Режиссерская версия: Александр Митта (часть вторая)

Эксклюзив!
Режиссерская версия: Александр Митта (часть вторая)

Во второй части своей «Режиссерской версии» Александр Митта вспоминает о Владимире Высоцком, рассказывает о том, зачем его однажды страховал японец, и как «Экипаж» выпустили в прокат безо всякой рекламы. А заодно объясняет, почему на рубеже 1979-1980 годов на экраны страны одновременно вышло три суперхита — и почему их коммерческие показатели так и остались непревзойденными.

1974 год: «Москва, любовь моя»

«Это была первая кооперация Японии и России, и так как в картину были вложены японские деньги, то за моей спиной меня страховал Кэндзи Ёсида: если я вдруг лажанусь — он всегда подхватит. В нашем понимании он был ассистентом и на самом деле мне не мешал, мы с ним очень дружно, нормально работали.

Кадр из фильма «Москва, любовь моя»: Комаки Курихара и Олег Видов

А по жанру это была мелодрама, совершенно безобидная вещь. Власти поняли, что я поддаюсь, не настаиваю на радикальных, так сказать, каких-то движениях. У них были разные методы: одних они запрещали, других чем-то подкармливали, третьих гоняли по заграницам, но снимать не давали... А мне вот совали в руки мелодраму. Тогда в Советском Союзе снимать мелодрамы вообще никто не хотел, не было никакого оттенка уважительности к мелодрамам, это был низкий жанр, что-то отвратительное, безвкусное и ужасное. А я с удовольствием мелодраму снял и очень многому научился. Для меня это была очень полезная картина.

В её центре была Комаки Курихара, балерина, суперзвезда Японии. Она, собственно, была в этой картине главная — а мы по бокам. И после того, как «Москва, любовь моя» имела успех, то следом пошёл фильм про Комаки в Питере, как бы «Ленинград, любовь моя». Его делал уже Серёжа Соловьев — «Мелодии белой ночи». Дальше планировался «Киев, любовь моя», ещё что-то «…любовь моя», но вторая картина, хотя и была прекрасной, уже не имела такого коммерческого успеха, и они эту серию закрыли».

Бонус: СССР — Япония
«Если бы Советский Союз не рухнул, Япония стала бы нашим ближайшим другом. Потому что её интересовали наша нефть, наши запасы, возможности, они хотели поставлять в Россию свои технологии. Всё это очень бурно развивалось, но как только режим рухнул, они тут же сложили руки и уже перестали нами интересоваться».
1976 год: «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

«Это фильм-лубок, совершенно верно. В центре этого проекта с самого начала стоял Высоцкий. Это был фильм, задуманный для него. И я с ним был хорошо знаком и дружил, и сценаристы Дунский и Фрид были его близкими друзьями. И мы все вместе как-то всё это сделали с большой радостью. Снимали мы эту картину с удовольствием, а актеры, конечно, были все первоклассные.
Хотя случались и неприятные моменты. Например, Высоцкий написал для фильма три песни, но меня начальство вызвало и сказало: «Тебе позволили снимать Высоцкого — вот и успокойся». И все песни, очень хорошие песни, из фильма выбросили — не хотели, чтобы он ещё и через кино поддерживал свою популярность. И я не стал их снимать. Это было ошибкой: надо было, конечно, их снять — но кто мог предположить, что этот режим рухнет?.. Жалко».

Бонус: Владимир Высоцкий
«Были роли, которые ему не давали. У него была прекрасная проба на фильм по биографии военачальника, он должен был играть маршала — и его проба была лучшей из всех. Но говорят: «Проект не для него». А вот исторический фильм — пожалуйста, можно, вот этого Ибрагима Ганнибала — ради бога. А почему — надо было занимать человека чем-то. В театре-то он был кумиром! И никто не мог запретить его плёнок. Вся Россия — тогда только появились магнитофоны — слушала Высоцкого. Из каждого окна доносился Высоцкий. Даже сейчас представить себе невозможно, до какой степени он был популярен. Он и сейчас популярен, но тогда он был номер 1, 2, 3, 4, 5… 10 — и лишь потом все остальные».
1979 год: «Экипаж»

«Когда я снимал «Гори, гори, моя звезда», это был свежий подход — объединить в одном фильме трагедию и комедию вместе. Министр, которому показали картину, этого не понял: «Что это такое? Объясните, что мне делать — плакать или смеяться?» — «Это такой жанр: трагикомедия». — «Нет такого жанра! Я учился в университете и знаю: есть жанр ”трагедия”, есть жанр “комедия”!..» Вот. И после этого я обнаглел и решил: «Сниму-ка я фильм на четыре жанра!». В коммерческом кино это не принято — жанр должен быть чётко один. А у нас люди и так в кино ходят, не выбирают.

Международный постер фильма «Экипаж»

И получилась такая картина. Где есть как бы бытовой, нормальный фильм — это история лётчика в исполнении Жжёнова. Есть мелодрама — это история Ненарокова (Анатолий Васильев). И есть то, что сейчас называют «романтической комедией», а тогда это называлось просто «комедией» — это чисто о любви, о неудачной, но трогательной любви. И сказка. То есть, во всех трёх первых жанрах люди терпят неудачу, а в сказке они берут реванш.

