Как закалялось «Железное небо»

Эксклюзив!
Как закалялось «Железное небо»

5 июля в наш прокат выходит «Железное небо» — нашумевшая финская научно-фантастическая комедия о нацистах, которые осуществили секретный план Гитлера и улетели на луну в 1945 году, основав там Четвертый Рейх. Спустя годы на Луну прибывает американский астронавт и попадает в нацистские лапы, дав им возможность приступить к планам по захвату Земли. Я уже рассказывала вам об этом фильме с Берлинского кинофестиваля, а буквально пару недель назад команда «Железного неба» побывала на Московском фестивале и представила фильм нашим зрителям. Мне же выпала возможность съездить в Тампере на международную премьеру «Железного неба» в марте по приглашению кинокомпании Blind Spot Pictures. О сауне с режиссером, «энергичной» экскурсии, премьере с «наци»-шоколадками и феерической вечеринке с Laibach и пойдет речь.

В Тампере международная премьера проходила потому, что именно здесь находится студия Energia Самули Торссонена, отвечающая за визуальные эффекты в картине. Вместе с Самули режиссер «Железного неба» Тимо Вуоренсола когда-то снял фанатскую пародию «Star Wreck», вместе с ним несколько лет бился над фильмом про лунных нацистов не без поддержки города — в общем, как говорит сам Тимо, без Тампере не было бы фильма. Так что когда встал вопрос премьеры, выбор Хельсинки или Тампере был очевиден.

К вечеру первого дня пресс-тура мы все собрались в отеле — журналисты из Англии, Швеции, Дании, Норвегии, Хорватии, Польши, Японии, Германии, Швейцарии и России. В программе значилась экскурсия и сауна с режиссером. В последнее верилось слабо и думалось, что это какая-то ошибка. Так и представляю себе премьеру, скажем, «Сталинграда» в бане с Федором Бондарчуком — а что, тоже самый амбициозный российский проект на сегодня! «Железное небо» для финнов — самый дорогой, самый крупный и вообще самый-самый фильм: бюджет 7,5 млн евро, миллион двести собрали с фанатов, иностранные звезды в главных ролях, культовая группа записала музыку — неудивительно, что ради раскрутки проекта создатели готовы хоть в сауну, хоть к черту на рога!

В общем, пресса понаехала из любопытства, собралась у выхода из отеля и отправилась в сауну. Перед этим нас провезли по Тампере, устроив небольшую экскурсию. Город небольшой, при этом второй по значимости в Финляндии, промышленный и в то же время красивый и зеленый, так как расположен между двух озер, и это сильно сказывается на ландшафте. Например, вы можете попасть в оазис природы и коттеджных уникальных домиков прямо в центре города. Домики старинные, охраняются государством, несмотря на частных владельцев — если те захотят перекрасить жилище, им придется согласовывать цвет краски! Поглазев на местные красоты, мы прибыли на берег озера в деревянный домик, где нас поджидали ужин, вино и — действительно! — режиссер и его команда. Из всей прессы только Россия видела фильм, так что видеть перед собой артистов в домашней обстановке было несколько волнительно.

На берегу вот этой красоты все и было

Тимо Вуоренсола как человек двухметрового роста и вообще главный на этом празднике жизни заставил всех представиться, затем всех поблагодарил и открыл банкет. Сразу скажу, ничего неприличного на этом вечере не было. Половина журналистов и киношников смешалась в парилке, а особые смельчаки ныряли в специально пробитую в озере прорубь — март был все-таки. Я ныряла, да! Опыт, скажу, вам, незабываемый.

Режиссер и звезды в неформальной обстановке

После такого было не страшно подойти к Тимо и сказать, какой клевый фильм он снял, и посмеяться с Юлией Дитце, сыгравшей наивную Ренату Рихтер — Юлия в жизни очень милая и хорошенькая, а вот на фото получается не всегда, жаль.

Юлия иногда смахивает на Клэр Дейнс

Австралийку Стефани Пол, сыгравшую президента США, мы поначалу не узнали: в фильме она с длинной копной волос, а в жизни — с короткой стрижкой и неуловимо другая. Не узнать же Гёца Отто было сложно: у артиста рост тоже два метра, и соревноваться с ним мог только режиссер. Гёц сыграл главного злодея картины Клауса Адлера, мечтающего стать фюрером — и мы еще в Берлине подозревали, что в жизни он, небось, милый и переводит бабушек через дорогу. Так и оказалось: Гёц — милейший, интеллигентнейший мужчина со скромной улыбкой и тихим бархатным голосом. Он один из всей команды (не считая Удо Кира, пропустившего всю эту свистопляску в Тампере) более менее известен миру: играл в бондиане злодея («Завтра не умрет никогда»), нациста в «Списке Шиндлера», был в сериале «Столпы земли», а один из его последних проектов — «Облачный атлас» режиссеров Вачовски. А как мило Гётц говорит: «Леди — с вами было приятно пообщаться, спокойной ночи!» Ах, вы бы слышали! Мы млели!

