Режиссерская версия: Роман Балаян (часть 2)

Эксклюзив!
Режиссерская версия: Роман Балаян (часть 2)

Роман Балаян, несомненно, классик. Но при этом как-то так получилось, что он не входит в число тех, кого вспоминают первым, перечисляя лучших режиссеров советской эпохи. Возможно потому, что безусловный «хит» у него всего лишь один: «Полеты во сне и наяву». Но ведь есть еще «Бирюк», «Филёр», «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман»… Штучное кино, совершенно не массовое. Настоящее.

1983 год: «Поцелуй»

«Мне не очень понравилось, что после «Полётов» обо мне стали много шуметь. Ведь я очень кичился «Бирюком» и не мог понять: они забыли, что я «Бирюк» снял, что ли?!. Что это такое?.. И думаю: дай-ка сниму для себя что-нибудь. И — это гениально! — тот же человек, который мне подарил Тургенева, подарил мне теперь другой сборник сочинений — Чехова. И я листаю их и натыкаюсь на рассказ «Поцелуй». Тут же в уме сочиняю вторую дуэль, звоню в Москву — а там меня уже любят на телевидении: «Давай!»

И если «Полёты» — это, скажем грубо, что-то вроде шлягера, который можно показывать и во Дворце Спорта… Многие, правда, будут выходить, но тем не менее... То «Поцелуй» я снял для себя, и называю это «классический концерт в филармонии», для филармонического зрителя. Их не более двухсот — но это я с ними. Я такой.

И мне понравилось, что моим коллегам, опять же, понравилось… Хотя они продолжают говорить, что мой лучший фильм — это «Полёты». Мне эти «Полёты» уже вот здесь!.. А некоторые говорят: «А почему ты после этого ничего не снял?..»

Все хвалили в «Поцелуе» Абдулова, у которого яркая роль. Кстати, я предлагал Янковскому роль, которую сыграл Абдулов. А он мне говорит: «Ром, давай я сыграю вот этого! (персонажа по фамилии Рябович — прим. ред.)» — «Ты такой красивый, как же я тебя изуродую?..» И я придумал ему очки с «минус шесть», чтобы сделать хотя бы такие глазки маленькие. И это был совершенно другой Олег, каким его никто не знал. Как человек из массовки».

1986 год: «Храни меня, мой талисман»

«Вообще-то, «Полёты», «Талисман» и «Филёр» — это один и тот же человек в разные годы и в разных обстоятельствах. Что касается «Талисмана», то это была заявка Рустама Ибрагимбекова. Заявка заключалась в том, что жена предала мужа, и тот вызвал на дуэль соперника. Рустам хотел, чтобы я снимал, но я сказал: «Рустам, ну не мое это», — и передал материал своему товарищу, чтобы он снял. А сам год ничего не делал, все деньги быстро потратил… Думаю: «А что там с этой заявкой у моего товарища?..» А мне говорят: «Да он тоже ничего не сделал». — «Ну, дайте мне снова прочесть». Читаю снова и думаю: «Ага. Вот здесь и здесь еще бы Пушкина с Дантесом добавить, что-то такое...» Звоню умному человеку Рустаму Ибрагимбекову: «Буду делать, но мы включаем сюда историю «Пушкин — Дантес». Он: «Приезжаю!»

И записывается сценарий, действие которого происходит на корабле. Профессор везет своих студентов по Волге, рассказывает им обо всем... А мичману понравилась молодая жена этого профессора, и он так сделал, чтобы капитан пригласил эту пару в кают-компанию. И там этот мичман вовсю рассуждает про Пушкина, профессору нравится эта увлеченность и он приглашает его к себе: «Вы когда будете в Москве, зайдите ко мне домой, у меня есть масса книг о Пушкине, я вам дам почитать». — «С удовольствием». И он приезжает, ему в Москве негде остановиться — и мичман остается ночевать у профессора. Который рано уходит на работу. А когда возвращается, то застает того с женой. Или ему что-то такое показалось. И вот — дуэль, на которой он убивает его.

