Рецензия на фильм «Секретное досье»

Рецензия на фильм «Секретное досье»

Мерил Стрип и Том Хэнкс в напряжённой драме Стивена Спилберга о том, как журналисты нагнули правительство Никсона, пытающееся скрыть правду о Вьетнамской войне. Обязательно видеть.

Сюжет:Газетчики выступают против правительства; «заслуживающее» запрета объяснение понятия «патриотизма» от Стивена Спилберга.

«Секретное досье» (The Post), США - Великобритания, реж. Стивен Спилберг, в ролях: Мерил Стрип, Том Хэнкс, Боб Оденкёрк, Дэвид Кросс, Кэрри Кун, Элисон Бри, Трейси Леттс, Джесси Племонс, Майкл Стулбарг, Брюс Гринвуд, Сара Полсон, Мэттью Риз.

В 1971-м году «Вашингтон Пост» размещает свои акции на фондовой бирже. Семейный бизнес, каковым изначально являлась газета, испытывает к этому моменту заметный денежный голод, инвесторов пугает невозможность получать достойную прибыль, и издателю приходится терпеливо им объяснять, для чего следует вкладываться в серьёзных репортёров. Кэтрин Грэм слегка пугает пункт, согласно которому банкиры могут отказаться от договора в течение семи дней после подписания, однако что такого может случиться за одну лишь неделю?..

Но в те же дни «Нью-Йорк Таймс» начинает публиковать утекшие из Министерства обороны материалы, из которых ко всеобщему изумлению выясняется, что Белый дом врал о необходимости войны во Вьетнаме все последние тридцать лет. Редактору «Пост» Бену Брэдли, понимающему, что за «Таймс» им не угнаться, остаётся о такой сенсации лишь мечтать - но вот сама судьба бросает ему вызов. Президент США Ричард Никсон находит журналистское расследование «подлой предательской акцией» и намеревается подавать в суд за разглашение государственной тайны.

И именно теперь то самое «секретное досье» попадает в руки сотрудников «Вашингтон Пост». Его публикация чревата: обстоятельства таковы, что газета может прекратить своё существование, а редактор с издателем при неблагоприятном исходе точно окажутся в тюрьме. Всем им предстоит выбрать «правильный путь», предстоит «историческая схватка».

У столь обстоятельного пересказа новой работы Стивена Спилберга (верного своей манере почти одновременно выпускать две картины: серьёзную и развлекательную) есть, по сути, одна-единственная причина: про само кино сказать больше вроде как и нечего. Это совершенно блестящий фильм, который можно только хвалить да нахваливать: сценарий, декорации, камеру, актёрское мастерство, безупречное чувство ритма и способность облечь важнейшие слова в безостановочно-увлекательное повествование!.. Конечно, не все ленты Спилберга автоматически приравниваются к шедеврам, но «Секретное досье» вслед за недавним «Шпионским мостом» вновь подтверждает: великий режиссёр находится в преотличной творческой форме.

В остальном разговор может идти уже совсем о другом. А именно о том, что Минкульт, конечно, совсем не те фильмы у нас запрещает. Исходя из логики властных структур, «Секретное досье» куда больше «Смерти Сталина» (о которой столько шумели) «подрывает» основы нашей государственности и духовности.

Потому что показывает, какой на самом деле должна быть настоящая пресса: честной, независимой, неподвластной любым, даже самым сильным нажимам. «Пресса должна служить подвластным, но не власти», - вспоминают тут отцов-основателей, и нам остаётся лишь сокрушённо вздохнуть: эту битву российские СМИ проиграли со всей грациозностью. Если и была у нас настоящая свобода слова, то только в крохотный исторический промежуток так называемой «гласности» - до некоторой поры перетекшей и в 90-е, но там и оставшейся.

Потому что показывает, что министр обороны может думать об «успехах» на войне одно, а вслух – для прессы - говорить совершенно другое. Потому что называет вещи своими именами: 70% американских солдат отправлялись во Вьетнам не ради победы, а лишь для того, чтобы «избежать унизительного для страны поражения». «Увидев всё это, - уверен человек, скопировавший документы, - народ выступит против войны: все знали, что мы не сможем победить, но посылали ребят умирать». Если ли нынче более актуальные для нас слова - с учётом поступающих новостей из Сирии?..

