Рецензия на фильм «Фаворитка»

Рецензия на фильм «Фаворитка»

Двенадцать номинаций на «Бафту» и десять на «Оскар» недвусмысленно свидетельствуют о том, что «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – один из безусловных фаворитов нынешнего наградного сезона.

Сюжет:Три звезды разыгрывают сражение двух гадюк за душу королевы; первый относительно «нормальный» фильм Йоргоса Лантимоса.
«Фаворитка» (The Favourite), Великобритания – Ирландия – США, реж. Йоргос Лантимос, в ролях: Эмма Стоун, Рэйчел Вайс, Оливия Колман, Николас Холт, Джеймс Смит, Джо Элвин, Марк Гейтисс.

Эбигейл Хилл попадает в королевский дворец вся в грязи, но выхода у неё нет: от её былой знатности не осталось и следа («Мой род переживает тяжёлые времена»), и единственный шанс как-то выкарабкаться – вымолить у влиятельной кузины хоть какое-то место, пускай даже на кухне («В моём сердце я остаюсь леди»). А кузина эта – леди Мальборо, ближайшая подруга королевы Анны (та даже дарит ей ещё не построенный дворец), которая держит весь двор в своём кулаке – от проверки каждого выставленного счёта до ратования за продолжение войны с бегущими (вроде бы) французами.

Зачин не позволяет сомневаться: вся дальнейшая история будет буквально иллюстрировать народную присказку «из грязи в князи» - и Эбигейл недолго останется безмолвной прислугой. Но величие данной ленты в том, как именно здесь расскажут об этом последовательном возвышении. Сразу следует отметить, что «Фаворитка» - редкий по нынешним временам образец безупречного повествования: одновременно и захватывающего, и достоверно выстроенного, с шикарными характерами, размашистыми поступками и необыкновенно вкусными диалогами.

«Можно задать вопрос?» - спрашивает юная ученица. «Только учти, что у меня ружьё», - мигом откликается наставница. В следующий раз она выстрелит в нахалку в упор (пока что без дробинки), будто бы «в сторону» посетовав: «Иногда забываешь, зарядил ружьё или нет». А когда периодически впадающая в безумие королева захочет выброситься из окна, не привыкшая потакать ей фаворитка от всей души посоветует: «Бросайтесь на плиты. Лужайка смягчит удар».

Так что первый приз тут – за сценарий. Который – впервые в практике «взрослого» Йоргоса Лантимоса (не считая его мало известного широкой публике греческого дебюта) – написан не им самим, а сторонними авторами: Деборой Дэвис и Тони МакНамарой. Но что важно: режиссёр, прославившийся благодаря своему, скажем так, необыкновенно оригинальному взгляду на мир («Клык», «Альпы», «Лобстер», «Убийство священного оленя»), весьма органичен и в этом сюжете – лишённом, казалось бы, чего-либо инфернального. Ему, оказывается, хорошо и так – тем более что простор для «фирменных шуточек» можно, как выяснилось, найти и при старинном королевском дворе.

Вторые самые очевидные претендентки на награды – три блистательные актрисы: Эмма Стоун, Рэйчел Вайс, Оливия Колман (последняя уже отмечена призом Венецианского кинофестиваля и «Золотым глобусом»). И вот тут академикам предстоит разбираться с загвоздкой: дело в том, что все их три роли – главные. Только леди Мальборо – в центре первой трети сюжета, Эбигейл Хилл ускоряется во второй, а королева Анна в полный рост проявляется лишь ближе к финалу. Как говорят в таких случаях, поощрения заслуживает сразу весь актёрский состав – и в данном конкретном случае жаль, что в оскаровском раскладе так делать не принято.

Если описать фильм в нескольких словах, то перед нами сражение двух гадюк за душу королевы. Только одна из них принципиально правдива (и даже не подпускает Анну к русскому послу, говоря, что та сейчас на барсука похожа), а другая делает своим основным оружием ложь, смешанную с лестью. И обе считают, что это и есть настоящая любовь. «Я ещё сделаю из тебя убийцу», - говорит действующая фаворитка своей новоиспечённой наперснице, не предполагая, кто в итоге окажется жертвой…

Королева же, которая поначалу выглядит куклой в руках леди Мальборо, не просто еле ходит, но, очевидно, слегка не в себе. У неё отекает лицо, парализует руку, её всегда клонит в сон – и, может, ей действительно нужны вовсе не горькие истины, а стимулирующий обман?.. «Иногда весело быть королевой», - признаётся она в лучшие свои моменты, но как же просто попасть в хитроумно расставленные сети…

Раскидать которые, разумеется, помогает и виртуозное режиссёрское мастерство. Включая нас в свою игру уже нестандартным написанием интертитров, Лантимос щегольски продирается сквозь интриги и забавы двора (голого мужика, например, тут эффектно закидывают фруктами), ловко используя среди прочего предвосхищающий монтаж и эпатируя публику в том числе и нехарактерными для эпохи танцами. Он шутит с эпохой ровно так же, как до него это делала София Коппола в памятной «Марии-Антуанетте» - и проделывает это отменно, не притворяясь, что снимает исторический фильм, а буквально следуя по пятам за Историей.

