Досье на «Секретное досье»

Досье на «Секретное досье»

«Секретное досье» получило всего две номинации на «Оскар», хотя очевидно (во всяком случае, мне), что это один из важнейших фильмов нашего времени (и в первую очередь его актуальность ощущается именно в России). Пока картина ещё идёт в прокате, мы решили подробнее рассказать о положенной в её основу истории: из-за чего был шум, кто были все эти люди?..

Пресс-релизы к большим голливудским картинам - нечто совершенно особенное. Порой это не просто рассказ о сыгравших в фильме актёрах или о работе над созданием декораций, но самостоятельная повесть, дополняющая увиденное на экране. Увы, многие прокатчики сейчас ленятся заниматься переводом (или не делают этого из экономии), но российский офис студии «Юнивёрсал» по-прежнему выпускает к своим премьерам роскошные и невероятно содержательные пресс-релизы - и это надо ценить, этим надо соответствующе пользоваться.

Сейчас в российском прокате продолжает идти «Секретное досье» - необыкновенно важный, как мне кажется, драматический триллер Стивена Спилберга, посвящённый (на историческом примере) противостоянию Прессы и Власти. В полном объёме пресс-релиз по этой работе прикреплён к карточке фильма - и он представляет, поверьте, значительный интерес; вот несколько (довольно, впрочем, внушительных) цитат из него для привлечения внимания. Они помогут лучше понять историю, с таким воодушевлением перенесённую на экран великим кинорежиссёром - который, оказывается, был лично знаком с сыгранным Томом Хэнксом Беном Брэдли.

Телеролик фильма «Секретное досье»

В марте 1971 года репортёр The New York Times Нил Шихан получил беспрецедентный доступ к совершенно секретному досье на 7000 страниц. Материалы были подготовлены для министра обороны США Роберта МакНамары в 1967 году и были озаглавлены весьма прозаически: «Американо-вьетнамские отношения, 1945 – 1967: Исследование».

«Несмотря на вполне невинное название, этот отчёт произвёл настоящий информационный взрыв, отзвуки которого слышны по сей день. Материалы, которые называли «Документами Пентагона», вскрывали неприятную правду - факты кровавой бойни во Вьетнаме, тщательно скрывавшиеся правительствами четырёх президентов - Трумана, Эйзенхауэра, Кеннеди и Джонсона. Документы Пентагона подтверждали, что президенты не говорили американскому народу всей правды о военных операциях США во Вьетнаме, а за ширмой обещаний о стремлении к миру скрывали расширение военных действий. Досье приоткрывало чёрную страницу истории Америки, на которой были представлены доказательства заказных убийств, нарушений Женевской Конвенции, подтасовки выборов и лживых докладов в Конгрессе.

Обнародование подобных документов было крайне не желательно, особенно с учётом того, что многие американские солдаты по-прежнему подвергали себя смертельной опасности в азиатском театре военных действий. Война во Вьетнаме унесла жизни 58220 американских солдат, общие же потери исчислялись миллионами человек. Документы Пентагона доказывали, что из-за политики правительства США множество этих смертей были бессмысленными».

EPK фильма «Секретное досье»: Мэттью Риз в роли Даниэля Эллсберга

Источником, предоставившим сотрудникам The New York Times доступ к Документам Пентагона, стал военный аналитик корпорации РЭНД Даниэль Эллсберг, который изначально сам трудился над составлением этого досье. {...} В 1969 году Эллсберг решил, что интересы солдат важнее его собственных и вместе со своим коллегой по РЭНД Энтони Руссо начал втайне копировать сверхсекретные документы.

«{Позднее} Эллсбергу и Руссо были предъявлены обвинения в шпионаже, Эллсбергу грозило тюремное заключение сроком на 115 лет. Суд начался в январе 1973 года, в самый разгар Уотергейтского скандала. Два этих события оказались связаны между собой – выяснилось, что сотрудники администрации Никсона шпионили за психотерапевтом Эллсберга, пытаясь дискредитировать последнего. В конечном итоге, 11 мая 1973 года судья объявил о том, что судебное разбирательство было проведено с нарушением процедуры. Все обвинения с Эллсберга и Руссо были сняты. {...}

{В фильме} Эллсберга сыграл Мэттью Риз, известный по роли советского шпиона в телевизионном сериале «Американцы». {...} У Риза был один важный вопрос к Эллсбергу: “Я спросил: «Было ли вам страшно, когда за вами охотилось ФБР?», – вспоминает актёр. – Он ответил: «Не было, поскольку я был убеждён в том, что поступаю правильно». Это было лучшая демонстрация качеств человека. Он не был паникёром, прячущимся в номере отеля. Он был уверен в том, что делает, и был готов принести себя в жертву во имя торжества справедливости”».