Потому, в конце концов, что показывает, каким должен быть настоящий суд: справедливым, беспристрастным и выносящим вердикт не по звонку, а основываясь на незыблемой Конституции.

Президент, конечно, может не пускать чрезмерно язвительных газетчиков на свадьбу своей дочери, может даже запретить репортёрам посещать Белый дом - но он не в силах остановить Правду, о чём лишний раз Стивен Спилберг напоминает в финале, когда охранник «Уотергейта» обнаруживает незапертую дверь. В Америке, во всяком случае, не может.

«Трудно сказать "нет" президенту Соединённых Штатов», - признаёт героиня Мерил Стрип, вхожая в «ближний круг» (вплоть до того, что тот самый проштрафившийся министр обороны - её старый добрый друг, часто бывающий у неё дома). Персонаж Тома Хэнкса тоже дружил с четой Кеннеди, но приходит пора понять, что нельзя одновременно быть и там, и там, получать от политиков информацию - и сохранять по отношению к ним объективность. «Если мы не призовём их к ответу, то, чёрт возьми, кто тогда?..» - вопрос, утративший, к сожалению, своё значение в современной России.

В «Секретном досье» есть момент, когда мужчины за ужином переходят на политические темы - и хозяйка обращается к гостьям: «Это сигнал для дам удалиться». Сегодня все мы - те самые «дамы», понимающие или притворяющиеся, что в политике и без нас разберутся. Поразительно, что именно Спилберг - режиссёр, за которым в широких кругах сохраняется репутация «сказочника», - напоминает сегодня нам, что это, в принципе, не совсем так.

Патриоты ли создатели этого фильма? Безусловно. Напоминая нам о вопиющих ошибках государственной машины, о лжи высокопоставленных чиновников и о том, что история даже их страны - отнюдь не безгрешна, они в то же время показывают, что в любые времена (тут можно привести целый список столь же важных американских политических картин, начиная, допустим, с драмы Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон», к которой Спилберг отсылает прямой цитатой) находятся люди, способные подобно библейскому Давиду встать на пути ужасающего Голиафа - и сразить его, потому как сила - в правде, на каком бы языке она ни звучала.

У нас понятие «патриотизма» понимается теперь несколько иначе - но хочется верить, что зрители «Секретного досье» смогут сами поразмышлять, каким образом мы до этого докатились.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Персона
Отрывок: конец фильма
Персона
Отрывок: в спальне Альмы
Персона
Отрывок: о сыне
Персона
Отрывок: в спальне Элизабет
Персона
Отрывок: самосожжение буддийского монаха
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Стекло
Дублированный трейлер
1
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №2
1
Т-34
Трейлер
1
Персона
Отрывок: конец фильма
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Окно в Европу», часть 1: Взгляд в прошлое
Выборгский фестиваль «Окно в Европу» позиционирует себя, как киносмотр, который делает прогноз отечественного кино на завтра
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Стива Орландо: «Ночь людей-монстров»
Бэтмен против кайдзю: комикс, которого многие из нас наверняка ждали. Представьте и восхититесь!
«Окно в Европу», часть 2: Разновидности любви
Выборгский кинофестиваль, наверное, единственный отечественный киносмотр, который в плане поднимаемых тем не стесняется идти в ногу со временем
Бумажные комиксы. «Сказки» Билла Уиллингхэма: «Издание делюкс. Книга пятая»
Рассказывая про Голливуд, автор этого комикса невзначай подкинул идею создателям сказки «Джек - покоритель великанов».
Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)
«Персона» - это экзистенциальная драма революционно новой формы и принципиально нового содержания.
по комментариям
Рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Последствия»
Итан Хант в поисках трёх ядерных бомб, опять; шестая серия, а Том Круз совсем не изменился.
12
Рецензия на фильм «Мектуб, моя любовь»
Юный Амин в окружении девушек; новый фильм Абделатифа Кешиша - про жаркое лето и вечную молодость.
3
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
2
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
2
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×