Охотники за привидениями: История создания фильма «Заклятье»

Охотники за привидениями: История создания фильма «Заклятье»

Фраза «Основано на реальных событиях», сопровождающая книгу или кинокартину, неизменно привлекает к произведению особое внимание. 25 июля в широкий прокат выходит фильм «Заклятье» — новая работа мастера жанра «хоррор» Джеймса Вана, козыряющая своими корнями из реальной жизни. Мы решили разобраться, на чем же строится эта картина, кто такие Уоррены, и почему нам следует идти на это кино в кинотеатры.

Непростые люди

Исследования, проводившиеся Американским институтом общественного мнения (он же Институт Гэллапа) в 2005 году, показали, что в среднем треть американцев, англичан и канадцев верят в привидения и дома, населенные ими. Скептики, разумеется, всячески опровергают существование подобных явлений, но рассказов о контактах с духами меньше от этого не становится. Подобные истории культивируют особый пласт людей, посвятивших себя борьбе со сверхъестественными силами. К сожалению, по большей части это шарлатаны, но на их фоне особо выделяются настоящие профессионалы своего дела. К таковым и относятся Эд и Лоррейн Уоррены.

Паранормальные явления прочно вошли в жизнь будущих демонологов еще в ранние годы. Так, в доме в Бриджпорте, штат Коннектикут, где с пяти лет рос Эдвард, постоянно происходили различные странные явления. Например, однажды ночью, когда вся семья легла спать, мальчик услышал, как сама собой открылась дверь туалета. Заглянув внутрь, он увидел сначала лишь бесформенную тьму, которая постепенно приняла очертания шара, в котором просматривалось лицо пожилой женщины. Шар этот неспешно выпарил в комнату, и при этом отчетливо слышались чьи-то шаги и тяжелое дыхание. Стало жутко, неестественно холодно, а затем внезапно призрак исчез без следа. И такое происходило не единожды.

Отец Эда, офицер полиции и человек реалистичных взглядов, успокаивал сына и как мантру повторял одно и то же: «Всему происходящему в этом доме есть логическое объяснение». Самого объяснения, правда, мужчина дать не мог. Мальчику приходилось часто оставаться дома одному, и в желании научиться защищаться от привидений он перечитывал множество книг, по крупицам собирая любые сведения о потусторонних сущностях, их способностях и методах их нейтрализации.

В 16 лет, работая билетером в Колониальном театре Бриджпорта, Эдвард встретил девушку по имени Лоррейн Рита Моран. Ровесница Уоррена, она приходила туда с матерью каждую среду вечером. Молодые люди быстро сдружились, и их отношения стали развиваться дальше. Вскоре Эд узнал, что его спутница тоже далеко не простая девушка — Лоррейн обладала даром ясновидения. Впервые способности проявились у нее в 9 лет, когда она начала видеть исходящее от людей свечение и чувствовать их ауры. Свой талант она скрывала, дабы не вызывать неодобрения своей семьи, проповедовавшей догматы Ирландской католической церкви, и о призраках, духах и демонах до встречи с Эдом не имела ни малейшего понятия.

Лоррейн сразу увидела в Эде своего будущего супруга

Как потом рассказывала Лоррейн, едва только впервые увидев Эда, она сразу поняла, что именно с этим человеком она свяжет свою жизнь. Интуиция не подвела ее. Когда Эду исполнилось семнадцать, он пошел служить на флот, а несколько месяцев спустя, во время его увольнительной, молодые поженились.

После Второй мировой войны семья, теперь уже из трех человек — Лоррейн родила дочь, — воссоединилась. Еще с детства Эдвард обожал рисовать, и поэтому он решил поступить в Школу искусств Перри (Perry Art School), дочернее учреждение Йельского университета. Но очень скоро он понял, что занятия ему без надобности. «Я могу рисовать лучше, чем эти преподаватели, — говорил Эд. — Они заваливают нас геометрией и прочей ерундой, которая мне не нужна». Тогда Уоррены купили за 15 долларов машину, Chevrolet Eagle 1933 года, и стали колесить по Новой Англии, продавая картины Эда по три-четыре доллара за полотно — неслыханные по тем временам деньги.

