Веб-сериалы: короткие, смешные, разные. Что это такое глазами сценариста; с примерами

Веб-сериалы: короткие, смешные, разные. Что это такое глазами сценариста; с примерами

Все мы слышали про такое современное чудо как веб-сериалы – но не все ещё (по себе сужу) в полной мере понимают, что это такое и как это работает. И вот недавно сценарист Олег Сироткин выступил с обстоятельной лекцией на эту тему и привёл несколько YouTube-примеров – существенно расширив наши познания в этом насущном вопросе.

В ходе выставки «CPS-2019» состоялась лекция сценариста Олега Сироткина, посвящённая специфике веб-сериалов – или, как сформулировал это сам лектор, «ультракоротких сериалов YouTube-формата». Получился очень дельный обзор далеко не всеми ещё исследованного пространства, которое с каждым годом привлекает к себе всё большее внимание профессионалов (о чём, кстати, среди прочего говорил и Дмитрий Котов, конспект встречи с которым мы опубликовали на прошлой неделе). Как сказал сам Сироткин, эта ниша только осваивается, но она весьма перспективна.

Ещё в 2007-м году компания «AtomFilms» (позднее поглощённая «Comedy Central») выпустила на просторы Сети проект «Hellholes» - «Проклятое место». Сейчас он канул в безвестность, хотя результат был довольно любопытным: это попытка создать в ультракоротком формате фильм ужасов, что, по словам Олега, очень сложно. Первая серия длится всего 3:40 (последующие не сильно больше) - а ощущение, что прошло минут пятнадцать. И связано оно не с тоскливостью происходящего (с этим всё ровно наоборот), а с его предельной плотностью.

Это первый феномен, на котором Сироткин заострил внимание: структура веб-сериала по сути своей противоречит привычному построению сцен. Давным-давно закрепилось мнение, что нормальная сцена должна длиться минимум тридцать секунд - чтобы зритель толком успел всё рассмотреть и понять. Здесь это правило нещадно нарушается: сцена может содержать одну-единственную реплику – и тут же сменяться другой; невероятная спрессованность повествования обеспечивает невероятный темп.

При этом локейшенов может быть столько же, сколько и для обычного телепроекта. Отсюда – естественная проблема: как вернуть производственные средства. Если делать всё профессионально, это будет стоить дорого; создатели данного шоу не смогли найти способ его монетизации – а потому не достигли полноценного развития. Но как пример того, что так можно было - «Проклятое место» весьма любопытно.

Французский «Bref» – «Короче» – запущен в начале 2010-х. Его принцип – каждая серия длится 90 секунд (чуть больше с учётом титров). И это - совершенно фантастический темп повествования. Сериал поставил непревзойдённую планку, которая получила широкое распространение: сегодня многие пытаются создавать веб-проекты с оглядкой на «Bref». Любопытно, что в какой-то момент создатели проекта с вертикального повествования (которое позволяет смотреть серии не последовательно) перешли на горизонтальную линейку – в надежде приучить зрителей смотреть их сериал регулярно.

На что тут обращает внимание Олег Сироткин: в правильном сценарном формате эти 90 секунд оказываются текстом на восемь страниц. Если следовать одному из главных принципов американского формата сценарной записи (страница текста - минута на экране), это история на восьмиминутный фильм. И надо констатировать, что привычный формат записи для ультракороткого сериала невозможен, он становится просто бессмысленным. Нарушаются самые базовые принципы изложения истории на бумаги, а потому от них, получается, необходимо отказаться.

При этом темп рассказываемой истории такой, что не оставляет времени для рефлексии того, что происходит на экране. Почему это смешно, за счёт чего достигается уморительный эффект? Потому что увиденное напоминает дневник. Герой говорит о своей уязвимости, о вещах, которые ранят его душу – но за счёт того, что личные переживания выкладываются здесь с бешеной скоростью, всего за девяносто секунд, возникает иронический эффект, эффект комизма.

