Рецензия на «Дирижера»

Рецензия на «Дирижера»

Рецензия Анатолия Ющенко на драму Павла Лунгина «Дирижер»:

Сюжет: Дирижер отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за три дня человек может полностью переоценить и переосмыслить свою жизнь. Меняться никогда не поздно.
«Страсти Христовы»

Паулина Кейл писала однажды про «Дни жатвы», дескать, фильм молодого режиссера Малика произвел на нее впечатление голой рождественской елки, которую можно обвесить любыми тупыми метафорами, что взбредут тебе в голову во время просмотра. С новой работой Павла Семеновича Лунгина выходит в целом похожая история. Живых людей в «Дирижере», кажется, нет совсем. Зато пространства для воображения — с излишком. По сюжету главный герой — дирижер Петров, воплощенный на экране фактурнейшим Владасом Багдонасом — летит с группкой оркестрантов на гастроли в Иерусалим. Отгородившись от простых смертных в салоне бизнес-класса, Багдонас о чем-то сильно хмурится под беспрерывно звучащую за кадром ораторию. Спустя несколько минут в салон забегает разгневанный солист, решающий нарубить правду-матку с плеча. «Вас никто не любит, только боятся», — воскликнет он, после чего зритель невольно начнет задумываться о том, а не Бога ли символизирует грозный дирижер. В это время на территории эконом-класса любвеобильный тенор, несмотря на свою ревнивую жену, пытается склеить симпатичную паломницу. Будучи самым неприятным персонажем картины, он незамедлительно признается новой знакомой, что жена у него — верующая, а вот сам он — атеист.

Значит так: Иегова — есть, вера — есть, безбожник — есть. Стоит ли удивляться, что, когда самолет сядет на святую землю, мы увидим еще и сына божьего. Даже двух. Или трех — не очень понятно. После посадки, собственно, начинаешь немного путаться, поскольку в контексте истории каждого можно расценивать как божьего сына, включая даже Бога, который Петров. Хотя нет, стоп: он же все-таки Петров. Может, в таком случае он апостола Петра изображает — как-то не сходится. К финалу ты оглушенный «Страстями по Матфею», что два часа рвут здесь динамики, перестаешь вообще что-либо понимать. Что объединяет всех этих людей? «Я тебя не люблю», — говорит противный тенор-изменщик своей жене. Вот оно что: пожалуй, речь идет о сумме нелюбовей, которые в очередной раз соткались в апокалипсис. Отец не любил сына. Дирижера не любили его оркестранты. Муж не любил жену. Интересно, кого не любил шахид, которого Лунгин зачем-то вплетает в сюжет? Видимо, людей — Бога любил, а людей нет. Да, теперь все сходится. Возлюби ближнего своего и будет всем счастье — говорит нам «Дирижер». Через две недели он скажет это еще раз, но уже с экранов телевизора. В заключении хотелось бы вернуться к Малику, которого сорок лет назад невзлюбила богиня от кинокритики Паулина Кейл. Зря она так. Старушка просто не дожила до «Древа жизни», до самого религиозного фильма последних лет, который не вызывает ступора. Причем не вызывает потому, что говорит о Боге в формате молитвы. «Дирижер» пытается делать то же самое, только в виде заунывной проповеди — после нее, как это часто бывает, истина витает где-то рядом, а еще очень хочется спать.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×