Наутро после сауны все, как младенцы, поспешили на студию Energia к Самули Торссонену, где он рассказал, как создавались эффекты для «Железного неба». Студия занимается компьютерной графикой для сериалов, рекламы и любой другой кинопродукции, но видно, что ее главное детище — «Железное небо»: повсюду висят плакаты из фильма, любовно разложены немецкие касочки и прочий реквизит.


Самули пояснил, что они с Тимо придумали и сняли «Star Wreck», где все было на уровне самодеятельности, в ролях засветились все друзья, да и со сценарием были проблемы. Поэтому когда возникла идея «Железного неба» (в сауне, где же еще), парни решили, что нужны нормальные актеры, нормальный сценарий и бюджет. Деньги, мы знаем, собирали изо всех карманов, нашли помимо финской стороны немецкую (27 Films Production) и австралийскую (New Holland Pictures), а также много-много маленьких независимых компаний. Фильм снимали во Франкфурте, в Австралии и на фоне зеленого экрана — вся Луна была отснята именно так.

Ролик, показывающий превращение зеленого экрана в лунные ландшафты

А вот здесь Самули рассказывает, как Тимо Вуоренсола отснял в Нью-Йорке необходимые виды, которые затем поместили на сцены, снятые во Франкфурте

Затем нас ждала пресс-конференция со съемочной группой. После сауны было, конечно, странновато общаться со всеми официально, но работа есть работа. Педантичные финны собрали практически всех, кто участвовал в фильме: за столом помимо режиссера и актеров сидели продюсеры Теро Каукомаа (Blind Spot Pictures), Самули, продюсер немецкой студии 27 Films Production Оливер Дамиан, сценарист фильма и номинант на премию «Небьюла» Йоханна Синисало, иделог Laibach Иван Новак и много-много других людей. Тимо волновался и от этого снова взял бразды правления в свои руки: всех приветствовал, признался в любви к Тампере и призвал задавать вопросы.

Народ интересовал, конечно, пресловутый краудсорсинг и краудфандинг: как авторы фильма собирали деньги и идеи с фанатов. Выяснилось, что желающие должны были вступить в интернет-сообщество «Железного неба» и перед авторизацией подписать соглашение о том, что его идеи будут использоваться для фильма. «Это был законный текст, смысл которого был таков: что бы вы ни делали – вы это делаете, чтобы помочь нам, и потому, что вы сами этого захотели», — пояснил Вуоренсола. Фанаты принимали участие во всех этапах создания сценария. «Мы чувствовали большую ответственность перед сообществом и пользовались его консультациями по разным вопросам, — уточнил Тимо. — Например, космический корабль – каким он должен быть? Мы сказали: ребята, у нас нет времени на тщательное исследование — скажите, каким должен быть корабль? Начали краудсорсинг — сбор идеи. Так же и с музыкой: мы примерно представляли, какой она должна быть, но проконсультировались с сообществом. Так совместно мы пришли к Laibch. Стихи некоторых песен пришли из сообщества, а вот музыку написали Laibach».

Номинантка «Небьюлы», конечно, не просто так сидела и сводила фанатские идеи в единое целое: изначально была некая идея, основа и стержень сценария, и в задачу Йоханны вошла фильтрация всех фанатских безумств и литературная их обработка. От очень многих идей пришлось отказаться просто потому, что их было не осуществить с таким скромным бюджетом. Также было решено отказаться от любого упоминания евреев в фильме, потому что эта тема все-таки слишком болезненна для шуток. «Ни один еврей не пострадал на съемках!» — все-таки не удержался от шутки Тимо.

Что касается краудфандинга, то фанаты тоже не просто так жертвовали деньги, а платили за определенные вещи: покупали мерчандайз, право просмотра первых минут фильма, право съемки в массовке. Тимо уверен, что за этой схемой — будущее кинематографа: по крайней мере, все свои проекты он намерен снимать именно таким образом. При этом режиссер четко понимает: подобная схема является демократизацией финансирования фильма, но не его производства.