Этот приём был подхвачен российским анимационным проектом «Мифологическая мифология». Это пример глубокого философского концепта, который за счёт спрессованности повествования (одна серия - 3:40) превращается в фарс, в пародию на самого себя (весьма ржачную). Вообще, подобный комический эффект обретёт любое драматическое повествование - если его спрессовать.

И тут есть минутка задуматься: а что хорошо работает в российском сегменте интернета? Хорошо работают темы, которые невозможны на ТВ. Если вы делаете просто зеркальный проект – он теряет свою эксклюзивность. Своеобразным Рубиконом здесь является нецензурная лексика: на телевидении материться нельзя, в интернете – можно (и лучший пример успеха в этом плане – интервью Юрия Дудя).

Кроме того интернет любит продукцию, сделанную на коленке: Do It Yourself. Чтобы нам лучше понять этот принцип, Сироткин приводит в качестве примера как раз телевизор: «Голос». Эта программа была придумана одним голландцем, который однажды понял, что людям надоело смотреть на кумиров - люди сами хотят стать кумирами. YouTube – это телевидение, которое вы делаете сами, на коленке. И большой бюджет тут, как ни странно, может стать помехой, сразу вызвав недоверие: зрители решат, что перед ними продукт больших дядь и тёть, которые им что-то такое сверху спустили. А когда на коленке – стало быть, сделано таким же, как я, для меня. О том, что Do It Yourself – мировой тренд, свидетельствует хотя бы клип Бейонсе, снятый на мобилку в гостиничном номере.

Ещё надо иметь в виду, что лучше всего реализуются проекты без слов: тогда у вас есть шанс получить «мировой прокат». YouTube сегодня предоставляет возможности, которые не снились ни одному киношнику в мире. То, что не сможет обеспечить ни одна студия, видеохостинг позволит сделать прямо сейчас, не отходя от своего кресла. Но чтобы вы были поняты везде – нужна история, понятная без слов. Так вы сможете использовать эту платформу по максимуму.

Для того чтоб видео стало «вирусным», нужно также, чтобы в нём так или иначе отражалась реальность. В чём, например, секрет колоссального успеха «Маши и Медведя» (который, конечно, надо отдельным образом изучать)? Он не только в том, что это история, понятная без слов. Маша представляет собой новый тип ребёнка – это ребёнок с гиперактивностью, неугомонное дитя, которое никому не даёт покоя. Таковы современные дети – и отсюда миллиардные просмотры.

Однако следует помнить, что сам по себе «прокат» на ютьбе больших денег может и не принести: миллион просмотров даёт сумму в двадцать тысяч рублей. Это ничто для сериала с большим количеством локаций, нереально дорогого в производстве. Поэтому возникает необходимость в дополнительной рекламе в качестве компромиссного решения больного вопроса. Тем не менее работа над веб-контентом - это завтрашний день в том числе и нашей индустрии.

Говоря о новых трендах в сериальном производстве для Сети, Сироткин напоминает, что под «сериалом» можно понимать любой приём, который имеет последовательность – в принципе, это может быть и бессюжетная вещь. К тому же сегодня мы наблюдаем слом жанров: жанры исчерпывают себя, насмотренные зрители просчитывают всё наперед – а потому жанры будут искусственно ломаться, что уже и происходит на просторах интернета.

Устоявшийся формат в буквальном смысле изничтожается аккаунтом «HowToBasic»: каждый раз в нём всё заканчивается параноидальным приступом человека, который что-либо готовит или делает. Или взять канал «Will It Blend?», цинично демонстрирующий гибель айфона в блендере: сочетание кулинарного щоу с заведомым абсурдом. Его популярность связана с усталостью людей от гаджетов и дорогих вещей, от связанной с ними зависимости. Привычные формы тут наполнены новым содержанием.

