Мастер-класс сценариста Олега Маловичко: «Садишься и пишешь!»

Мастер-класс сценариста Олега Маловичко: «Садишься и пишешь!»

В День кино Школа кино и телевидения «Индустрия» провела открытую встречу из цикла «Это не лечится. Профессия: сценарист». Сценарист Сергей Минаев обсудил со сценаристом Олегом Маловичко разнообразные нюансы сценарной работы.

Олег Маловичко уже лет десять числится среди лидеров российского сценарного цеха. На его счету - обе части «Притяжения» (вторая снимается), «Метод» и «Троцкий», «Джунгли» и «Лёд», «Домовой» и «Тиски», «Саранча» и «Призрак», а также готовящийся к выходу сериал «Бендер» - про отца Остапа Ибрагимовича. Интересный автор. Вот конспект его профессиональных правил.

- «Всегда для меня первый этап - ловишь некий нерв идеи. Ты должен написать эмоциональную историю, выбросить её из себя, записать только то, что из тебя прёт, валится. И уже потом - начать своё вдохновение технически выравнивать».

- «Если ты гонишь текст (ради денег), ты очень быстро истощаешься. Ты теряешь веру в себя. Если ты перестаёшь получать кайф от работы, то оказываешь себе плохую услугу».

- Работая с соавторами, встречается с ними раз-два в год. Пишут отдельно - и это позволяет оставаться приятелями: «Все попытки написать, сидя вот так (друг против друга), заканчивались холодным игнором».

Олег Маловичко на встрече «Это не лечится. Профессия: сценарист»

- «Важно то, что в нас, а не тот ярлык, который навешивает на нас общество. На самом деле ты пишешь о людях. Важно понять характер героя, понять его драму».

- «Есть сериал норвежский «Стыд». Там на плакате в комнате героини написана фраза: «Каждый человек ведёт войну, о которой ты ничего не знаешь». Вы должны любить персонажей, но это не значит, что вы должны их оправдывать».

- Что понравилось за последнее время? Сериал Райана Мёрфи «Поза»: «Это совершенно человечная история, он заставляет меняться нас как людей».

- Фильмы, которые поменяли его как личность: «Крестный отец», все фильмы раннего Кустурицы, начиная (видимо, не по хронологии) с «Дома для повешения» («Время цыган»), спагетти-вестерны Леоне, фильмы Джармуша, весь Голливуд 80-х («который был умнее, чем сейчас»), из отечественного кино – «Андрей Рублёв».

- О том, что нельзя посмотреть решительно все сериалы: «Ты смертен: нельзя посмотреть всё и нельзя всё прочитать. Нужно научиться бросать то, что тебя не цепляет. Если нужно, история вас догонит. Нужно смотреть только то, что тебя торкает». Так, в своё время бросил «Игру престолов» после двух серий - недавно пришлось догонять всё залпом.

- О российских перспективах: «В 19-м веке мы - Достоевский и Толстой - сделали лучшие романы в истории человечества». Тут тему поддерживает Минаев, вспоминающий Роберта Макки, который удивляется, зачем в России вообще покупают его книги, когда он сам учился у Чехова: у нас свои учителя есть!

- И кстати: будущим сценаристам Маловичко рекомендует начинать не с Макки и проч., а с нашего (!!!) Владимира Проппа, который был «первым деконструктором» («Морфология сказки»), потом – «Золотая ветвь» Джеймса Джорджа Фрэзера, «полирнул бы Юнгом» и «Тысячеликим героем» Джозефа Кэмпбелла; «вот это на первом этапе». Ну и хорошую художественную литературу следует читать.

- «Если вы владеете структурой, вы владеете эмоцией!»

Олег Маловичко и Сергей Минаев на встрече «Это не лечится. Профессия: сценарист»

- О заимствованиях: «Главный критерий вашего творчества - чтобы цепляло». Все истории уже придуманы, и «новизна - в сочетании идей». «Главное - заставить идею жить в вашей истории».

- «Если штамп у вас работает - оставляйте. Если смотрится как штамп - убирайте. Или иронизируйте над ним».

- Оказывается, в каждый свой фильм или сериал Маловичко вставляет реплику из «Тёмного рыцаря» - по приколу (ау, исследователи - кто б всё это нашёл!).

- Непоставленные проекты, конечно, есть: «У каждого из нас есть кладбище погибших героев, которые по ночам стоят вокруг твоей кровати».