«Некоторые из моих коллег не впечатлены моим очарованием», - говорит одна из героинь, и есть ощущение, что эта фраза вставлена сюда самим Лантимосом, традиционно поддерживаемым большинством критиков, но пока что ещё не имевшим крупных профессиональных наград. Венецианский Большой приз жюри и недавний триумф на церемонии, отмечающей лучшие британские независимые фильмы (рекордных десять побед), - по сути, первое полноценное признание замечательного 45-летнего режиссёра, имевшего до этого ряд каннских статуэток – престижных, но всё-таки не главных.

Отказавшись от своих «вычурных» мифологизмов (став «проще», прямо говоря), Йоргос Лантимос не прогадал, а выиграл – и совершенно очевидно, что его нетрадиционный взгляд легко приживётся впоследствии не только в арт-мейнстриме, но и высокобюджетных голливудских постановках (он наверняка лучше всех бы снял блокбастер про Локи, если бы не одно «но»). Впрочем, как напоминает в фильме напомаженный оппозиционер, «фавор - это бриз, который меняет направление». Так что расслабляться режиссёру пока что явно не стоит: на его следующую работу будут сделаны уже совершенно иные ставки.

Единственная существенная претензия к «Фаворитке» может быть связана с некоторыми изысками операторской работы (вы поймёте, когда сами увидите), но и то – к ним можно привыкнуть, объяснив то и дело возникающий эффект «рыбьего глаза» стандартно красивой формулировкой «Он художник, он так видит» (заслуженный мастер Робби Райан до этого чаще всего работал с Кеном Лоучем и Андреей Арнольд).

В остальном же – спокойно можно сказать об этом прямо сейчас – это великая картина, живая классика, кино, о котором будут говорить и помнить спустя многие годы.

Читайте также:

«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии

Рецензия на фильм «Зелёная книга»

Рецензия на фильм «Две королевы»

Рецензия на фильм «Чёрная Пантера»

Рецензия на фильм «Мэри Поппинс возвращается»

«Золотой глобус 2019». Победители

Альфонсо Куарон выиграл в Венеции

Фестиваль «Зеркало»: от «Альп» пешком на «Юго-Запад»

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Звездные войны: Эпизод IX*
Дублированный трейлер
Играй или умри
Дублированный трейлер
Дитя тьмы
Дублированный трейлер
После
Отрывок
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Звездные войны: Эпизод IX*
Дублированный трейлер
4
Высшее общество
Дублированный трейлер
4
Джокер
Дублированный трейлер
4
Последствия
Дублированный трейлер
2
Братство
Трейлер
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
41-й ММКФ открывается «Императором Парижа»
«Император Парижа» режиссера Жана-Франсуа Рише достойно открыл 41-й ММКФ.
Мастер-класс Тома Бальме: документальное кино и его секреты
Французский режиссёр, известный совершенно очаровательными «Малышами», поделился с нами секретами документального кино.
Мандалорец - крутой подонок!
На «Star Wars Celebration» помимо первого трейлера девятого эпизода «Звездных войн» появились подробности шоу «Мандалорец»
Роли исполняют: Аарон Экхарт, Крис Хемсворт, Дэйв Батиста и Мишель Пфайффер
,Дэйв Батиста заказал собственное убийство, а Крис Хемсворт засветился в ремейке «Джея и Молчаливого Боба».
В разработке: Клуни и машина времени; Соколиный глаз; принц Гарри и Опра Уинфри
Джордж Клуни разрабатывает машину времени, Джереми Раннер вернется к роли Соколиного Глаза, Опра Уинфри и принц Гарри расскажут о психических расстройствах.
по комментариям
Продюсеры назвали лучшие российские сериалы по итогам 2018 года
Итоги VII премии АПКиТ - профессиональной награды за достижения в производстве телефильмов разных форматов.
3
Человек-Паук в Нуаре
«Sony» приступила к разработке сольного мультфильма о «нуарном» Человеке-Пауке, которого можно увидеть в оскароносном «Человек-Паук: Через вселенные».
2
Сарик Андреасян и Дмитрий Нагиев эмигрировали в США (ура?)
Начались съемки новой драмы Сарика Андреасяна «Родина» - о нелегкой судьбе русских эмигрантов в США.
2
Рецензия на фильм «Мы»
Тени не хотят знать своё место; новое кино Джордана «Прочь» Пила с оскароносной Лупитой Ньонго: почти что по Андерсону
1
Рецензия на фильм «Дамбо»
На новую ленту Тима Бёртона про слона, умеющего летать, мы отправили подростка – чтобы услышать голос нового поколения.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×