Александр Збруев и Олег Янковский в фильме «Храни меня, мой талисман»

Такой был сценарий. А тогда была возможность ездить по всему СССР на выбор натуры, за государственный счет. Думаю: дай-ка я заеду в Болдино! Никогда же не был ни в Михайловском, ни в Болдино... И уже там я понял: на хр*н корабль-морабль, всё должно произойти в Болдино. Мы опять встретились с Рустамом, коротко всё поправили… Но все равно это единственный мой фильм, который полностью, честно говоря, снят импровизацией. Это всё импровизация. Не в обиду Рустаму, потому что он еще больше любит этот фильм, чем я.

Но «Талисман» был принят очень плохо. Назавтра — пятый съезд Союза кинематографистов в Кремле, исторический. А картину представляет Михалков. Но мы еще не знаем, что завтра понесут и Михалкова — вместе с Матвеевым и всеми другими, и так далее, и так далее...

Всем не понравилось. Но я решил, что не понравилось все-таки по другой причине. Что это и к нам с Рустамом относится. Я же не убил Абдулова. Я его сделал Люцифером таким, Дантесом. Мы же хотели про интеллигенцию снять, которая чтит себя причастной к пушкинским временам, к девятнадцатому веку — по поведению, по чувствам, по достоинству. Думаю: дай мы его возьмем за яйца! Героя Янковского. Сможет он убить? Ни хр*на! И я придумал, что он упал в обморок. Прямо на площадке, кстати, придумал. Леша Герман, единственный, кому понравился фильм, кричал мне: «Ромка! Если б я снял современный фильм, я бы снял вот это! Но ты мне скажи: а как ты придумал, что он не смог выстрелить и упал в обморок?..» Да элементарно. Я подошел к Олегу и говорю: «Олег, давай не будем стрелять. Ты падаешь в обморок». И всё.

Но не приняли — потому что интеллигенция почувствовала, что это я их щупаю. Но ведь при этом и себя с Рустамом! Мы не способны. На дуэль шли не убивать человека, а умереть за свою честь и достоинство, чаще всего так было. А то общество, в котором мы жили, да и сегодняшнее тем более — да какое там!.. Чтоб за это идти умереть, подставиться под пулю?.. И это привело к негодованию многих литераторов. Очень известный, очень классный литературный критик, не буду называть его фамилию, написал, что вот, два кавказца осмелились снять фильм о Пушкине… Как будто Пушкин был чисто русский такой... А через много лет встречает меня этот человек около Дома Кино: «Вы знаете, картина изменилась. Я её недавно по телевизору посмотрел, у меня совершенно другое впечатление — она совершенно изменилась». Но хоть он и старше меня лет на двадцать, я ответил: «Как примитивно. Такого не может быть, чтобы изменилась картина. Изменились вы. Не знаю, к лучшему или нет». И мы закончили с ним этот разговор».

1987 год: «Филёр»

«В «Филёре» мы сделали хитрость. Там написано: «1916 год» — и якобы это по Серафимовичу. Действительно, у Серафимовича есть рассказ «По следам» — как шпиона уволили с работы, но он случайно увидел фотографию преступника, которого недавно заметил. И понял, что если он догонит того и задержит, то его восстановят на работе. Но мы сняли кино про интеллигента, которому предлагают шпионить... Некоторым это не понравилось. Скажем, тому же Герману не понравилось: «Ромка, в «Поцелуе», в «Талисмане» и в «Полётах» я не догадывался, что дальше пойдет по сюжету. А тут я что-то предугадывал». Ну, что поделаешь, такое дело. Но это трилогия: «Полёты», «Талисман», «Филёр». Это всё о советской интеллигенции тех лет.

