Рецензия на «Неполную книгу драконов» Крессиды Коуэлл

Рецензия на «Неполную книгу драконов» Крессиды Коуэлл

Изумительная книга! Это чувствуется сразу, едва только видишь её и уж тем более берёшь в руки. А стоит её раскрыть – как на тебя внезапно обрушивается неимоверная драконья красота во всём невообразимом ранее драконьем разнообразии!.. И как тут не признать, что мультфильмы из серии «Как приручить дракона» лишь отчасти передают великолепие бумажного оригинала?.. Как я жил без этой книги, как вы до сих пор живёте – не понимаю.

Драконы — чудесные, таинственные создания.

А ещё они, как вы вскоре убедитесь, ПРОСТО КОШМАРНЫЕ ТВАРИ.

То, что это чтение для смелых, понятно с самого начала: нас аж дважды предупреждают о том, что «внутри гадючка отравная», а потому «НЕ переворачивай страницу!!!». Так подлинный автор «Неполной книги драконов» - юный викинг по имени Иккинг Кровожадный Карасик III (Крессида Коуэлл, чьё имя стоит на обложке, уточняет, что «он начал делать эти записи, когда ему было десять лет, а закончил в пятнадцать») – пытается испугать и отвадить от своего секретного дневника случайных и непрошеных читателей; но мы-то гости званые, а потому безбоязненно листаем дальше. И узнаём массу презанятнейших вещей – о драконах, разумеется!

…Потому я и решил собрать в этой книге сведения обо всех драконах, каких я только знаю: о том, где они водятся, как устроены, какие у них яйца, как драконы нападают и защищаются. А ещё я научу вас находить драконов, выслеживать их, наблюдать за кладками и драконьими детёнышами. Я опишу тут все-все виды драконов, которые мне известны. Расскажу, как приручить их, как ездить на них верхом и что делать, если на вас напал дракон.

Разворот «Неполной книги драконов» Крессиды Коуэлл

Драконы, как мы узнаём из этой книги, «единственные существа в мире, которым подвластны все 4 стихии: земля, воздух, вода и огонь», и они бывают семи видов: пещерные драконы, древесные, болотные, горные, воздушные, морские, а также микродраконы (совсем маленькие). Самый большой и самый, пожалуй, опасный дракон на свете — моредраконус гигантикус максимус («Удивительное во всех отношениях существо, способное поднимать шестиметровые волны взмахами огромного хвоста и метать молнии из пасти и из глаз»), а самый, похоже, безвредный – светляк, крохотное и очень глупое создание, приносящее «много пользы безлунными ночами и в пещерах» в силу своего умения ярко светиться («Викинги сажают их в фонари, чтобы освещать дома и корабли»).

Одиновы кошмары невероятно страшные. Понятия не имею, как быть, если вы с ними встретитесь.

Иккинг подошёл к описанию фантастических тварей со всей серьёзностью и тщательностью, оценив каждого драконьего представителя по пяти параметрам (фактор устрашения, атака, скорость, размер и непослушность) и систематизировав все свои знания в таблицах с указанием звериных особенностей: кто из них остался верен людям, а кто, напротив, не приручается («ОСТОРОЖНО!!!»), кто умеет говорить по-викингски, а кто общается между собой мысленно, у кого кислота в крови, а у кого лазерные лучи или взрывчатые снаряды (оставим в стороне напрашивающийся вопрос, откуда мальчик прознал про существование лазера).

Разворот «Неполной книги драконов» Крессиды Коуэлл

При этом он не забывает особо подчеркнуть, что «ВСЕ драконы очень-очень опасны — даже те, которые с виду кажутся милашками, как Беззубик»:

У драконов есть дырки-огнедыхала, из которых они могут плеваться огнём, а также метать отравленные стрелки, камни, копья, молнии, лазерные лучи и электрические разряды. Одни драконы более ядовиты, чем паук «чёрная вдова», другие бьются электричеством, а у третьих имеются внутренние дополнительные челюсти, которые могут молниеносно выскочить и вцепиться в вас. А ещё бывают драконы, у которых из дырочек возле глаз брызжет серная кислота.

У дрелингов, например, «на носу торчит острое сверло, способное вращаться с умопомрачительной скоростью», а черепушники («редкий вид нелетающих хищных драконов»), догнав жертву, «перерезают ей жилы на ногах острым и очень длинным когтем и пожирают её живьём». Ночные кровососущие драконы, которых так и зовут - драконы-вампиры – «обезболивают кожу жертвы, прежде чем укусить», тогда как «стращуки любят кровь со вкусом страха, поэтому они сначала запугивают жертву до полусмерти, а потом кусают». У бритвокрылов же крылья «такие острые, что могут в мгновение ока отсечь человеку голову» - и вдобавок они «плюются дротиками, отравленными слабым ядом».

Разворот «Неполной книги драконов» Крессиды Коуэлл

По счастью, Иккинг не только описывает все эти страсти, но и даёт нам ценные советы, как при встрече с ними не отправиться прямиком в Валгаллу: «Столкнувшись с роем стращуков, главное – сохранять спокойствие. Если они не учуют страха, то могут вообще вас не заметить».