Именно с картин началась карьера Уорренов как исследователей паранормального. Стоило Эду прознать про какое-то место или дом, якобы населенное привидениями, он сразу же брал с собой Лоррейн и ехал это проверять. Скептицизм жены, не верящей в существование духов, его не останавливал — стоило Эду напомнить о своих детских годах в Бриджпорте, как Лоррейн покорно уступала.

Естественно, поначалу никто не хотел разговаривать и уж тем более пускать в дом незнакомую пару. Для того чтобы наладить контакт, Уоррены придумали свой подход. Эд становился так, чтобы хозяева точно могли его видеть, и начинал рисовать их дом. Сделав мало-мальски красивый набросок, он отдавал его Лоррейн, которая уже стучалась в двери. «Мой муж очень любит рисовать дома с привидениями. Это он сделал специально для вас», — говорила она, вручая жильцам работу супруга. После этого хозяева обычно приглашали пару на личную беседу. Эд осматривал дома, пытаясь выяснить, происходит ли в них что-то схожее с тем, что он сам видел в детстве.

Океанорожденная Мэри

Один из таких случаев радикально изменил жизнь Лоррейн. Пара приехала осмотреть дом, принадлежавший Льюису Рою. Мистер Рой распространял слухи о духе Океанорожденной Мэри, который живет в этом доме и оберегает его и сокрытое в нем сокровище. Легенда рассказывала о девушке Мэри Уоллес, родившейся в 1720 году на борту следовавшего из Ирландии в Америку корабля «Вольф», захваченного в пути испанскими пиратами. Увидев новорожденное дитя, капитан пиратов дон Педро расчувствовался, освободил судно и даже подарил девочке отрезок расшитого золотом шелка. Дом, о котором шла речь, якобы был построен отошедшим от дел Педро и впоследствии принадлежал семье Уоллесов, пока в 1916 году его не выкупили Рои. Едва зайдя в здание, Лоррейн внезапно ощутила присутствие некой сущности, преисполненной отчаяния. Позже леди Уоррен рассказывала, что в тот момент она словно выпорхнула из своего тела, а ее талант медиума раскрылся в полную силу. Именно после этого случая Лоррейн стала полностью разделять веру мужа в потусторонних существ. К слову, то, что она почувствовала в доме, не имело никакого отношения к золоту, пиратам или настоящей Мэри Уоллес. Легенда была развеяна, хотя репутация, которую создал Рой своему непритязательному жилищу, и по сей день привлекает легковерных туристов.

В 1952 году в городе Монро, штат Коннектикут, Уоррены основали Общество исследований паранормальных явлений Новой Англии (The New England Society For Psychic Research, N.E.S.P.R.). Это учреждение на добровольных началах собрало под одной крышей людей самых разных профессий — ученых, полицейских, медиумов, врачей, психологов. Всех их объединяла одна цель: познавать сверхъестественное и помогать людям, попавшим в беду из-за нечистой силы. Уоррены разработали целую систему расследования паранормальных инцидентов. Своим ученикам они рассказывали, что демонов можно обнаружить по особому запаху, что одержимы могут быть не только дома, но и сами люди, показывали, как использовать технику вроде фотоаппаратов и магнитофонов для выявления неуловимых человеческими органами чувств сущностей. Нередко они прибегали к помощи католических священников для проведения обрядов экзорцизма.

Эдвард и Лоррейн Уоррены свыше пятидесяти лет занимались исследованиями случаев, связанных с паранормальными явлениями, и за это время заслужили репутацию видных специалистов в этой области. За свою карьеру они расследовали более десяти тысяч дел и имели дело с сотнями различных сверхъестественных существ. В своем доме они создали Оккультный музей, в котором бережно собирали предметы из домов, где им приходилось работать. Экспонаты, хранящиеся там, по-прежнему наделены темной энергией, и потому одну из комнат в доме занимает священник, каждый день освящающий опасную коллекцию. К сожалению, 23 августа 2006 года не стало Эда Уоррена, но дети и их семьи помогают Лоррейн продолжать дело всей их жизни.

