Рецензия на фильм «За Маркса...»

Рецензия на фильм «За Маркса...»

Мы посмотрели драму Светланы Басковой «За Маркса...». Рецензирует Анатолий Ющенко:

Сюжет: На временном изломе между социализмом, где все равны, и диким капитализмом, простые рабочие ищут возможности защитить свой труд и свое достоинство и создают рабочий профсоюз.
«Пролетарии всех стран…»

Авангардистские фильмы Светланы Басковой никогда официально не выходили ни в прокат, ни на видео. В сети при этом можно прочитать тысячу отзывов о том, какая страшная несусветная дрянь — «этот ваш «Зеленый слоник». Кинокритиков, ясное дело, сегодня развелось как грязи ранней весной, а вот Баскова у нас по-прежнему одна-единственная. То, что делает эта хрупкая женщина, за океаном называют красивым словосочетанием «pure art». Будучи вне кинематографической системы, она мыслит как актуальный художник, как человек, предельно близкий к современному акционизму, столь ненавистному сегодня нашими властями. В пресловутом «Слонике» режиссер устраивала нарочито омерзительный гран-гиньоль — переступала через все допустимые границы, резала по живому, проливала кровь и прочие телесные жидкости, в конце концов, орала что есть мочи, — делая всё вышеперечисленное лишь потому, что не оставалось больше сил молчать о конгениально омерзительном, что имело место в 1999 году в Чечне. Новая работа Басковой — фильм с говорящим названием «За Маркса…» — уже не просто крик, а практически доклад о классовом устройстве постсоветской России. Одно время, два мира, между которыми пропасть. Где-то внизу — провинциальный завод, где небольшая группка рабочих пытается организовать независимый профсоюз. Чуть повыше — красивый кабинет с кожаными креслами и колоритным владельцем цеха, что срочно ищет деньги на картину любимого конструктивиста Родченко, чьей коллекцией можно покичиться перед немецкими партнерами, планирующими нагрянуть с визитом через неделю-другую.

О тупике, из которого нет выхода, о цугцванге, переживаемом обеими сторонами, о полной девальвации труда, о невозможности коммуникации между теми, кто впитал в кровь социализм, и детьми нынешнего недокапитализма Баскова рассказывает с присущей ей иронией. «За Маркса…» — памфлет, написанный шершавым языком плаката — чуть ли не первое за много лет политическое кино. Кино, к слову говоря, очень своевременное, очень точное, невероятно смешное, очевидно, призванное разлететься спустя пару месяцев на цитаты и мемы. По сюжету застрельщики из литейного цеха на досуге цитируют друг другу переписку Гоголя с Белинским; ходят в киноклуб, где обсуждают Годара и прочих революционеров французской «новой волны»; живо интересуются историей (наиболее резонансной темой оказывается голод во времена Смуты, во время обсуждения которого зачинщик бунта ненароком падает в голодный обморок). Начальник завода, разумеется, рисуется порождением «лихих 90-х» — солидным бизнесменом с платиновым православным крестом на груди, собственными «понятиями» и лютой ненавистью к «быдлу», которое «на митинги ходит, лишь бы не работать». Неминуемый конфликт с попыткой разобраться, кто тут большее быдло, будет разрешаться в излюбленных Басковой тонах. «Ты красной красочки не жалей» — советует главный герой сталевару, вызвавшемуся рисовать плакат. Спустя несколько минут на асфальт грохнется банка с малиновым вареньем, а в воздухе засвистят пули. «Это не кровь, просто красное» — однажды сказал Годар журналистке, не постеснявшейся во время интервью обвинить режиссера в большом количестве насилия и трупов. Неестественно алая кровь, что здесь тоже прольется к финалу, имеет ровно такое же значение. Она самую малость про мучеников и смерть. И чуть более, чем полностью (помня название предыдущего фильма Басковой) про революцию и новое, как следствие, начало.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Американская история ужасов
Трейлер седьмого сезона
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Напарник
Трейлер
1
Оно
Трейлер №2
1
Мама!
Тизер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Соло для Джаббы Хатта
В Lucasfilm продолжают раздувать вселенную «Звездных войн» и замахнулись на постановку фильма о Джаббе Хатте
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
3
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
Соло для Джаббы Хатта
В Lucasfilm продолжают раздувать вселенную «Звездных войн» и замахнулись на постановку фильма о Джаббе Хатте
2
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях