Рецензия на «Я — легенда»

Сюжет: Роберт Невилл — гениальный ученый, но даже он не смог сдержать распространение ужасного вируса — быстроразвивающегося, неизлечимого и, увы, явившегося результатом человеческой деятельности. Благодаря внутреннему иммунитету Невилл остался единственным человеком на планете. Но он не одинок. Жертвы вируса — мутанты, Инфицированные, скрываются в тени, наблюдая за каждым движением Невилла в ожидании его неминуемой ошибки.

«Судный день»

В рецензировании экранизаций существует негласное правило проведения сравнительных параллелей между оригинальным произведением и его игровой ипостасью. Правило, в общем-то, хорошее и верное, но только в том случае, когда разбору подвергается какой-нибудь «Код Да Винчи» или иной феномен масскульта. Если же Голливуд замахнулся пусть даже и на этапное, но незнакомое широким массам произведение, подобная тактика рецензирования может привести к плачевному результату. Кому какое дело, скажем, что уэлсовские агрессоры были марсианами, если спилберговская «Война миров» все равно вышла впечатляющим зрелищем?

Мелочность придирок в глазах не читавшего роман зрителя, думается, понятна, поэтому давайте сразу установим правила игры: книга Ричарда Мэтисона непререкаемо грандиозна, но картина Фрэнсиса Лоуренса ни в коем случае не является ее экранизацией. Скорее, это просто сюжет «по мотивам», вольный как угодно обращаться с заложенной писателем событийной канвой и менять финал в пользу большего драматического накала. Разочарование знакомых с оригиналом неизбежно, но нас интересуют не ответы на риторические вопросы вроде «зачем вампиров понадобилось превращать в мутантов?», а фильм, как совершенно самостоятельная единица.

Снимая «Легенду», Лоуренсу, по большому счету, предстояло схватиться с тремя монстрами. Во-первых, добиться от Уилла Смита выразительного бенефиса: как-никак, большую часть экранного времени ‘Принц’ проводит в гордом одиночестве или дуэтом с собакой. Во-вторых, достойно пройти испытание вторым фильмом — важный этап для каждого начинающего режиссера, подтверждающего свою творческую состоятельность. В-третьих, не показаться вторичным на фоне предвосхитившего ленту диптиха Дэнни Бойла о вымершей Британии. Задачки, прямо скажем, не из легких.

Вымершие города относятся к той же породе зрелищ, что и тушения пожаров — то есть, не надоедают никогда

Лучше всего, как ни странно, удался пост-апокалипсис. Наверное, вымершие города относятся к той же породе зрелищ, что и тушения пожаров — то есть, не надоедают никогда. Страшно представить себе бурю эмоций американских зрителей, наблюдавших безлюдную Таймс-сквер, если даже на другом полушарии трава, пробивающаяся сквозь исчерченный резиной асфальт, пробирает до дрожи. Величие подобной панорамы не посрамить ничем — ни угловатыми движениями CG-прайда, ни откровенно топорными монстрами, перекочевавшими вслед за режиссером из «Константина: Повелителя тьмы». За подобную лепоту можно даже простить продюсерам заморозку проекта десять лет назад, когда сам Ридли Скотт готовился перекрывать для съемок лос-анджелесские кварталы.

Не подкачал и Уилл Смит, добротно отыгравший моноспектакль и (удивительное дело) органично воплотивший образ фанатичного вирусолога и отчаявшегося мытаря в одном флаконе. Без глянца не обошлось, но, с другой стороны, ленты сродни «Легенде» никогда и не претендовали на крупный драматургический калибр. Поэтому неожиданные истерики только прибавляют картине реалистичности и заставляют сопереживать герою так, как не заставил бы ни один Джон МакЛейн версии 4.0. На этом, правда, бесспорные плюсы картины исчерпываются, и начинается болото несуразности, выведенное полировщиком сценария Акивой Голдсманом.

Голдсман в голливудской иерархии — экзотический фрукт. Промышляющий в индустрии с 1994 года, только заштатный триллер «Безмолвное падение» он удосужился сочинить самостоятельно, во всех остальных случаях адаптируя или переписывая. Ремесленничество хоть и принесло ему «Оскар», но таланта не прибавило: как были безнадежно слабы третий с четвертым «Бэтмены» и уже упоминавшийся «Код Да Винчи», так и «Легенде» достались те же скверные лекала. Такое впечатление, что отрабатывавший немалый гонорар драматург просто поленился прочитать рукопись своего соавтора по титрам Марка Протосевича и сработал на авось по известной схеме: бешеный ритм боевика скроет все шероховатости.

С «Легендой», однако, этот финт не прошел. Размеренное действие намеренно не прикрывается динамикой, смакуя богатый деталями сюжет, из-за чего каждая интонационная неточность воспринимается особенно остро и болезненно.

Все случилось как в плохом детективе, где автор до последних страниц держит при себе ключевые улики, пуская читателя по заведомо ложному следу, чтобы оправдать томик графомании якобы ошеломительной развязкой. Несчастному книголюбу в таких случаях остается только разводить руками и констатировать, что его банально водили за нос. Вот и Голдсман вместо того, чтобы хотя бы попытаться удержать планку литературного оригинала, просто вытаскивает под финальный занавес из рукава свой крапленый сюжетный туз, по шаблонности проигрывающий даже лентам Вадима Шмелева, и ждет громовых аплодисментов.

Вот только фокусы такие срабатывают все реже.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×