Часть экспозиции в Оккультном музее

Имя Уорренов известно далеко за пределами США. Их опыт и знания нашли отражение во многих книгах и документальных телевизионных проектах. Не обошел такую тему и кинематограф. Так, расследование дела семьи Смерлов легло в основу телефильма Роберта Мэндела The Haunted (1991), в создании сценария к которому принимали участие сами Уоррены и Смерлы. Лента Питера Корнвелла «Призраки в Коннектикуте» также имеет под собой реальную историю о том, как в 1986 году Эд и Лоррейн расследовали жуткое дело семьи Снедекер, хоть и обращается с материалом достаточно вольно. Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием, пожалуй, самое громкое дело Уорренов — «Ужас Амитивилля», воплотившееся в одноименном фильме ужасов Стюарта Розенберга 1979 года, а затем и в его ремейке, увидевшем свет в 2005-м году.

Темные начала

«Заклятье» также базируется на одном из дел исследователей (более того, режиссер первоначально предлагал название «Файлы Уорренов»). В 1970 году Роджер Перрон купил большую ферму под названием «Поместье Арнольда» в Харрисвилле, Род-Айленд, построенную еще в конце XVII века. Мужчине новое место показалось прекрасным место для его семьи. Уже на следующий день после покупки всё семейство (сам Роджер, его жена Кэролин и пятеро дочерей) переехало в новое имение. Странным было лишь последнее предупреждение продавца — не выключать на ночь свет.

Вскоре новым жильцам стало ясно, что их дом буквально кишит привидениями. «Большинство из них были совершенно безобидны, некоторые даже не замечали людского присутствия, но сам факт — восемь поколений жили и умирали в этом доме до нашего приезда, и кто-то навеки остался здесь», — писала впоследствии одна из дочерей семейства, Андреа Перрон. Каждый член семьи видел призраков, ровно как и те, кто жил в этом доме до и после Перронов.

Настоящий кошмар для семьи начался, когда оказалось, что среди сонма мирных духов затесалась и жестокая тварь. Бафшеба Шерман, согласно легенде, была практикующей ведьмой, которая принесла в жертву своего несовершеннолетнего ребенка Дованкина, а затем повесилась. Предания гласят, что ее дух сводил с ума матерей, заставляя их убивать собственных детей. Чувствуя, что им не справиться с такой силой, Перроны обратились за помощью к чете Уорренов.

Кадр из фильма «Заклятье»

Впервые идея превратить этот материал в художественный фильм зародилась добрых двадцать лет назад, когда Эд Уоррен дал послушать запись своей беседы с Кэролин Перрон продюсеру Тони ДеРозе-Грюнд. «Если мы не сможем сделать из этого фильм, то я не знаю, что мы вообще можем», — сказал тогда демонолог. ДеРоза-Грюнд согласился и написал первый вариант скрипта. Однако на протяжении почти четырнадцати лет никто не хотел связываться с подобным проектом. Дальше всего продвинулись переговоры со студией Gold Circle Films, ответственной за «Призраков в Коннектикуте», но сделка так и не состоялась.

В конце концов, ДеРозе удалось объединить усилия с продюсерской компанией Питера Сафрана. Для переработки сценария были наняты братья Чэд Хэйс и Кэри Хэйс Хейс, на чьем счету такие ленты как «Белая мгла», «Жатва» и «Дом восковых фигур». Отличительной чертой их скрипта стало то, что фокус повествования сместился с семьи Перронов на Уорренов, впервые сделав их центральными персонажами. Хейзы часто консультировались у Лоррейн Уоррен, уточняя те или иные детали той истории. Одновременно с этим разгорелась борьба между студиями за будущий проект. Победительницей вышла Summit Entertainment, однако боссы компании не смогли договориться с ДеРозой, который предпочел заключить контракт с New Line Cinema. И хотя все бумаги были подписаны в ноябре 2009, активная работа над фильмом началась лишь в начале 2011-го.