Взрослый духожом достигает в длину двадцати шагов - рядом с таким чудовищем любой питон покажется земляным червяком. Они обвивают жертву кольцами и медленно стискивают, пока она не испустит дух. {…} Духожомы очень умные, но и у них есть слабое место: они очень тщеславны. Если показать духожому зеркальце, он так залюбуется своей красотой, что ослабит хватку и позволит вам сбежать.
Крокодитеры ужасно глупые, так что если на вас нападёт такой дракон, просто изобразите стрекотание белладона смертельного, и крокодитер, выпустив вас, со всех лап бросится прочь, хотя люди слишком большие, чтобы сойти за белладона смертельного.
Если пощекотать белладона за ушами, он замрёт как зачарованный и не станет нападать.

Разворот «Неполной книги драконов» Крессиды Коуэлл

Будучи необычайно крутым и чрезвычайно любознательным исследователем, Иккинг представляет нашему вниманию обширные справки не только о том, как выглядят драконьи яйца («Многие яйца покрыты шипами или пупырышками, так что их трудно проглотить. Многие страшно ядовиты. Другие - склизкие, или гадкие на вкус, или похожи на мерзкую мочалку»), но и каким бывает, простите, драконий помёт («Пакость, конечно, но без этого никак»: предупреждён – значит, вооружён; так что запомните, что «яркие разноцветные какашки, как правило, принадлежат ядовитым драконам»). Рассказывая, как оседлать дракона, он не забывает упомянуть про «хитрые приёмы драконьих наездников», а кроме того заботливо напоминает забывчивым: «НЕ БУДИТЕ спящих драконов, когда пытаетесь стащить одного из них…»

Разворот «Неполной книги драконов» Крессиды Коуэлл

Особой ценностью, конечно, обладают приведённые автором примеры драконьего наречия, на котором людям нелегко говорить хотя бы уже потому, что «у них язык не раздвоенный». Но попробовать научиться, разумеется, можно:

Б’бе-беззубик пуз’зик-пуст. Беззубик очень голоден.

Б’бе-беззубик пуз’зик фырки-бырки дожути. У меня в животе ужасно бурчит.

Над’да хряп-хряп ВОТПРЯМЩАС. Я хочу еды ПРЯМО СЕЙЧАС.

Ща кык заревс… Ну всё, сейчас заору…

Нуи ваще мну щ-щасбыд’дрых, нихотца-ца хряпсы. И всё равно я слишком устал, чтобы есть.

Мну бу дрыхсы. Я спать буду.

А ещё здесь есть драконьи анекдоты (!), которые оказываются единственным действенным средством в вопросе воспитания Беззубика (Иккинг признаёт, что это «один из самых вредных и непослушных драконов Варварского архипелага», который «гадит в тапки моему папе» и «отказывается идти спать, когда велено»). Правда, юмор у драконов всё-таки весьма специфический: «Когда надо ловить обыкновенного коричного? Когда его в тебя бросают»; «Какой дракон может прыгнуть выше крыши? Крыши не прыгают»

Разворот «Неполной книги драконов» Крессиды Коуэлл

Приручить дракона — значит объяснить ему, кто тут главный. Традиционный викингский подход к приручению драконов сводится к тому, чтобы ОРАТЬ на них. Но охотничий и ездовой драконы будут сражаться вместе с вами в битвах до конца жизни. Если вы начнёте обучение с запугивания, придут ли они вам на выручку, когда вам будет грозить опасность?

И всё-таки не столько собранные о драконах энциклопедические сведения – главное в этой книге, сколько их бережно запечатлённые изображения. В рисунках Иккинга Кровожадного Карасика III (ну или самой Крессиды Коуэлл – в этом отношении это полностью, от и до, авторская книга) заложено нечто такое, что неизбежно заставляет в них поверить - та детская неуклюжесть, которая лишена фотографического сходства, но в которой присутствует безусловная магия достоверности: да, вот такие драконы и есть! Это та самая чудесная шероховатость (я говорил о ней в рецензии на новый мультфильм), которая была уловлена в самом первом «Как приручить дракона», но полностью испарилась, вытесненная а-ля пиксаровским глянцем, в финальном.

Впрочем, литературный цикл и вдохновлённая им анимационная франшиза – произведения, различающиеся по целому ряду признаков (сравните для начала хотя бы Беззубика!), а потому в них не следует искать условные десять отличий: их лучше изучать как самостоятельные шедевры, имеющие определённые точки пересечения. И радоваться тому, что кино дало нам возможность рассказать об этой замечательной книге, показывающей нам «мир, который мы потеряли, — мир, полный драконов, сияющий мир пламени и отваги».

«Неполная книга драконов» Крессиды Коуэлл

Читайте также:

Рецензия на анимационный фильм «Как приручить дракона 3»

Бумажные комиксы. «Сказки» Билла Уиллингхэма: «Издание делюкс. Книга шестая»

Бумажные комиксы. «Жатва» Пола Дини

Бумажные комиксы. «Аквамен. Книга 5. Мальстрём» Джеффа Паркера

Бумажные комиксы. «Бэтмен» Стива Орландо: «Ночь людей-монстров»

Рецензия на сценарий фильма «Фантастические твари. Преступления Грин-де-Вальда»

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×