В «Филёре» есть один недостаток, в котором я обвиняю оператора и монтажера. В финале, когда Янковский у поезда говорит: «Прощайте, милые», — поезд пускает пар. И он делает шаг в этот пар — и дальше ничего не видно. Я спрашиваю оператора: «Зритель догадается, что он бросился под поезд?» — «Ну, конечно!» Потом уточнил у монтажера: «Точно понятно?» — «Ну вы что, идиот поймет!» И вот премьера в Москве, ко мне подходит Лана Гогоберидзе: «Рома, такой фильм шел, такой фильм — и в конце он что, предал и поехал на море?..» — «Лана, ты чего, с ума сошла, он бросился под поезд!» — «Где?..» Я сразу про монтажера с оператором и вспомнил. Они в плену у сценария, они это знают, а я каким-то шестым чувством чувствовал, что не то… Потому что это совершенно другой смысл. Он не «принял и ушел». Он не предал. А многие решили, что он предал и поехал на море. Очень многие!..

Мне фильм как раз нравится, как ни странно. Какой в нем Олег! Он и в «Поцелуе» близок к этому — как бы никого играет. А в «Филёре» продолжение такого же человека. Прям такой он там!.. И он там себе нравился. В Испании, на фестивале в Вальядолиде он получил приз за главную мужскую роль.

И именно на «Филёре» я закончил свою биографию как режиссера, я считаю. Потому что на съемочной площадке я всегда игрался. Я не работал, а игрался, мне это доставляло удовольствие. Приезжающие из «Кинопанорамы» корреспонденты всегда подходили к моему второму режиссеру — потому что он выглядел солиднее и громко говорил. Я никогда не кричал: «Мотор!» — просто: «Мотор». А уж он всегда именно что кричал: «Мотор!!!» И они всегда подходили к нему: «Роман, можно взять у вас интервью?..» А я там прыгал, бегал и так далее... После этого я снял пять фильмов, но это я уже работал. А там игрался».

1989 год: «Леди Макбет Мценского уезда»

«Леди Макбет» тоже была принята плохо, даже моими друзьями. Они говорили, зная рассказ, что это якобы мастерски сделанный, но ледяной фильм. А это мне Армен Медведев — тогда он, кажется, уже был министром кино — сказал: «Ром, мы решили, что ты должен снять «Леди Макбет Мценского уезда». Я говорю: «Слушай, я давно читал, но, по-моему, это не мое совершенно». — «Ну, перечитай! Ты это здорово сделаешь!» Я читаю и не понимаю: какое я отношение имею к этой бабе?.. Что это такое? Убить деда, убить мужа, убить без раздумий! Не моё совершенно!

Но мы запускаемся, тем не менее. Паша Финн пишет сценарий баллады, но поскольку я его очень люблю, то честно говорю: «Паш, я пойду по книге. Ты, мой друг, прости». И вот уже месяц группа получает деньги на «Мосфильме», а я никак не могу сесть за режиссерский сценарий. Я не хочу снимать этот фильм. Не близка мне эта баба в своих подвигах!..

Я иду к Абдурахману Мамилову, главному редактору «Мосфильма», замечательному парню: «Вот, хочу отказаться». — «Рома, ну как так, пойдем к Досталю». Пришли к Досталю, директору студии: «Вова, ну неохота. Я виноват». — «Рома, столько бабок потрачено!» — «Я понимаю, но так бывает, ты тоже меня пойми». Он говорит: «Значит так. Ты будешь единственный режиссер, которого я запускаю в подготовительный период без режиссерского сценария. Но чтобы через десять дней был режиссерский сценарий!..»

На десятый день я его написал и сдал. Но я что сделал? Я ее принизил. Перед каждым преступлением она мучается. И когда я это придумал, то понял, что еще надо ее делать не просто купчихой, как в повести, нужен другой социальный слой. Я ее одел как барыню, у нее там костюмы такие!.. И это всё было воспринято довольно плохо — потому что не соответствовало Лескову.

