Рецензия на VHS «Пианист»

Режиссер: Роман Полянский
В ролях: Эдриан Броди, Эмилия Фокс, Фрэнк Финлей, Морин Липман
Жанр: военная драма
Выпуск: Союз видео
Оценка: 4
«Настоящее кино» рекомендует!

Фильм «Пианист» усыпан наградами. В числе прочих значатся 3 премии «Оскар» (лучший режиссер, лучший актер, лучший сценарий), Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля в 2002 году. А также 7 призов Французской киноакадемии «Cesar», 2 номинации на премию «Золотой Глобус» и 4 приза Национальной Ассоциации Кинокритиков США и многие другие награды.

Роман Полянский всегда знал, что когда-нибудь снимет такую картину, пускай пройдет время, но он морально подготовившись, сможет вернуться к печальной странице истории Польши. Для него было важно приблизиться к реальности, чтобы фильм не стал типично голливудским. Чтобы в нём не было излишнего пафоса, свойственного «Списку Шиндлера», а было больше правдивости и натуралистичности каждого снятого им кадра. Отталкиваясь от своих детских воспоминаний о войне, а также воспоминаний Владислава Шпильмана, написанных сразу после войны, он понимал, что перед ним отличный материал, который, если верно им воспользоваться окажет сильное впечатление на зрителей и сможет наглядно продемонстрировать все ужасы действительно произошедшие с его народом.

Снимая «Пианиста» он не хотел делать его автобиографичным, хотя невольно и наталкивал зрителя на мысль о схожести судеб двух реально существующих людей. Владислав Шпильман — знаменитый польский пианист, избежавший депортации, но вновь попавший в варшавское гетто, разделяет со всеми страдания и унижения. Он скиталец, который, как и любой здравомыслящий человек хватается за любую ниточку, разделяющую гетто площадью в 403 гектара, обнесенное колючей проволокой, и улицу, в которой кишмя кишит ублюдков–нацистов, выталкивающих из общего строя евреев и разрежающих обойму своих кольтов в их головы. Тогда в 1939 году еще никто не мог предположить, что город будет атакован и жизнь каждого еврея станет на уровне жизни бездомной собаки. Каждого принуждали надевать белые повязки с голубыми звездами, не разрешали заходить на территорию парков, садиться на скамейки, заходить в рестораны. Ходить можно было только по дороге, где ездили повозки и машины.

«Пианиста» можно назвать жизнеутверждающей лентой. Здесь борьба каждого переходит в личную борьбу за право жить. Роман Полянский специально убрал с поля зрения Шпильмана персонажей, с которыми бы тот смог контактировать. Нет в фильме сентиментальности, нет эффектности, все нарочито вымерено. Сама правда — самый эффективный ужас, к которому прибегал за все время своей работы мэтр детективно-мистических картин. «Пианист» — это квест от третьего лица, бродилка по заброшенным домам, госпиталям и кульминационным моментом — встречей с немецким офицером Уильямом Хозенфельдом с последующей демонстрацией игры Шпильмана на инструменте. Не обошлось без показа другого типа немцев — тех, что добры, тех, у кого тоже есть семьи, дети и они не хотят кровопролития. Вообще Роман наделил свою картину людьми разного класса, кто-то богаче, кто–то менее, есть тут и евреи-полицейские, следящие за порядком в рядах евреев, а есть и простые пианисты, совсем не герои, но по-своему уникальные…

Нация, считавшая себе одной из величайших, не желавшая делить землю с теми, в ком не текла немецкая кровь. Нация обезумевших пигмалионов, открывших ящик Пандоры на головы всех мирно живущих. Унесла с собой тех, кто славно сражался и проливал кровь за свою родину. Среди них были как простые граждане, так и талантливые скульпторы, художники, музыканты, как Шпильман. Не каждый из них был героем, многие из них подобно Владиславу пытались спастись, уцепиться за жизнь, убежать, спрятаться, сдать может быть кого-то ради своей собственной жизни, но выжить. Такая, пускай и не имеющая политического оттенка ситуация вполне имела право на существование. Кто были те люди, что призывали умереть за родину, идти умирать, не борясь за жизнь? Конечно, Шпильмана можно было обвинить в трусости, нежелании воевать, как воевали в то время 40 тысяч евреев, во главе с лидером социалистического сионистского движения Мордехаем Анелевичем. Владислав Шпильман еще в 1931 году переехал в Берлин, таким образом, он не являлся приверженцем русско-польской политики. Он эмигрант, каких у нас не любили, яркий примером может служить Ростропович.

Не вина Шпильмана, что во время оккупации большого гетто он оказался совсем в ином месте, готовый по любому стуку в дверь выпрыгнуть в окно, заранее поставив себе стул, чтобы сподручнее было свернуть шею. Не его вина и в том, что нет у него в руках оружия, а друг-полицейский выбросил его из рядов смертников, давая ему ещё один шанс выжить. Худой и слабый, с щетиной на лице и обезумевшим взглядом он хранит себя для того, чтобы потом другие смогли восторгаться его музыкой. А те, что воюют — видели, как борется за свою жалкую жизнь простой пианист, и понимали, что эффектная, быстрая смерть куда менее героична, чем унизительное выживание.

упомянутые персоны

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×