важные для него темы в комический узор одним лишь постулатом: «Брак - это основа ада». Так разговор о Семье и Боге принимает новое, непривычное для мастера измерение - и ад, как можно понять, в конечном итоге одерживает пусть незначительную, но всё-таки победу.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Девичий источник» (1960)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954)

Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Персона
Отрывок: конец фильма
Персона
Отрывок: в спальне Альмы
Персона
Отрывок: самосожжение буддийского монаха
Персона
Отрывок: о сыне
Персона
Отрывок: в спальне Элизабет
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Стекло
Дублированный трейлер
1
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №2
1
Т-34
Трейлер
1
Персона
Отрывок: конец фильма
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Окно в Европу», часть 1: Взгляд в прошлое
Выборгский фестиваль «Окно в Европу» позиционирует себя, как киносмотр, который делает прогноз отечественного кино на завтра
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Стива Орландо: «Ночь людей-монстров»
Бэтмен против кайдзю: комикс, которого многие из нас наверняка ждали. Представьте и восхититесь!
«Окно в Европу», часть 2: Разновидности любви
Выборгский кинофестиваль, наверное, единственный отечественный киносмотр, который в плане поднимаемых тем не стесняется идти в ногу со временем
Бумажные комиксы. «Сказки» Билла Уиллингхэма: «Издание делюкс. Книга пятая»
Рассказывая про Голливуд, автор этого комикса невзначай подкинул идею создателям сказки «Джек - покоритель великанов».
Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)
«Персона» - это экзистенциальная драма революционно новой формы и принципиально нового содержания.
по комментариям
Рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Последствия»
Итан Хант в поисках трёх ядерных бомб, опять; шестая серия, а Том Круз совсем не изменился.
12
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
3
Рецензия на фильм «Мектуб, моя любовь»
Юный Амин в окружении девушек; новый фильм Абделатифа Кешиша - про жаркое лето и вечную молодость.
3
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
2
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×