Но, как ни странно, иностранцам именно этот мой фильм безумно нравится, особенно немцам. А самое фантастическое — когда я в Риме делал тонировку, пришел Макс Шелл, посмотрел и говорит Наташе Андрейченко, жене своей: «Наташа, это единственный фильм, где ты мне нравишься!» — «Ну, у меня знаешь какие роли были, ты не все видел!» — «Нет, я видел, но там ты такая расхристанная, а здесь ты мне ближе, ты на человека похожа».

1995 год: «Первая любовь»

«Я очень удивлен, что эта картина не понравилась. В «Первой любви» режиссерских ошибок почти нет. Как говорила Кира Муратова, единственная, кому понравился фильм: «Там ни одной уступки зрителю». В предыдущей экранизации, неплохой, у Ордынского была Зинаида главной героиней — я сделал героем мальчика. Ну и увлекся самим собой, недостаточно был в диалоге со зрителем…»

1998 год: «Две луны, три солнца». 2004 год: «Ночь светла». 2008 год: «Райские птицы»

«Ой, это я не люблю. Это провалы. Художественные провалы. Тематически они мне близки, пластически — нет. «Эффект Ромашкина» — это безобразие, а здесь — старческое слабоумие, так сказать.

Хотя «Ночь светла», может быть, слаба художественно, но тематически, я считаю, ее критиковать нельзя. Все-таки, про слепоглухонемых. Будьте милосердны, отнеситесь по доброму к ним, если не к режиссеру».

Бонус: настоящее кино
«Я могу назвать просто фильмы. «Последнее танго в Париже» Бертолуччи. «Земляничная поляна» Бергмана. «Приключение» и «Крик» Антониони. «Восемь с половиной» Феллини. «Сталкер» Тарковского. «Тени забытых предков» Параджанова. «Древо желания» Тенгиза Абуладзе. Гениальный фильм «Подполье» Кустурицы.

Вот это — настоящее кино. Там есть тайнопись. Вы знаете, что означает слово «мистика»? «Мистика» с греческого языка переводится просто: тайна. Некая тайна. Есть искусство узнаваемое, есть искусство познаваемое. Вот и всё. То, что я перечислил, — это познаваемое, а зрителям нравится, естественно, узнаваемое. Почему зритель не любит эти «артхаусы»? Зрителю нужно узнавать себя. А когда ты смотришь «Сталкера», и Андрей пять минут везет на дрезине этих троих, и эта магия входит в тебя!.. Я называю это «тайнопись».

Из-за того, что была эта советская власть, нам приходилось заниматься иносказаниями. Метафорически придумывать. А сейчас прямо как в жизни всё происходит, только монтируй быстро: я — ты, я — ты. Похоже на эту жуткую жизнь… Я предпочитаю выражение Пикассо: «Искусство — это ложь, помогающая нам понять правду жизни». Это прекрасная ложь».
video

скачать видео

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

8011

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Девичий источник
Отрывок: преступление
Девичий источник
Отрывок: девичий источник
Девичий источник
Отрывок: сказка на ночь
Девичий источник
Отрывок: молитва за столом
Девичий источник
Отрывок: мальчик под снегом
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мектуб, моя любовь
Дублированный трейлер
1
Девичий источник
Отрывок: девичий источник
0
Седьмая печать
Отрывок: пляска смерти в церкви
0
Седьмая печать
Отрывок: исповедь
0
Седьмая печать
Отрывок: крестный ход
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
Enjoy Movies расплатились с Фондом кино
Компания Enjoy Movies погасила долг перед Фондом кино в 50 миллионов рублей за фильм «Защитники»
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
Бумажные комиксы. «Супермен» Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона: «Сын Супермена»
Для чего необходима смерть одного супергероя, если его тут же заменяют другим, таким же?.. Непонятно.
по комментариям
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
11
Рецензия на фильм «Ночная смена»
Яглыч и Деревянко играют сварщиков-стриптизёров; новая комедия Марюса Вайсберга.
3
Бумажные комиксы. «One-Punch Man»: «02. Слухи & Гигантский метеорит»
Второй том про Ванпанчмена едва не превращает комедийный экшен в экзистенциальную драму.
2
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×