Берлинский кинофестиваль 2012: нацисты в космосе и на земле

Берлинский кинофестиваль 2012: нацисты в космосе и на земле

Самым долгожданным фильмом для киноманов на Берлинском фестивале стала финская черная комедия «Железное небо» режиссера Тимо Вуоренсолы. 2018 год. Американцы вновь высаживаются на Луну в преддверии очередных президентских выборов и обнаруживают, что ее темная сторона занята нацистами, которые в конце 1945 года эвакуировались сюда с Земли и основали огромную наци-колонию. Лунные нацисты по-прежнему грезят захватить планету Земля и заполонить ее настоящими арийцами.

«Железное небо» по определению авторов — мрачная научно-фантастическая комедия, или же черная жесткая пародия и высмеивание современного миропорядка, как думается после просмотра. Америкой правит госпожа президент, которой срочно нужно чудо для перевыборов. Чудо является имиджмейкеру в лице оберфюрера Клауса Адлера, мечтающего стать новым фюрером и захватить Землю. Тем временем на Луне нацистам тоже есть, чему удивляться: они захватили в плен черного аэронавта — черного! Звучит неполиткорректное «негр», а затем несчастного Джеймса Вашингтона подвергают воздействию альбинайзера, из-за чего он становится блондином с голубыми волосами, жутко смахивающим на Криса Хемсворта в «Торе». Дальше веселье разворачивается во всю мощь: тут вам и круглый стол с представителями всех стран, где вновь кое-кто стучит ботинком по столу, и настоящая космическая бойня (технология съемок просто невероятная), и безумный стилист в перьях, и Удо Кир с фюрерским жезлом, и музыка Laibach сопровождает весь этот угар. Главный злодей в исполнении Гетца Отто (мистер Стэмпер из «Завтра не умрет никогда») карикатурен настолько, насколько это вообще возможно: росту в актере 199 см, челюсть квадратная, голос зычный, а как он делает «зиг хайль»! В противовес ему даны тру афро-американец (Кристофер Кирби) и переметнувшаяся в стан врага арийка (немецкая модель и актриса Джулия Дитце, вылитая Клэр Дейнс). Финны очень тонко и с большим скепсисом относятся в этом фильме и к себе. И к остальным «большим игрокам» — тонко и с отличным юмором. Пока что у «Железного неба» — самые громкие и продолжительные аплодисменты за весь фестиваль.

Будущие прародители арийской расы

Успех «Железного неба» можно объяснить невероятным для современного кино подходом к созданию сценария и финансирования. Начнем с того, что Тимо Вуоренсола снял довольно успешный «Star Wreck» и близок теме космической войнушки. Затем в сауне ему и партнеру по «Star Wreck» Йармо Пускале пришла дурацкая шутка насчет нацистов с Луны. Как всегда, все лучшее рождается в бане и по приколу. Чем дальше парни думали об этом, тем амбициознее становились их идеи. Отправной точкой стала визуализация лунных нацистов: едва был придуман образ, как тут же сложилась идея фильма, в котором должно найтись место отсылкам к «Чужим», «Небесному капитану и миру будущего», «Деликатесам», «Городу потерянных детей» и, конечно же, «Звездным войнам».

Далее — идея фильма и сценарий разрабатывались с активным участием фан-базы: более 250 тыс. фанатов работало над проектом. 100 тысяч было найдено на Ютубе, 90 тысяч — на Фейсбуке, 60 тысяч пришли с фансайта фильма, запущенного задолго до старта производства. Вся эта армия трудилась в трех направлениях: идеи, деньги и пиар. Общий бюджет «Железного неба» — 7,5 млн. евро (смешнее деньги для того качества, которое финны выдали в результате), и 10% этой суммы было привлечено за счет фанатов: продажа мерчандайза на сайте, инвестиции в 1000 евро минимум с каждого и просмотр первых пяти минут фильма за 1 евро. Уже сейчас готовятся к выходу книга по фильму, игра для айфонов, мобильное приложение — то есть вы чувствуете подход и размах? Ценно то, что сама идея оправдала себя: «Железное небо» стоит всех этих усилий. Хлесткий смешной фильм, при этом — не такой простой, не лобовой, довольно умный. Говорят, его купили для российского проката, но кто — пока что тайна.

Команда фильма на фотоколле

Второй крепкий фильм, и тоже в чем-то о нацистах, был показан в конкурсной программе: «Барбара» Кристиана Петцольда со звездой немецкого кино Ниной Хосс в главной роли (недавно мы видели ее в вампирской драме «Вкус ночи»). ГДР, лето 1980 года.. Барбара — столичный врач, сосланный «штази» в провинциальную больницу за связи с западным немцем. Барбара замкнута, ее постоянно обыскивают, при этом она планирует побег к любимому — то есть живет в постоянном страхе, унижении и подполье. При этом она действительно хороший врач, и профессионализм берет верх: Барбара втягивается в работу и в людские судьбы — не без помощи симпатичного главврача, также сосланного в провинцию за оплошность. Врач вынужден писать отчеты о Барбаре «туда», а Барбара затем вынуждена выбирать: побег или счастье в Восточной Германии.

