Рецензия на «Елену»

Рецензия на «Елену»

мы посмотрели картину Андрея Звягинцева «Елена», рецензирует Анатолий Ющенко:

Сюжет: История пожилой семейной пары Елены и Владимира. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь. После того как Владимир попадает в больницу с сердечным приступом, его навещает дочь. С девушкой у него никогда не было хороших отношений, но ее визит все меняет. Выйдя из больницы, Владимир объявляет Елене, что решил изменить завещание — все деньги получит его дочь.

«Апокалипсис сегодня»

С неплохим режиссером Звягинцевым до сегодняшнего дня мало что было понятно. Ну да, призы на международных кинофестивалях, похвала за дебютное «Возвращение» от самого Ингмара Бергмана и сильно мешавший всем, включая самого Звягинцева, титул «нового Тарковского», коим молодого автора зачем-то окрестили в прессе. Невзирая на колоссальный успех, своими предыдущими картинами режиссер зарекомендовал себя как человек, который явно не с нами. Тот прошлый Звягинцев, которого, хочется надеяться, мы больше никогда не увидим, жил в своем персональном мирке. Где-то вне времени, вне пространства. Ему там было тихо, хорошо и спокойно. Там он шептал свои сложносочиненные вопросительные предложения, адресованные Богу, прерываясь иногда на то, чтобы красивым переливающимся баритоном порассуждать с самим собой о вечном. Забегая несколько вперед, нельзя не отметить, что если раньше на возвышенных проповедях автора можно было тихонечко посапывать, не пропуская при этом ничего важного, то после просмотра его новой картины начинает ненароком казаться, что Бог стал вдруг Звягинцеву отвечать.

«Елена» — лаконичная притча, помещенная в узнаваемое и конкретное «здесь и сейчас». Свинцовое небо над сегодняшней Москвой соединяет два противоположных мира, в которых поочередно живет бывшая сиделка по имени Елена: аккуратные апартаменты в нарядном центре, где женщина сожительствует со своим богатым мужем, и убогую квартирку в пригороде, куда она ежемесячно ездит, чтобы отдать пенсию безработному сыну-обалдую и его голодающей семье. В сущности, вплоть до последнего получаса, в котором жлобствующий из принципа супруг решает отдать все нажитое имущество блудной дочери, толком ничего не происходит. Камера постоянного звягинцевского оператора Кричмана эффектно противопоставляет Москву и заМКАДье, красивая артистка Лядова много курит и умничает, ее экранный папочка в основном спит, Елена смотрит по телевизору «Давай поженимся», а люмпены из условного Бирюлево-товарного методично выпрашивают у сердечной бабушки денег, дабы отмазать своего непутевого сына от армии. Пальцы зрителя, тем не менее, послушно впиваются в подлокотники кресла от напряжения, которое возникает в наэлектризованном воздухе буквально из ниоткуда. К финалу дозированный аккомпанемент Филипа Гласса перестает быть музыкой, окончательно превращаясь в тревожного вестника апокалипсиса, который буквально разрывает изнутри эту тихую ленту.

Гениальность «Елены», впрочем, не в том, что мелодраму о буднях самой обычной тетечки Звягинцев докрутил до состояния хичкоковского триллера. А скорее в финальных выводах, которые превращают этот самый триллер в одно из самых смелых авторских высказываний о сегодняшней России. Безусловно, на «Елену» можно посмотреть по-разному. С одной стороны, перед нами современная притча о противлении высшим силам — как и положено, в сюжете задействована добрая Родина-мать, ее несимпатичные дети и принципиальный Бог, который не в силах оставить нуждающимся что-то, кроме надежды, порождая тем самым с обеих сторон не сочувствие, а неконтролируемый гнев. С другой стороны, «Елена» — довольно страшный диагноз нынешнему обществу, с которым, можно не соглашаться, но который в то же время никак нельзя проигнорировать. Звягинцев, нерешительно шептавший два предыдущих фильма, неожиданно выпрямился и с уверенностью в голосе вдруг заявил, что братство существует лишь в «царствие небесном», что вырваться из одного социального класса в другой невозможно, что путинская Россия со своими социальными реалиями стремительно катится куда-то в сторону очередной гражданской войны. А единственное спасение от всего этого кошмара — не роптание на Бога и власть, а приложение всех своих сил на то, чтобы не оскотиниться в обществе, которое сегодня только к этому и располагает.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
10
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×