Мы до такой степени тогда были удалены от коммерческого кинематографа Запада, что на экранах у нас не было ни одного фильма-катастрофы. Фестивальные картины приходили по своим каналам, полный набор фестивальных картин у нас был — а вот таких жанровых лент не было даже для профессиональных просмотров. Поэтому я не очень точно понимал, что такое «катастрофа». И «Экипаж» с точки зрения жанра — это абсолютно безграмотное решение, потому что в фильмах катастроф нужно схематично-упрощённое изображение человеческих характеров и быстрое внедрение в эту катастрофу. Да и после смерти Александра Лукича Птушко все навыки по созданию спецэффектов на «Мосфильме» были потеряны, всё это рухнуло. И я для этого фильма реанимировал весь цех комбинированных съёмок, дал ему, так сказать, новые силы, мы понаставили массу макетов!..

Я с удовольствием в это окунулся — но оказалось, что у жанра есть своя энергия. И эта катастрофа пожрала все остальные жанры, превратила их в длинную экспозицию. И получился фильм, который мне показался уродливым, честно вам скажу.

Его предполагалось выпустить где-то в начале следующего года, но в четвёртом квартале совершенно «горел» план по прокату — и «Экипаж» срочно выкинули на экран безо всякой рекламы, вообще безо всякой информации. Он вслепую вышел в кинотеатре «Россия». Я пошёл его смотреть — пустой зал. В отчаянии думаю: «Столько сил положено — а картина идёт в пустом зале! Значит, не угадал я это всё, значит, пойду ругаться к прокатчикам: пусть хоть вслед картине рекламу какую-нибудь придумают, когда она по Советскому Союзу пойдёт...». Но были выходные — и я пошёл жаловаться в понедельник. Там такой очень симпатичный был начальник, одноглазый, Маевский. Я ему: «Как вам не стыдно, ну что такое! Мы сделали такую старательную картину! Ну, пусть она нехорошая, но всё-таки какая-то реклама должна же быть! В пустом зале идёт!» Он говорит: «Да не может быть! Пойдёмте посмотрим!» Но он-то всё знал уже — и везёт меня к кинотеатру. И там в три ряда стоит очередь!.. Для тогдашнего времени — вещь абсолютно небывалая.

Это сарафанное радио всё сделало. Люди говорили друг другу: «Вот такая картина!». И всё, покатилось. В метро еду: «Экипаж, экипаж, экипаж, экипаж!..». В троллейбусе еду: «Экипаж, экипаж, экипаж, экипаж!..». Где бы ни был — все про него говорили! Прошло полгода — картину нельзя было вытащить с экранов! По официальным сведениям она собрала восемьдесят миллионов, а на самом деле гораздо больше — потому что шла без конца совершенно! И она «убила» в прокате шестнадцать картин. Мои коллеги, мои товарищи, на меня волком все смотрели: они должны были на следующие две недели свои картины поставить — а я их «вытеснил».

Тогда одновременно вышли три кассовые картины: «Экипаж», «Москва слезам не верит» и «Пираты XX века». Это не случайность, это назрело у художников. Мы понимали, что люди смотрят барахло. Это сегодня такое представление о советском кино, что оно было хорошее. Было море дерьма — и в нём, так сказать, были зёрна. Сейчас то говно куда-то ушло, а зёрна остались. Были хорошие режиссёры, серьёзные — но их было очень мало по сравнению с общим потоком. Поток был такой тоскливый-тоскливый — и вдруг появляется Гайдай! Потом опять: тоскливые картины, тоскливые, тоскливые — и вдруг появляется Константин Воинов! Снова тоскливые-тоскливые — и вдруг выскочил «Экипаж»!.. Хорошие картины, конечно, держались на экране дольше по времени, но вот так, чтобы фильм занял собою всё пространство — это было только в случае с фильмами «Москва слезам не верит», «Пираты ХХ века» и «Экипаж». Такие были три картины.

Но оказалось, что они не нужны! Они сминают запланированный прокат! Коммерческого проката в стране не было — и никто в успехе не был заинтересован! Картины всё-таки делались тяжело, стоили многих усилий, а студии от этого нет никакой выгоды, потому что она сдаёт работу — и всё. Прокат показывает свой план, деньги уходят в государственный бюджет... Никому большего не нужно. Система проката тогда лишала всех возможностей какой-то коммерческой выгоды — и даже просто «премиальности», так сказать, за хорошее качество. Сделал картину — отложи и делай следующую. Не так плохо, кстати. И я понял: всё, конец, больше я такое кино делать не буду. И никто не стал делать. Никто не был заинтересован в том, чтобы такое кино делали».

Бонус: почему в СССР так мало было западных жанровых фильмов
«Тут в чём была проблема: все западные прокатчики знали, что достаточно привезти к нам картину на два часа, чтобы её своровали. Пока продавцы показывали ленту нашим «покупателям» — на «Мосфильме» тут же делали копию. Картины тогда складывались из частей, каждая часть — десять минут. Пока одна часть идёт, вторую — копируют. Фильм просмотрен — через десять минут механики отдают плёнки, а начальство: «Мы подумаем». И ничего не покупают. А для чего копии делали? Чтобы власти на дачах кино смотрели! Тогда ведь не было DVD — и вот им на дачи возили эти картины смотреть. Но мы-то этого не видели ничего!..
Поэтому фестивальный поток у нас был, все фестивали обменивались через Союз кинематографистов и через «Совэкспортфильм». А для коммерческих картин въезд был просто запрещен. Закрыт. С западной стороны все знали: воруют».
video

скачать видео

7084

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
12
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×