EPK фильма «Секретное досье»: Майкл Стулбарг в роли Эйба Розенталя

Попытки заинтересовать некоторых членов Конгресса США не увенчались успехом, после чего Эллсбергу оставалось только передать засекреченные материалы в издательство The New York Times.

«Шеф-редактора The New York Times Эйба Розенталя, обладателя Пулитцеровской премии, проработавшего в газете 56 лет, сыграл Майкл Стулбарг. {...} Сын Розенталя, журналист Энди Розенталь, посетил съёмочную площадку фильма СЕКРЕТНОЕ ДОСЬЕ и дал кинематографистам свою оценку происходящего. О роли своего отца в истории он сказал:

“Решение публиковать Документы Пентагона далось ему очень нелегко, поскольку все в The Times понимали, что последует немедленная и неприятная реакция сверху. Они были уверены, что своими действиями не несут угрозы национальной безопасности – в документах не было ни слова о военной стратегии, тактических приёмах или о передислокации войск. Издатель The Times Артур Сульцбергер был отставным пехотинцем, и идея публиковать секретные документы пугала его до крайности. Однако редакционная коллегия, которую возглавлял мой отец, была настойчива и убедительна. В конечном итоге, отец решился на публикацию вопреки настоятельным рекомендациям юристов. Последствия не заставили себя долго ждать… Однако этот шаг был крайне важен для того, чтобы нация узнала о том, что происходит во Вьетнаме. Ещё большее значение публикация имела для журналистики в целом – прецедент создал правило, несмотря на все последовавшие за этим беды и тяготы”».

Фичуретка фильма «Секретное досье»: видение Стивена Спилберга

13 июня 1971 года газета The New York Times появилась на прилавках с заголовком на первой полосе «Вьетнамские архивы: Пентагон курирует внешнеполитический курс США на протяжении трёх десятилетий». {...} 15 июня администрация Никсона отправила запрос в Федеральный Суд с просьбой приостановить публикации The Times, мотивируя это тем, что статьи представляют угрозу государственной безопасности. Запрос был одобрен.

«18 июня в The Washington Post появился первый материал из Документов Пентагона. В тот же день Департамент Юстиции наложил арест на типографию и выдвинул обвинения против The Washington Post, хотя в этот раз федеральный судья отказался санкционировать подобные действия. Искры, привнесённой The Times и The Post, хватило, чтобы разгорелось пламя. Скандальные материалы начали появляться в The Boston Globe, The Chicago Sun-Times и в других изданиях, становясь важной частью одного целого.

30 июня в дело решил вмешаться Высший Суд, пересмотрев санкции против соответствующих публикаций. Подавляющее большинство справедливо полагало, что Документы публикуются в интересах общества, и что именно во власти прессы следить за деятельностью правительства. {...} Издания, публиковавшие документы, громогласно заявляли о необходимости говорить людям правду, насколько бы горькой и болезненной она ни была».

Заседание Верховного Суда: The New York Times против Соединённых Штатов, дело №403 U.S. 713. Выдержка из речи судьи Хьюго Блэка:

В первой поправке к Конституции наши Отцы-Основатели защитили свободную прессу и её важную роль в демократическом обществе. Пресса должна служить народу, а не правительству. Право государственных властей на цензуру было упразднено с тем, чтобы пресса могла беспрепятственно и объективно оценивать решения правительства. Пресса получила полное право раскрывать утаиваемые политиками секреты и рассказывать о них рядовым гражданам. Только свободная и бескомпромиссная пресса может эффективно раскрывать правительственные заговоры. Ключевая ответственность свободной прессы заключается в попытке государства скрыть от народа истину, отправить в далёкие земли, оставить умирать от ран и болезней, подставляться под вражеские пули. С моей точки зрения, отважные стремления сотрудников The New York Times, The Washington Post и других журналистов должны расцениваться как служение цели, столь очевидной Отцам-Основателям. Разоблачив правительство, деятельность которого привела к вьетнамской войне, газеты сделали именно то, на что надеялись и уповали Основатели, то, что и должны были сделать.

Фичуретка фильма «Секретное досье»: кто есть кто

«Спилберга особенно заинтересовала тема риска, которая делала фильм не только драмой, но и триллером. Кроме того, он по достоинству оценил, как сценарист описала женщину, находящую силы проявить себя. “Газета The Washington Post отчаянно рисковала, продолжив публикации даже после того, как судья наложил арест на The New York Times, – отмечает режиссёр. – The Post, если можно так сказать, истекала кровью. Газета должна была выйти на национальный уровень, чтобы сохранить платёжеспособность. В центре этой трагедии локального масштаба находилась Грэм, которой предстояло сделать самое важное решение в истории издания. Я видел в сценарии как рождение лидера, так и становление национальной газеты”».

