«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 6: Привет Лознице

Эксклюзив!
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 6: Привет Лознице

Режиссёр Андрей Звягинцев – о том, какие трудности поджидают при съёмке внутри машины, для чего нужна «лягушка» и где в «Левиафане» скрыт привет Сергею Лознице.

Читать ранее: Глава пятая: «Номер в гостинице»
КАДР №22
кадр 22. Фаза 1

— Как вы поняли, что камера должна быть внутри машины? Они же ничего не говорят — в принципе, вы могли просто общий план поставить.
— Просто общий проезд? Нет, мы уже должны быть с героями. Мы их впервые разглядели перед входом в гостиницу, в следующем эпизоде они уже заговорили. И вот теперь мы рядом с ними. Происходит некое приближение к персонажам. Если бы это был просто формальный проезд — это было бы, как вы говорите, общее место.

— Есть какие-то технические сложности в том, чтобы поставить камеру внутри машины?
— Всякий движущийся объект всегда создаёт дополнительные трудности. Здесь, например, заднее сидение снимается или опускается его спинка. В центр крепится штатив, этим занимаются так называемые «грипы». Грип — это крепежи. В команде осветителей есть такое подразделение, которое на площадке отвечает за крепёж оборудования. Отражатели, «парус» натянуть, большие рамы такие, которые либо скрывают прямые лучи солнца, либо, наоборот, отражают потоки света, — и это такие серьёзные сооружения. Или камеру перед лобовым стеклом закрепить, когда мы видим салон и, например, два портрета, — она крепится к капоту специальными устройствами. Всё это делается достаточно легко, но требует времени.

— Вы машину не ставили на платформу, Серебряков сам ведёт?
— Да, конечно, он водитель, это настоящая езда. Здесь, в салоне автомобиля, только звукорежиссёр сидит, режиссёр, оператор и фокус-пулер.

кадр 22. Фаза 2

— Вы меняли этот знак на обочине? Там ведь никак не увидеть, что написано…
— Это наш знак. Сами стойки, по-моему, уже были, но знак мы поменяли на свой: «Загорье 1,5 км», например. Потому что не ровён час — всё-таки это может попасть в кадр. Ты знаешь, это точно будет в расфокусе, потому что фокус у актёров на ушах, но всё равно — почему не поменять? Сложности никакой: вместо старого знака навешивается свой, причём он отфактурен, помят, такой «поживший» объект… Знаков у нас было достаточно: «Прибрежный», «Загорье» или, например, «Загорье 14 км» — такой знак стоит на выезде из Прибрежного.

— Это как раз один из тех элементов, которые меня особо интересуют в нашей беседе, потому что многие бы сказали: «Ну и пусть»…
— Ну да: «Пусть висит»... Нет-нет, мы их меняли.

кадр 22. Фаза 3

— Я хоть и обещал не задавать вопросов про сценарий, но всё же: у вас в фильме есть несколько моментов, так сказать, с интригой. Вот первый: они видят ментов, мы понимаем, что их сейчас штрафанут — а потом всё оборачивается шуткой. И подобные моменты потом ещё несколько раз будут. Откуда это, как?.. Поиск улыбки в фильме?
— Во-первых, есть здесь что-то вроде привета фильму Лозницы «Счастье мое». Такой добрый привет: мы с камерой за спиной водителя. Вы помните этот фильм?.. Почти с этого он начинается, первая встреча с ментами: водитель грузовичка подъезжает к посту ГАИ, где его тормозят, он останавливается — Лозница так и остаётся на спине водителя. Подходит мент, просит документы, что-то спрашивает у водилы, тот говорит: «Там же всё написано, непонятно, что ли?» — «Ах, ты борзый? Ну, давай, выходи». И начинается этот наш русский кошмар: все знают, что такое ехать за рулём и увидеть мента, который машет тебе жезлом, предлагает встать на обочине.

КАДР №23: «Документы приготовьте, товарищ водитель»
кадр 23. Фаза 1

— И в этом смысле, конечно, это такой привет и Лознице, и всему нашему контексту российского феодального мироустройства. Когда гаишник подходит, и водитель вдруг говорит: «Чё, нехватка, сержант?» — а тот ловит шутку: «Ах, вот ты как — я сейчас тоже пошучу! Документы, товарищ водитель!» — и приставляет руку к козырьку. «А ты бляху-то с утра начистил, товарищ мент?» И вот тут мы попадаем в какое-то совершенно абсурдное пространство: «Что за дерзости такие? Это что за странный сюжет?!.» И только когда тот смеётся, снимая напряжение: «Здорово, Коля», — становится понятно, что они друзья.
— И это работает.

