Рецензия на VHS «Пианист»

Режиссер: Роман Полянский
В ролях: Эдриан Броди, Эмилия Фокс, Фрэнк Финлей, Морин Липман
Жанр: военная драма
Выпуск: Союз видео
Оценка: 4
«Настоящее кино» рекомендует!

Фильм «Пианист» усыпан наградами. В числе прочих значатся 3 премии «Оскар» (лучший режиссер, лучший актер, лучший сценарий), Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля в 2002 году. А также 7 призов Французской киноакадемии «Cesar», 2 номинации на премию «Золотой Глобус» и 4 приза Национальной Ассоциации Кинокритиков США и многие другие награды.

Роман Полянский всегда знал, что когда-нибудь снимет такую картину, пускай пройдет время, но он морально подготовившись, сможет вернуться к печальной странице истории Польши. Для него было важно приблизиться к реальности, чтобы фильм не стал типично голливудским. Чтобы в нём не было излишнего пафоса, свойственного «Списку Шиндлера», а было больше правдивости и натуралистичности каждого снятого им кадра. Отталкиваясь от своих детских воспоминаний о войне, а также воспоминаний Владислава Шпильмана, написанных сразу после войны, он понимал, что перед ним отличный материал, который, если верно им воспользоваться окажет сильное впечатление на зрителей и сможет наглядно продемонстрировать все ужасы действительно произошедшие с его народом.

Снимая «Пианиста» он не хотел делать его автобиографичным, хотя невольно и наталкивал зрителя на мысль о схожести судеб двух реально существующих людей. Владислав Шпильман — знаменитый польский пианист, избежавший депортации, но вновь попавший в варшавское гетто, разделяет со всеми страдания и унижения. Он скиталец, который, как и любой здравомыслящий человек хватается за любую ниточку, разделяющую гетто площадью в 403 гектара, обнесенное колючей проволокой, и улицу, в которой кишмя кишит ублюдков–нацистов, выталкивающих из общего строя евреев и разрежающих обойму своих кольтов в их головы. Тогда в 1939 году еще никто не мог предположить, что город будет атакован и жизнь каждого еврея станет на уровне жизни бездомной собаки. Каждого принуждали надевать белые повязки с голубыми звездами, не разрешали заходить на территорию парков, садиться на скамейки, заходить в рестораны. Ходить можно было только по дороге, где ездили повозки и машины.

«Пианиста» можно назвать жизнеутверждающей лентой. Здесь борьба каждого переходит в личную борьбу за право жить. Роман Полянский специально убрал с поля зрения Шпильмана персонажей, с которыми бы тот смог контактировать. Нет в фильме сентиментальности, нет эффектности, все нарочито вымерено. Сама правда — самый эффективный ужас, к которому прибегал за все время своей работы мэтр детективно-мистических картин. «Пианист» — это квест от третьего лица, бродилка по заброшенным домам, госпиталям и кульминационным моментом — встречей с немецким офицером Уильямом Хозенфельдом с последующей демонстрацией игры Шпильмана на инструменте. Не обошлось без показа другого типа немцев — тех, что добры, тех, у кого тоже есть семьи, дети и они не хотят кровопролития. Вообще Роман наделил свою картину людьми разного класса, кто-то богаче, кто–то менее, есть тут и евреи-полицейские, следящие за порядком в рядах евреев, а есть и простые пианисты, совсем не герои, но по-своему уникальные…

Нация, считавшая себе одной из величайших, не желавшая делить землю с теми, в ком не текла немецкая кровь. Нация обезумевших пигмалионов, открывших ящик Пандоры на головы всех мирно живущих. Унесла с собой тех, кто славно сражался и проливал кровь за свою родину. Среди них были как простые граждане, так и талантливые скульпторы, художники, музыканты, как Шпильман. Не каждый из них был героем, многие из них подобно Владиславу пытались спастись, уцепиться за жизнь, убежать, спрятаться, сдать может быть кого-то ради своей собственной жизни, но выжить. Такая, пускай и не имеющая политического оттенка ситуация вполне имела право на существование. Кто были те люди, что призывали умереть за родину, идти умирать, не борясь за жизнь? Конечно, Шпильмана можно было обвинить в трусости, нежелании воевать, как воевали в то время 40 тысяч евреев, во главе с лидером социалистического сионистского движения Мордехаем Анелевичем. Владислав Шпильман еще в 1931 году переехал в Берлин, таким образом, он не являлся приверженцем русско-польской политики. Он эмигрант, каких у нас не любили, яркий примером может служить Ростропович.

Не вина Шпильмана, что во время оккупации большого гетто он оказался совсем в ином месте, готовый по любому стуку в дверь выпрыгнуть в окно, заранее поставив себе стул, чтобы сподручнее было свернуть шею. Не его вина и в том, что нет у него в руках оружия, а друг-полицейский выбросил его из рядов смертников, давая ему ещё один шанс выжить. Худой и слабый, с щетиной на лице и обезумевшим взглядом он хранит себя для того, чтобы потом другие смогли восторгаться его музыкой. А те, что воюют — видели, как борется за свою жалкую жизнь простой пианист, и понимали, что эффектная, быстрая смерть куда менее героична, чем унизительное выживание.

упомянутые персоны

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
3
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×