Грэм была одной из самых влиятельных женщин в Америке. Ей одной из первых удалось разрушить стереотипы, став во главе медиа-гиганта The Washington Post Company, а затем превратившись в ведущую фигуру в мире журналистики. Однако к тому времени, когда начали публиковаться Документы Пентагона, она только пыталась встать на ноги, училась выживать в жестоком океане бизнеса и была единственной женщиной, допущенной в мир мужчин.

«Грэм позднее писала: «Иногда не нужно ничего решать, нужно двигаться вперёд. Именно это я и сделала – пошла вперёд, вслепую, не раздумывая, пошла в новую, незнакомую мне жизнь». {...}

Позднее Грэм приобретёт ещё большую известность, воодушевив своих журналистов раскрыть истину, скрываемую Белым Домом о Уотергейтском скандале. Решение о публикации Документов Пентагона стало переломным моментом, определившим вектор развития The Post и обеспечившим газете хорошую репутацию. Именно тогда сформировался институт журналистики, лейтмотивом которого стала крылатая фраза “демократия умирает в темноте”».

Фичуретка фильма «Секретное досье»: Том Хэнкс в роли Бена Брэдли

Если Грэм в 1971 году только пыталась найти себя, Брэдли к тому времени уже заработал добротную репутацию собранного, вдумчивого журналиста – безжалостного, настырного и отчаянно свободолюбивого. Грэм сама наняла Брэдли в 1965 году на должность помощника шеф-редактора, но он довольно быстро двигался по карьерной лестнице. За время своей работы он нанял многих талантливых репортёров и помог им развить свой потенциал.

«Спилберг некогда жил с Брэдли по соседству и много беседовал с соседом о кинематографе и событиях в мире (хотя речь никогда не заходила о Документах Пентагона). «Бен был главнокомандующим в новостном блоке The Post, – говорит режиссёр. – Он был капитаном корабля в прямом и переносном смысле, поскольку во время Второй Мировой он действительно был капитаном на военном судне. Он руководил издательством, словно планировал военную операцию. Случалось, он принимал жестокие решения, но в его сердце всегда находилось место и для доброты. Он любил свой коллектив, и если иногда бывал нетерпелив и взвинчен, то никогда не забывал о том, что его окружают члены своеобразной семьи. Он превратил The Post в одну из величайших газет в истории новостной индустрии».

Взаимоотношения Грэм и Брэдли противоречили всем законам логики – её молчаливое очарование никак не коррелировалось с его грубостью и резкостью. Необычный творческий дуэт стал в редакции настоящей притчей во языцех, наравне с Документами Пентагона и Уотергейтом. По словам Дона Грэма, его мать и Брэдли преследовали одну и ту же цель: «Они хотели сделать The Post лучшей газетой, какую только можно себе представить».

“У Бена, вне всяких сомнений, был отлично развит журналистский инстинкт, – продолжает Хэнкс, – но кроме того, он умел мотивировать людей. Он не только воодушевлял своих подопечных, но и помогал им двигаться вперёд. Он любил свою работу, но больше того он любил эффект от своей работы: найти правду, оформить её должным образом и предоставить читателям самим оценить её. Он был невероятно амбициозен, ничего удивительного в том, что он пришёл в ярость, узнав, что The New York Times добралась до Документов Пентагона первой. Он не хотел быть редактором второсортной газеты, ему нужно было первое место”».

Фичуретка фильма «Секретное досье»: Мерил Стрип - о Томе Хэнксе

«Спилберг также отметил, что трудно себе представить лучшее время для релиза этого фильма. «Сейчас как нельзя кстати придётся картина о свободной прессе и о её роли в защите демократии», – резюмирует режиссёр».

Благодарим за предоставленный пресс-релиз пресс-службу российского филиала студии «Юнивёрсал».

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Омен: Перерождение
Дублированный трейлер
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №3
Холодная война
Дублированный трейлер
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
Закат
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Черный клановец
Дублированный трейлер
0
Фанни и Александр
Отрывок: рождественский спектакль
0
Фанни и Александр
Отрывок: хоровод
0
Фанни и Александр
Отрывок: волшебный фонарь
0
Фанни и Александр
Отрывок: самый драгоценный стул в мире
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Сердце Пармы», «Общага-на-Крови» и другие экранизации Алексея Иванова
«Сердце Пармы», «Общага-на-Крови», «Тобол», «Пищеблок» и «Вилы» - будущие экранизации романов Алексея Иванова.
Рецензия на анимационный фильм «Ральф против интернета»
Продолжение прекрасного мультфильма про громилу и девочку с глюком: теперь они покоряют всемирную сеть.
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)
Сорок третий игровой фильм Ингмара Бергмана - одновременно и о кино, и о театре, и о смерти.
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×