- Нет «низких» жанров или «высоких»: главное тут то, что «ставит вопросы, кто ты и как ты поступаешь». Поэтому в том числе любит комиксы.

- «Мы - это история наших выборов».

- «Зомби-хорроры не приживаются у нас, потому что мы живем в зомби-хорроре. Напугать нас зомби - это нужно очень постараться».

- Говоря о сценарном заработке, Маловичко уточняет, что связан «неразглашухами», но «в среднем по больнице»: от 250 тысяч до миллиона за серию, в кино - от 3 до 8-10 миллионов.

- Нет нормы выработки. Но две тысячи слов в день всё же хорошо бы делать.

- О том, как перебороть творческий ступор (ведь «после первых двух проектов - это уже работа»). «Меня спасли регулярные упражнения. Я разбиваю работу на разные участки. Утром надо быстро писать текст. Потом - делай синопсис, тритмент и т.п. Или сходи погуляй. Ты пишешь - пусть плохо, но пишешь. Главное - не останавливаться. Оставайся постоянно в рабочем тексте. И не надо терять веру: садишься и пишешь!»

Олег Маловичко на встрече «Это не лечится. Профессия: сценарист»

- О собственном авторском проекте - желании снять что-нибудь самому. Некогда сделал сценарий «Квартет», который стал потом «Детям до 16...». Хотел ставить сам, сказал об этом Валерию Тодоровскому, продюсеру: «Мне никогда не забыть, как погасли его глаза». Тодоровский (который, кстати, сам изначально был сценаристом) сказал ему: «Сценарист, который хочет стать режиссёром, может не стать режиссёром (может провалиться), но перестанет быть сценаристом. Вот если точно не можешь без этого - пробуй, если можешь потерпеть – потерпи». Маловичко тогда испугался, от своей идеи отказался - а с тех пор так пока вновь к этому и не пришёл.

- Маловичко с коллегами делает сейчас историю о декабристах - и прислушивается к разным мнениям (консультантов и т.п.): «Каждая критика делает сценарий лучше». Минаев тоже ответил на вопрос о профессиональной критике (тех же редакторах): «Главное - не воспринимать это как войну». Говорит, что тоже прислушивается.

- Про отсутствие в России профессионального цеха. «Безусловно, такая структура нужна. Но проблема в том, что сценаристы, собравшись в одной комнате, друг друга уничтожат». «Сценаристам нужно обзавестись агентами, которые будут за них договариваться. Нам нужно объединяться вокруг агентов» - но перед этим «мы должны цивилизовать себя сами».

Читайте также:

Правила питчинга: студии ищут Героя

«Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова

Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно»

Разбор фильма «Silver Linings Playbook»: мастер-класс Пола Брауна

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
Курск
Дублированный трейлер
Покемон. Детектив Пикачу
Дублированный трейлер
Точка возврата
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мы
Дублированный трейлер
4
Айка
Трейлер
1
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
1
Русский бес
Трейлер
0
Пылающий
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии
В Лос-Анджелесе объявлены претенденты на премию Американской киноакадемии.
Настоящие Гостбастеры покажут, как нужно охотиться
Сын создателя оригинальных «Охотников за приведениями» Джейсон Рейтман готовит возвращение настоящих героев франшизы.
Кино снимают: Ченнинг Татум и Эдгар Райт
Ченнинг Татум и Эдгар Райт планируют свои дебюты: Татум станет режиссером, а Райт поставит первый хоррор.
Рецензия на фильм «Зелёная книга»
Неожиданно приличный фильм Питера Фаррелли, со всей очевидностью претендующий сейчас на «Оскара».
Рецензия на фильм «Бабушка легкого поведения 2. Престарелые Мстители»
Александр Ревва вновь переоденется в экстравагантную Александру Павловну Фишман. Сюжет интереснее, шутки те же.
по комментариям
Рецензия на фильм «Т-34»
Режиссёр «Бригады» возвращается со стрелялкой про танк; отныне война для россиян - новогоднее блюдо.
7
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
7
Рецензия на фильм «Две королевы»
Сирша Ронан и Марго Робби в исторической драме о борьбе за престол; много хуже, чем «Ещё одна из рода Болейн».
7
Съемки шестого Терминатора завершены
Месяц назад завершились основные съемки шестого «Терминатора», которые держались в строжайшей секретности.
6
Хоррор Спауна
Фильмы про супергероев переходят на новый уровень: от развлекательного экшн-аттракциона к леденящему кровь ужасу.
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×