С учётом того, что некоторые сериалы могут длится вообще не дольше десяти секунд (см. канал «5secondfilms», где пятисекундные скетчи «удлиняются» почти наполовину за счёт титров), возникает ощущение, что всё сегодня построено на ускорении темпов повествования. Но существует и другой тренд, обратный – когда одна короткая ситуация проживается крайне насыщенно и подробно. И тут важнейший пример: «Ponysmasher», канал Дэвида Ф. Сандберга, режиссёра, вот прямо сейчас выпускающего «Шазам!» - а начинавшего с «коротышек», сделанных именно что на коленке, у себя дома, с собственной женой в главной (если не сказать единственной) роли. Простота изложения понятной без слов истории, проживание в рамках двух-трёх минут одной ситуации с крайне короткой экспозицией – и вот уже на основе «Lights Out» сделан полнометражный фильм, в российском прокате получивший название «И гаснет свет…».

Выходя за рамки «простого ужастика», Сандберг делал также короткометражки на основе фантастических допущений, предлагая нам ситуации, которые любопытны сами по себе и выглядят черновиками какой-нибудь полноценной картины. Правда, «сериалом» это можно назвать лишь весьма условно – но какую всё-таки завидную карьеру сделал чувак!

В заключении Олег Сироткин напоминает, что техника нынче дошла до того, что веб-сериалы (как и любые прочие визуальные произведения) спокойно и с прекрасным качеством могут быть сняты хоть на айфон. Нужно просто захотеть и сделать.

Читайте также:

Стоит ли вообще заниматься короткометражным кино? Советы профессионала

Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно»

Правила питчинга: студии ищут Героя

«Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова

Разбор фильма «Silver Linings Playbook»: мастер-класс Пола Брауна

«CPS-2019»: расписание лекций, встреч и мастер-классов

Олег Сироткин на выставке «CPS-2019»

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

804

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Играй или умри
Дублированный трейлер
Дитя тьмы
Дублированный трейлер
Люди Икс: Темный феникс
Дублированный трейлер №3
После
Отрывок
Семейка Аддамс
Дублированный тизер-трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Высшее общество
Дублированный трейлер
4
Звездные войны: Эпизод IX*
Дублированный трейлер
4
Джокер
Дублированный трейлер
4
Братство
Трейлер
2
Король Лев
Трейлер
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Баллады о солдатах. Город смерти, город цветов
«Цветы войны» основаны на реальных событиях 1937 года, когда за несколько недель погибло около трёхсот тысяч человек…
Чулпан Хаматова сыграет Доктора Лизу
Фильм, посвященный знаменитому медицинскому деятелю Елизавете Глинке, запущен в производство.
Павел Лунгин повторно сел в «Такси-блюз»
Павел Лунгин решил «перефразировать» свою же драму 90-х «Такси-блюз» с Петром Мамоновым в главной роли.
Кино снимают: Уэс Андерсон и Кэри Фукунага
Уэс Андерсон откроет свой журнал в Париже, а Кэри Фукунага окунется во времена Франко-индейской войны 1757 года.
41-й ММКФ открывается «Императором Парижа»
«Император Парижа» режиссера Жана-Франсуа Рише достойно открыл 41-й ММКФ.
по комментариям
Продюсеры назвали лучшие российские сериалы по итогам 2018 года
Итоги VII премии АПКиТ - профессиональной награды за достижения в производстве телефильмов разных форматов.
3
Человек-Паук в Нуаре
«Sony» приступила к разработке сольного мультфильма о «нуарном» Человеке-Пауке, которого можно увидеть в оскароносном «Человек-Паук: Через вселенные».
2
Сарик Андреасян и Дмитрий Нагиев эмигрировали в США (ура?)
Начались съемки новой драмы Сарика Андреасяна «Родина» - о нелегкой судьбе русских эмигрантов в США.
2
Рецензия на фильм «Мы»
Тени не хотят знать своё место; новое кино Джордана «Прочь» Пила с оскароносной Лупитой Ньонго: почти что по Андерсону
1
Рецензия на фильм «Дамбо»
На новую ленту Тима Бёртона про слона, умеющего летать, мы отправили подростка – чтобы услышать голос нового поколения.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×