кадр 23. Фаза 2

— Тут мы тоже попадали в режим. У нас уже к последнему дублю вот этого крупного плана мента — к четвёртому или к шестому — солнце вылезло так, что просто дальше некуда.
— Это, кстати, первый крупный план в картине — и отдан он пусть значимому, но персонажу второго плана…
— Никакой специальной идеи тут нет. Было понятно, что весь этот эпизод будет решён двумя крупными планами: крупным Розина и крупным Серебрякова.

КАДР №24
кадр 24

— Собственно, это первый крупный план Серебрякова. Да и Вдовиченкова мы тоже впервые в лицо видим. Я правильно понимаю, что сперва вы сняли полностью одного, а потом, отдельно — полностью другого.
— Разумеется. Мы много сняли дублей на обоих.

кадр 25
кадр 26
КАДР №27
кадр 27. фаза 1

— А взяты эти куски из одного дубля или из разных?..
— Вот этого я сейчас уже не скажу. Тут три переключения на Пашу — и, может быть, два из одного дубля, а один какой-то фрагмент – из другого. Такое бывает, это кино. Там, где он лучше всего сыграл вот это: «Я передам. Я, бл***, передам», — тот и попал в монтаж.

— У вас были проблемы с его формой?
— А какие могут быть проблемы?.. Нет, никаких проблем.
— Не знаю, у нас сейчас могут быть с чем угодно проблемы…
— А вот это верное замечание… Вообще, это форма государственного служащего, как можно запретить использовать её в фильме?.. Ну как, если мы можем купить её в магазине?

кадр 27. Фаза 2
КАДР №28

— Вот этот кадр мы мучительно снимали, просто жуть: мы два раза переснимали этот эпизод, два раза! Нам просто с ним не везло. Мы спланировали день достаточно плотно — и в первый вечер попросту не успели. Выставили камеру, закрепили её, отрепетировали, усадили актёров, поехали и… Ясно было, что снаружи уже темень. Мы сняли один только дубль в приемлемых условиях освещённости, и ещё один на удачу, но он был уже на грани видимости. Посмотрели материал — стало понятно, что одного дубля недостаточно: не сыграно всё, как хотелось бы!..

И переснимали его в другой день. А это место далеко от Териберки, ближайшее асфальтированное шоссе километрах в сорока, и всё это, помню, очень хлопотно было. И почему-то мы опять никак не успевали этот эпизод снять, ну никак!.. Поэтому обратную точку на Вдовиченкова мы снимали вообще в какой-то другой день.

кадр 28. Фаза 1

— Первое, что бросается в глаза — это расфокус как раз на Вдовиченкова.
— Тут расстояние между персонажами такое значительное, что объектив не позволял держать в фокусе обоих. Прибавьте к этому режимное состояние, то есть малую освещённость объектов: она существенно влияет на фокусное расстояние оптики.

— Камера здесь вышла за пределы салона, она снаружи. И тоже нет платформы?
— Нет, здесь нет платформы. Камера закреплена на двери, грипы привинтили её. Вернее, это как в ванной мыльница — держится на присосках. Камера крепится к такой маленькой треноге-штативу, «лягушкой» называется. У неё на концах три могучие присоски, с таким рычагом, который — ПСССС — как бы натягивает их, и они намертво липнут к гладкой поверхности. К ровной поверхности - например, к капоту или к двери, где «лягушка» держится без повреждения машины. Помимо этого камера ещё и крепится за счёт алюминиевых рам или такими широкими лентами из альпинистского снаряжения. В общем, для того, чтобы камера была в абсолютной безопасности и стабильности, используется серьёзное оборудование.

кадр 28. Фаза 2

— А вы сами где в это время?
— На заднем сидении, за спиной Вдовиченкова. И в руках у меня монитор дистанционный.
— И Кричман тоже сидит с вами?
— Наверняка. Машина же у нас вместительная. В этом смысле мы ещё и эту задачу для себя решили: игровая машина вполне просторная — в задней части у неё грузовой отсек, есть пространство, где разместиться членам группы.

КАДР №29
кадр 29

— Этот кадр мы снимали уже совсем в другой день. Потому что не успевали снять камеру с одной двери, закрепить заново на другой — это занимает какое-то время, минут пятнадцать точно. В условиях, когда каждую минуту небо меняет свою освещённость, заранее ясно, что следующий кадр у тебя уходит в так называемый буфер.
— Но место то же самое?
— Примерно то же самое место.

Читать далее: Глава седьмая: Завтрак

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×