Возникали вопросы, каким образом финны собираются работать с американской аудиторией — ведь в фильме очень жестко высмеивается Америка и ее политическая ситуация. На тот момент авторы были уверены, что проблем не возникнет. Более того, на премьеру в Тампере приехали два американских фаната, которые выиграли эту поездку, сняв ролик о «Железном небе». Молодые парни из Сан-Франциско лет по 20 тоже были удивлены, когда я предположила, что в Америке фильм может не пойти. «Почему? — изумлялись они. — Среди пожилой аудитории — может, и так, но молодые-то трезво смотрят на страну. Мы считаем, что нацисты с Луны — это весело! И то, как высмеивается Америка — тоже!»

Вот что сняли американские чуваки. Можно придираться, а можно взять и сделать хотя бы так же.

Стефани Пол, кстати, опровергла, что играла Сару Пэлин — хотя многие, конечно, сравнивают ее президента именно с этим политиком. «Я не держала ее в голове, когда играла. Я даже спросила Тимо сначала: мне надо быть как Сара Пэлин? На что он сказал — ни в коем случае, ты должна быть именно президентом США. Мне кажется, этот персонаж не основан на ком-то одном конкретно». Самым трудным съемочным моментом Стефани назвала тот, когда ее мадам президент падает с беговой дорожки. «Я ужасно боялась подвернуть ногу!» — поведала она, а Гёц Отто заметил: «Я был это время на площадке и сначала когда увидел этот момент, то решил — это несчастный случай!»

Вот такой президент получился у Стефани

А вот и сама Стеф на пресс-конференции

Отто очень интересно описал особенность работы на фоне зеленого экрана — которая, чего уж, стала самым сложным моментом на съемках для актеров. «Он во многом мне помогал: создавалось ощущение театральной сцены, на которой ты тоже многое домысливаешь и воссоздаешь с помощью воображения. На съемках нам приходилось очень многое додумывать — особенно все, что касается Луны. Ты понятия не имел, что будет происходит дальше. Команда показывала нам рисунки и наброски, чтоб в голове сложилась картинка».

Юлия Дитце сказала это в марте и потом повторила в Москве на фестивале: для нее самым сложным было толкать детям все эти пафосные речи о превосходстве нацистов. Как только выключалась камера, Юлия кричала маленьким артистам: «Нет-нет, не слушайте меня, это все чушь, забудьте, что я говорила!»

Юлия и Стефани

После пресс-конференции актеров и режиссера разобрали на интервью телекомпании и печатная пресса. Наблюдать за Гёцем в этом процессе было феерически: двухметровый актер не помещается в камеру, и поэтому все интервью дает, широко расставив ноги. Некоторые журналисты при этом все равно встают на цыпочки! С каждой последующей камерой шпагат Гёца становился все шире и шире — я не могла остановиться и не щелкать айфоном!

В Москве Гёц вообще встал на клени!

Мы со шведской журналисткой еще не знали, что Гёц — душка, и очень боялись попросить его о фото. Как оказалось, зря: актер и присел, и подпрыгнул, и рассказал, что в кино ему частенько приходится стоять на коленках перед более низкими партнерами, а Тома Круза вот ему подставляли на крутящуюся подпорку.

Вечером состоялась премьера фильма, куда артисты пришли уже красивые и нарядные. Гёц выбрал черный бархатный костюм и окончательно покорил дам. Девушки в ретро-форме раздавали гостям спонсорские шоколадки и активно позировали на камеры.

Ближе к ночи все перебрались на грандиозную вечеринку в один из модных клубов Тампере. Лого «Железного неба» проецировалось на задние, и на вход выстроилась огромная очередь. Мы гордо прошествовали внутрь как вип-гости, и внутри нас ждал ангар с накрытыми столами, море пива и другого алкоголя. Команда фильма поднялась на сцену и еще раз поприветствовала гостей. Гёц в очередной раз встал на колено — теперь уже перед режиссером. Затем все спустились в народ и принялись тусить наравне с остальными гостями.

Автограф от президента

Завершилось все концертом Laibach, что само по себе является историческим событием. Группа написала всю музыку для фильма — даже кавер гимна США и заглавную композицию (решив вопрос с авторскими правами). Все это было сыграно на премьерном концерте, вогнав народ в окончательный кайф.

Уезжали мы из Тампере, как в анекдоте — счастливые и довольные. Фильм отлично пошел и по второму разу. Рвение и радушие финской команды поразило воображение. Надеюсь, что сегодня или в ближайшие дни вы доберетесь до кинотеатров и оцените упорный труд этих ребят, сделавших поистине «народное кино».

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Гоголь. Вий
Трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Гоголь. Вий
Трейлер
1
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×