Рецензия на фильм «За Маркса...»

Рецензия на фильм «За Маркса...»

Мы посмотрели драму Светланы Басковой «За Маркса...». Рецензирует Анатолий Ющенко:

Сюжет: На временном изломе между социализмом, где все равны, и диким капитализмом, простые рабочие ищут возможности защитить свой труд и свое достоинство и создают рабочий профсоюз.
«Пролетарии всех стран…»

Авангардистские фильмы Светланы Басковой никогда официально не выходили ни в прокат, ни на видео. В сети при этом можно прочитать тысячу отзывов о том, какая страшная несусветная дрянь — «этот ваш «Зеленый слоник». Кинокритиков, ясное дело, сегодня развелось как грязи ранней весной, а вот Баскова у нас по-прежнему одна-единственная. То, что делает эта хрупкая женщина, за океаном называют красивым словосочетанием «pure art». Будучи вне кинематографической системы, она мыслит как актуальный художник, как человек, предельно близкий к современному акционизму, столь ненавистному сегодня нашими властями. В пресловутом «Слонике» режиссер устраивала нарочито омерзительный гран-гиньоль — переступала через все допустимые границы, резала по живому, проливала кровь и прочие телесные жидкости, в конце концов, орала что есть мочи, — делая всё вышеперечисленное лишь потому, что не оставалось больше сил молчать о конгениально омерзительном, что имело место в 1999 году в Чечне. Новая работа Басковой — фильм с говорящим названием «За Маркса…» — уже не просто крик, а практически доклад о классовом устройстве постсоветской России. Одно время, два мира, между которыми пропасть. Где-то внизу — провинциальный завод, где небольшая группка рабочих пытается организовать независимый профсоюз. Чуть повыше — красивый кабинет с кожаными креслами и колоритным владельцем цеха, что срочно ищет деньги на картину любимого конструктивиста Родченко, чьей коллекцией можно покичиться перед немецкими партнерами, планирующими нагрянуть с визитом через неделю-другую.

О тупике, из которого нет выхода, о цугцванге, переживаемом обеими сторонами, о полной девальвации труда, о невозможности коммуникации между теми, кто впитал в кровь социализм, и детьми нынешнего недокапитализма Баскова рассказывает с присущей ей иронией. «За Маркса…» — памфлет, написанный шершавым языком плаката — чуть ли не первое за много лет политическое кино. Кино, к слову говоря, очень своевременное, очень точное, невероятно смешное, очевидно, призванное разлететься спустя пару месяцев на цитаты и мемы. По сюжету застрельщики из литейного цеха на досуге цитируют друг другу переписку Гоголя с Белинским; ходят в киноклуб, где обсуждают Годара и прочих революционеров французской «новой волны»; живо интересуются историей (наиболее резонансной темой оказывается голод во времена Смуты, во время обсуждения которого зачинщик бунта ненароком падает в голодный обморок). Начальник завода, разумеется, рисуется порождением «лихих 90-х» — солидным бизнесменом с платиновым православным крестом на груди, собственными «понятиями» и лютой ненавистью к «быдлу», которое «на митинги ходит, лишь бы не работать». Неминуемый конфликт с попыткой разобраться, кто тут большее быдло, будет разрешаться в излюбленных Басковой тонах. «Ты красной красочки не жалей» — советует главный герой сталевару, вызвавшемуся рисовать плакат. Спустя несколько минут на асфальт грохнется банка с малиновым вареньем, а в воздухе засвистят пули. «Это не кровь, просто красное» — однажды сказал Годар журналистке, не постеснявшейся во время интервью обвинить режиссера в большом количестве насилия и трупов. Неестественно алая кровь, что здесь тоже прольется к финалу, имеет ровно такое же значение. Она самую малость про мучеников и смерть. И чуть более, чем полностью (помня название предыдущего фильма Басковой) про революцию и новое, как следствие, начало.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Гоголь. Вий
Трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Гоголь. Вий
Трейлер
1
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×