У Петцольда получилась простая, внятная и очень человечная история с хорошими персонажами, которым симпатизируешь и за которых переживаешь. В центре — снова история любви на фоне уже холодной войны, и на этот раз любовь побеждает. Тема раскола страны до сих пор очень болезненна для немцев, о ней снято множество фильмов, и режиссер хотел иначе подойти к вопросу. Не показывать серое небо, клочки газет по ветру, депрессивную угнетенную нацию — никаких клише. Просто люди, просто судьбы — и выбор. И, разумеется, напоминание о прошлом страны, без которого не бывает будущего. Благодаря простым истинам и отличным актерским работам фильм смотрится на одном дыхании. Ну и социальная тема, как тут подозревают, может привлечь внимание президента жюри фестиваля Майка Ли, любящего «все такое».

Врачи в изгнании

Испанская картина «Детские игры» Антонио Чаварриаса, к сожалению, оказалась уровнем ниже предыдущих картин. Некоторым она не понравилась категорически, я же нахожу ее классическим психо-триллером, сделанным по канонам и оттого предсказуемым, но неплохим. Даниэля мучает страшная тайна: в детстве со сводным братом Марио они случайно замучили младшую сестренку Клару до смерти. Спустя годы Марио совершает самоубийство, и его маленькая дочка Хулия временно живет в семье Даниэля. Однако Хулия откликается на имя Клара и знает все подробности убийства из прошлого, называя Даниэля монстром.

Чаварриас хотел создать историю, которая постепенно бы пробуждала в нас все больший ужас, и пользуется для этого классическими кнопками: ночные кошмары, маленькие мертвые девочки, призраки прошлого и финальный твист, смещающий жанр картины от мистики в психологию. «Я также хотел узнать, можно ли рассказать историю чистого зла без злого персонажа, — рассуждает режиссер. — Хотел исследовать, как зло вырастает из невинности, расцветает в нашей обыденной каждодневной жизни и повседневных вещах». Антонио предлагает классические маркеры: чувство вины и страх, которые могут уничтожить любого, даже очень хорошего человека. К сожалению, классические приемы поданы не менее классически, что и снижает интерес к фильму. Хичкок уже все сделал в этом плане, что мог. Хотя проследить за тем, как нормальный, в общем-то, человек, совершивший страшную ошибку в детстве, методично стремится ее повторить, было довольно любопытно.

маленькие девочки всегда пугают взрослых дядей

Разочарованием стал и нуар-триллер британца Барбнаби Сауткомба «Я, Анна» с Шарлоттой Рэмплинг и Гэбриелем Бирном по роману американки Эльзы Льюин. Берни — полицейский, расследующий убийство, в котором замешана Анна. Она 1 женщина на закате лет, которая прекрасно выглядит для своего возраста и все еще надеется найти личное счастье. Поэтому она ходит на вечера знакомств под именем Аллегра и ищет, ищет. На одном из вечеров Анна знакомится с Берни, между ними вспыхивает роман — но возможно ли в такой ситуации счастье?

Неплохая интрига с отличным актерским составом (помимо Рэмплинг и Бирна в фильме есть Хэйли Атвелл, Эдди Марсан и Онор Блэкман) загубленный слабейшей режиссурой. Нуар превращается в нудятину из-за монотонного действия и блеклых персонажей, слабого монтажа и какой-то всеобщей атмосферы уныния. Особенно жалко картину потому, это первое сотрудничество матери и сына — Сауткомб сын Шарлотты Рэмплинг, которая может быть божественной даже в такой скучной атмосфере, но неспособна вытащить фильм в одиночку на своих хрупких плечиках и тонких ножках. Ей и Бирну очень понравился сценарий, но все мы знаем, что сценарий и то, что получается у режиссера на выходе — разные вещи. Для Сауткомби «Я, Анна» — дебют в большом игровом кино: до этого он работал на ТВ и в театре, и эта стилистика сильно чувствуется в картине в плохом смысле. Где-то в середине фильма мы окончательно теряем интерес к героям — а между ними на тот момент нет даже романа! Возможно, следующая работа матери и сына окажется удачнее, ибо это была явно комом.

Любви все возрасты покорны

Чтобы жизнь на фестивале не казалась вам медом, сообщаю: сегодня пришлось уйти с трех фильмов, ибо было невыносимо. «Теневая танцовщица*» с Клайвом Оуэном и Андреа Райсборо оказалась скучнейшей драмой об ирландских террористах, невыносимо снятой технически. Оуэн как-то подзастрял в ролях агентов со скучающими лицами — смотреть на него уже просто невозможно. Так расстроились, что даже не пошли на пресс-конференцию. «Франсин» Мелиссой Лео рассказывал о женщине в возрасте, вышедшей из тюрьмы и пытающейся наладить обывательскую жизнь, но делал это в стиле дурной докудрамы с набором клише. Окончательно добил нас канадский черно-белый фильм «Замочная скважина*»: режиссер Гай Мэддин решил побыть Хичкоком и Линчем одновременно, но забыл, что у тех помимо визуального набора были все-таки сюжет и идея. Ну, хотя бы на Удо Кира во второй раз посмотрели, и на том спасибо.

Удо и его прекрасные усы.
6780

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×