Венецианский кинофестиваль: запретная любовь Юнга и Фрейда

Венецианский кинофестиваль: запретная любовь Юнга и Фрейда

«Опасный метод» Дэвида Кроненберга заявлен как драма о зарождении психоанализа, отношениях Фрейда и Юнга и их пациентки Сабины Шпильрайн. На деле мы видим мелодраму о том, как Карл Юнг профукивает любовь всей своей жизни из-за приличий и долга, и в финале понимаем, что все гуру психоанализа были глубоко больными людьми, на чем и выстроили свои методы. И все это Кроненберг рассказывает нам на фоне пасторальной Швейцарии и буржуазной Вены, как бы подчеркивая: с жиру бесились люди, рвали душу, не обращая внимания на гармонию вокруг. Чем, правда, его так привлекла эта история, не совсем понятно. Говорит, что хотел исследовать трех великих людей в науке — но что-то не верится.

Фрейд в этом фильме — на втором плане, что несколько неожиданно: мы-то думали, что покажут, как он изобрел свой психоанализ, а тут облом. В центре повествования — исключительно парочка Юнг-Сабина с ее ломками и страстями. И вот тут у Кроненберга произошла чудовищная ошибка: он пригласил Киру Найтли на роль страдающей истерией Шпильрайн, которая позже стала самостоятельно практиковать метод психоанализа в России. Увы, но Кира не просто плоха — она чудовищна и безбожно переигрывает. С актрисой что-то случилось, и после «Искупления» она застряла на уровне физиологической игры. Все начинается с ее кошмарных гримас, вывернутой челюсти, заломленных рук — так, дескать, ведут себя заядлые истерички (спросите специалиста, и он расскажет вам, что увы, Кира и Кроненберг ошиблись). Далее в игре Найтли не меняется ничего: она все так же гримасничает, но глаза ее при этом пусты и бездушны. Она работает внешне: мимикой, криком — но изнутри актрисы не идет ничего. Будь на ее месте, скажем, Кейт Уинслет, мы бы следили за ней с замиранием сердца, поскольку именно им Кейт бы и играла. Ок, берем из одной возрастной категории: Кэри Маллиган или Эван Рейчел Вуд блестяще отыграли бы эту историю. Но Найтли превращает все в балаган своей неспособностью хоть немного копнуть вглубь и отойти от телесного изображения героини. В результате вся история Юнга и Сабины выглядит как-то смешно и глупо, и даже Майкл Фассбендер не спасает положения. Жаль: могла бы получиться сильная драматическая история.

Фассбендер хорош, как всегда, и тянет эту историю на своих плечах, как может. Его Юнг из респектабельного и уверенного в себе мужчины превращается в раздираемого страстями человека и заканчивает фильм совсем уж в депрессии. Виноваты, как всегда, бабы: жена (Сара Гэдон, белокожая богиня) фанатично рожает ему детей в желании подарить сына вместо дочек и держит в ежовых финансовых рукавицах (она сказочно богата в отличие от Юнга), а пациентка Шпильрайн затаскивает беднягу в постель и затем рушит его карьеру. Все это Фассбендер отыгрывает хладнокровно и с благородством в осанке. С мужественным и гордым лицом он анализирует жену, обедает с Фрейдом и шлепает Киру Найтли. И увы, Майкл моментально блекнет, когда в кадре появляется Вигго Мортенсен, играющий Фрейда. Мортенсен божественен в этой роли. Он провел тщательные исследования личности Фрейда, его манеры говорить, одеваться, двигаться — и использовал все это по-максимуму. В кадре нет Мортенсена: он полностью растворился в персонаже. Одна из лучших его ролей на сегодня — пусть маленьких, но блестящих.

Сабина и Юнг: история страсти

Все забывают, что в картине также снялся Венсан Кассель в роли Отто Гросса, доктора с сомнительной психикой и пристрастиями. Кассель тут абсолютно в своем амплуа: появился, нюхнул коксу, заморочил голову Юнгу разговорами о сексе, трахнул медсестру и сбежал. Классика образа. Даже не совсем понятно, для чего он, собственно, появлялся в этой истории.

На пресс-конференции по фильму был дикий аншлаг и гром аплодисментов Кире. Майклу, Вигго и Кроненбергу — двух последних так просто искупали в овациях. Фассбендер был прост и мил, Кира — невероятно красива, Кассель так и просидел молча всю конференцию, а Вигго пришел с плюшевой игрушкой аля Санта-Клаус в красно-черном полосатом костюмчике и заявил, что это — Фрейд. Плюшевого Фрейда Мортенсен усадил на столик рядом с микрофоном и пояснил, что он одет в цвета его любимой футбольной команды. «Цвета Сан-Лоренцо. Это цвета моей жизни. Вообще парень сообщает вам, что я опасен. Если хотите, можете поговорить с ним об этом».

Команда фильма на фотоколле

Мортенсен как-то скупо ответил на вопрос о том, как он готовился к роли — хотя мы знаем, что копался в материалах он прилично. «Мне было интересно, как семья Юнга отнеслась к истории Сабины», — только и сообщил он. Каково ему было играть такого эпического персонажа, как Фрейд? «Ну, есть ведь пьеса «Говорящее лекарство», Дэвид мне ее показал. По ней я и работал. Вообще, конечно, играть исторического персонажа сложно, так как люди вроде все про него знают. Работа была сложной, но веселой. У нас ведь не академический фильм, а драматическая история. Но все равно было классно, я получил огромное удовольствие от работы».

Мисс Найтли рассказала, что ей выдали кучу книг по теме: дневники Сабины Шпильрайн, ее письма, исторические исследования. Все это пришлось прочесть — жаль, что актрисе не помогло чтение. Фассбендер же и вовсе ничего не читал и никак не готовился, если ему верить. «Для меня все, что нужно, было в сценарии — он замечательно написан, словно музыкальное произведение. Я на нем и сконцентрировался. Вообще у меня есть такая маленькая книжечка — что-то вроде «Юнг для детей» или «Юнг для чайников», вот я ее и изучал». Страшно ли ему было играть личность такого масштаба? «Ну да, я был просто напуган!»

Жаль, тут не видно плюшевого Фрейда

Кроненберг очень много рассуждал о психоанализе, о Фрейде и Юнге как революционерах подхода к психологии, на что Фассбендер даже заметил: «Ну, вы видите, что нам пришлось пережить на площадке?» Еще режиссер подтвердил то. Что мы заметили в фильме: переписка Юнга и Фрейда снята в динамике ICQ или же электронной почты. «От них осталось так много писем, они ведь каждый день друг другу писали – причем в такой манере, будто бы у них уже тогда был Интернет». Хотя, конечно, Кроненберг отдает себе отчет, что его герои — люди совершенно другой эпохи. «Нельзя просто нарядить актеров в костюмы и заставить произносить текст. Нужно было психологически трансформировать себя под то время. Склад ума у людей был другим, и он сильно изменился из-за технологического прогресса. Люди того времени для нас сейчас словно инопланетяне».

После пресс-конференции народ лавиной нахлынул на артистов и буквально задавил Мортенсена и Фассбендера. Последний задержался дольше всех, прилежно раздавал автографы и практически не хотел уходить: организаторы уводили его едва ли не под локоток. Мне удалось добежать до него и прокричать, как «Рашша лавз ю!» Жмите на разрешение 720, чтобы посмотреть в приличном виде.

«Опасный метод» выходит на наши экраны 17 ноября.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
4
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×