В июле было объявлено, что постановкой картины займется Джеймс Ван — режиссер молодой, но уже успевший отметиться обласканными критиками и зрителями «Пилой», «Мертвой тишиной» и «Астралом». Вана в «Заклятье» привлекла в первую очередь возможность сделать не просто очередной выдуманный паранормальный ужастик, а рассказать историю, имевшую место в действительности. Для работы над новым фильмом Ван пригласил многих своих бывших коллег. Так, с художником-постановщиком Джули Бергхофф они вместе работали над «Пилой», а оператор Джон Р. Леонетти снимал «Мертвую тишину» и «Астрала».

Патрик Уилсон и Вера Фармига в роли супругов Уорренов

Прямиком из «Астрала» на съемочную площадку «Заклятья» пришел и актер Патрик Уилсон, но теперь вместо жертвы сверхъестественных сущностей он перевоплотился в охотника на них — ему досталась роль Эда Уоррена. Его экранной супругой стала Вера Фармига, тоже не понаслышке знакомая с жанром «хоррор» после роли в фильме «Дитя тьмы». Готовясь к съемкам, актеры читали книги о Уорренах, а также ездили в дом четы в Монро, чтобы лично пообщаться с Лоррейн. Особенно важно это было для Фармиги — она старалась уловить мельчайшие детали характера собеседницы, ее манеру общения, улыбку, движения и т.д. Кроме того, госпожа Уоррен часто посещала съемочную площадку и помогала команде советами.

Роли Перронов-родителей отошли Рону Ливингстону и Лили Тэйлор. Шенси Касвелл сыграла старшую дочь, Андреа, а ее сестрами стали Хейли МакФарланд, Джои Кинг, Маккензи Фой и Кайла Дивер. Кэролин Перрон и ее дочери приезжали на съемки и наблюдали за работой, но с актерами они не общались.

Интересно, что потустороннюю тварь, терроризирующую героев, уже второй раз после «Астрала» воплощает автор музыки к фильмам Джозеф Бишара.

Сами съемки стартовали в конце февраля 2012 года в Уилмингтоне, Северная Каролина, и продолжались 38 дней. Все сцены были отсняты в хронологическом порядке, но в итоге пришлось выбросить около получаса материала, чтобы уложиться в двухчасовой формат. Первоначально студия Warner Bros. планировала выпустить фильм в начале 2013-го года, но после успешных тестовых показов было решено сместить релиз на горячую для киношников летнюю пору, когда хорроры обычно «не в почете».

Как бы то ни было, уже ясно, что картина оправдала ожидания своих создателей, объявивших о будущем сиквеле. Похоже, жизнь Эда и Лоррейн Уорренов может положить начало большой долгоиграющей франшизе. Так это или нет, покажет время, но если занимательные и пугающие истории будут подкреплены достойным качеством исполнения — мы будем только рады.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Джуманджи: Зов джунглей
Дублированный трейлер №2
Сделано в Америке
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
На Оскар с нелюбовью
Россия отправляет фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» на сосискание премии Американской киноакадемии «Оскар»
Сербский фильм
Режиссер «Танцев насмерть» снимает фильм о захвате военного аэродрома в Косово российскими войсками в 1999 году
Бабушка спасителя человечества
Джеймс Кэмерон намерен вернуть Линду Хэмилтон в новую историю о Терминаторе.
по комментариям
Кина не будет?
Кинопрокат России в его нынешнем виде доживает последние дни. Закон о 5 миллионах убьет киноиндустрию
16
Кто поедет за Оскаром?
Российский оскаровский комитет продолжает выбирать фильмы, которые могут достойно представить страну на премии американ
9
Гоголя сократили и перенесли
Продюсеры решили перенесли выход фильмов про похождения Гоголя в Диканьке «Вий» и «Страшная месть» на 2018 год
5
Кто придет на смену Треворроу?
На этой неделе Lucasfilm отказалась от услуг Колина Треворроу в качестве режиссера девятого эпизода «Звездных войн».
4
Лабиринт страха | Рецензия на фильм «Оно»
Мы посмотрели хоррор-аттракцион «Оно» Андре Мускьетти. Александр Голубчиков делится впечатлениями от увиденного.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×